Урок русского языка в 7 классе
Подготовка к сочинению – описанию предмета или интерьера по личным
впечатлениям
Цель: освоить правильным алгоритм сочинения – описания по личным
впечатлениям
Задачи:
Выявить особенности описания
Развитие речи учащихся, логического мышления, способностей к сравнении.,
обобщению, умению работать в группе, отстаивать свою точку зрения
Воспитание бережного отношения ко всему живому.
Ход урока
1.Вводно мотивационный этап урока
Создание эмоционального настроя радости, веселья
Обращение к личностному опыту учащихся.
Учитель: Наша жизнь состоит из повседневной жизни, будней и праздников.
Обратите внимание на доску. Она разделена на две части: будни и
праздники.
У: Что вам по душе? (праздники)
У: какой самый долгожданный праздник, самый волшебный прошел недавно? (
Новый год) Нарисуйте ваши впечатления от нового года в рисунке. С
комментариями . Почему вы любите? Вешаем на доску.
У: Символ зимних праздников это ель, сосна. Нашу работу начнем со
словосочетания новогодняя елка, в левый столбик запишите слова , сходные с
этим словосочетанием или ассоциации, возникающие с ним, а в правый
столбик описания ( прилагательные) Новогодняя елка
Праздник волшебная
Веселье новогодняя
Подарки великолепная
Восхищение неописуемая
Сказка пышная
Свечи зеленая
Бенгальские огни высокая
Запах мандаринов
Счастье, красота, бой курантов.
Учитель: делает вывод. Новогодний праздник это всегда радость,
веселье, волшебство
У: С чем же связана тема урока( с новогодними игрушками, новогодней
елью, с интерьером ( с оформлением помещения) )
Итак, тема урока: Подготовка к сочинению описанию предмета,
интерьера по личным впечатлениям
Принятие учебной задачи. С какой целью мы будем это делать? Цель
нашего урока? ( чтобы описать свои мысли , чувства, пожелания)
Актуализация опорных знаний:
Вспомним алгоритм написания сочинения – описания (на слайде)
План.
1. Охарактеризовать общий вид предмета ( тема описания)
2. Назовите наиболее характерные признаки
3. Определить цель описания, подумайте над идеей.
4. Расположите описание признаков, как того требует тема и идея
5. Придумайте заглавие, сопоставьте их , выберите из них лучшее.
2. Операционно содержательный этап урока С чего начнем? ( с заглавия)
А)Конкурс на лучшее заглавие будущего сочинения по группам: 1 группа
(игрушка), 2 группа (ель), 3 группа интерьер в домашней обстановки, 4 группа
интерьер ( праздничное оформление любого другого помещения)
«В стране елочных украшений», «Что растет на елке»,«Ель красавица»,
«Нарядная гостья», «Преображенная комната», «Вместе со свечами».
Как избежать ошибок в тексте лексическая работа
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№1 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
На всех стендах висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие
украшения. Над доской висит яркий плакат «С новым годом!»
Между окнами висят веселые рисунки. На окнах тоже рисунки,
нарисованными яркими красками
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№2 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
В комнате стояли кровать, писальный стол, кресло и шкаф. В комнате стояла
ель, вся украшенная гирляндами. Комната была сверкающая, немного
приплюснутая
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№3 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого , даже
враждебного приема. В этом капризном воздухе была нарядность праздника.
Около елки расположился стол.
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№4 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
Новогодняя ель сверкала ярким светом. Шары , гирлянды ярко сверкали .
Все мечтали о клевом новом годе. Ответы 1 гр – повтор слов, 2 гр неправильный выбор слова, повтор 3 гр
неправильный выбор слова, лексическая несочетаемость, 4 гр тавталогия.,
неуместное употребление слов.
Учитель: чтобы избежать повторов, мы должны использовать синонимы,
помнить , что делают нашу речь выразительной ( тропы) Не забывать их
использовать
Подберите синонимы к словам 1 гр – стоять, 2 гр блестеть, 3 гр нравиться, 4
гр радоваться.
В) Смена эмоционального настроя на резко противоположный.
Но жизнь наша – это не сплошной праздник. Есть и другие по настроению
минуты.
Прослушайте рассказ Т.ТЭсс. «Голубая ель»
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Привезли даже немного
хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она почувствовала себя, как дома.
Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая
ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и
вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах
лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром,
увидели, что елку ктото срубил. Срубил не у корня, а забрал юную,
пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно
распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди
долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью,
содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была
сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами:
“Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И
каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о
содеянном.
Анализ текста:
О чем этот текст? Какова главная мысль текста?
Каким чувством проникнут рассказ?
Какие художественно изобразительные средства, которые использует автор
для передачи своего настроения? (эпитеты, ряды однородных членов
предложений, градация(болью, содроганьем, гневом), сравнения) Для чего
использует их автор?
Как по – другому можно озаглавить текст?
Давайте задумаемся сколько их невинно загубленных елочек, сосен
ради ради нескольких дней праздничного блеска.
Попробуйте почувствовать себя выброшенной елкой, посмотрите на мир ее
глазами, какие чувства вы испытываете?
Задание рисунок: вешают с комментарием на доску.
У: вывод. Какое отношение к елочкам к символу новогодних праздников?
( варварское истребление)
В) Послушайте еще один рассказ Подумайте, почему он прозвучит на
уроке?
СОЛНЦЕ С БЕЛЫМИ ЛУЧАМИ
Дети прибежали домой и, перебивая друг друга, стали рассказывать о своем
открытии:
Мама, мы нашли странный цветок!
Мы не знаем его названия. Белое колесико с желтой серединкой. Он похож
на маленькое солнце с белыми лучами. Ты не знаешь, что это за цветок?
И они зашагали к клену с красными листьями. Присели на корточки и стали
разглядывать цветок, неожиданно распустившийся в саду. Значит, не ты посадила этот цветок? — сказали дети, и в голосе их
прозвучало разочарование. И они стали ждать отца.
Когда отец вернулся с работы, оказалось, что никаких цветов он не сажал. Но
долго рассматривал незнакомое растение. Измерил рост стебля и диаметр
колесика. Все тщательно записал в книжечку и наконец сфотографировал
открытие своих детей. А дети терпеливо ждали, что скажет отец. Он сказал:
Вероятно, семечко этого цветка занесло ветром из жарких стран, где растет
много экзотических цветов.
Приходили соседи, разглядывали таинственного новосела. Одни говорили,
что в природе появляется новый вид. Другие не исключали, что цветок —
инопланетянин, а семечко занесло на Землю потоком космических частиц. И
тогда вспомнили о бабушке. Бабушке было сто лет. Она жила в том далеком
времени, о котором люди знают только по книгам.
Это ромашка, — тихо сказала бабушка.
Ромашка, — по складам повторили дети. — Мы никогда не слышали про
ромашку. Она из Африки или из Австралии?
Она из моего детства. Когдато давно ромашек было очень много. Они
покрывали поля, пригорки, росли в лесах и на берегах рек. Людям казалось,
что выпал снег. Теплый летний снег. Мы из ромашек плели венки.
Белое колесико с желтой сердцевинной встречало человека весной и катилась
рядом с ним до осени. От детства до старости человеку светило маленькое
солнце с белыми лучами. А потом ромашек становилось все меньше. Их
безжалостно срывал каждый, кто проходил мимо.
Зачем? — четыре непонимающих глаза смотрели на бабушку….
Потом покачала головой: «Срывали просто так».
Бабушка опустилась на траву и низко наклонилась к ромашке. Потом
посмотрела на детей внимательно, и глаза ее стали сухими:
Мы виноваты перед вами, дети! Не уберегли ромашку. Самый родной
цветок нашей земли не уберегли, и он стал для вас чужим, как инопланетянин.
Учитель: Что объединяет 2 рассказа( мысль о необходимости беречь
природу) Придет время и может быть и ель станет инопланетянином Учитель : в каких жанрах написаны ( рассказ, фантастический рассказ) А мы
в каком жанре будем писать сочинение : можно рассказ, фантастический
рассказ, сказку, вводя описание .
3. Рефлексивно оценочный этап урока.
У: Что вы вынесете для себяс сегодняшнего урока?
Предложите, что пути решения проблемы?
Домашнее задание. Написание сочинения описания. Приложение
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№1 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
На всех стендах висят гирлянды из цветной бумаги, снежинки и другие
украшения. Над доской висит яркий плакат «С новым годом!»
Между окнами висят веселые рисунки. На окнах тоже рисунки,
нарисованными яркими красками
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№2 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
В комнате стояли кровать, писальный стол, кресло и шкаф. В комнате стояла
ель, вся украшенная гирляндами. Комната была сверкающая, немного
приплюснутая
Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№3 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
Ко всему была готова Оксана, но все же не ожидала столь сухого , даже
враждебного приема. В этом капризном воздухе была нарядность праздника.
Около елки расположился стол. Б) Лексическая работа Исправление речевых ошибок в тексте
№4 Задание: Отредактируйте , исправьте речевые ошибки.
Новогодняя ель сверкала ярким светом. Шары , гирлянды ярко сверкали .
Все мечтали о клевом новом годе.
Прослушайте рассказ Т.ТЭсс. «Голубая ель» Читает ученик
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли
глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы
лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки,
чтобы она почувствовала себя, как дома.
Дерево прижилось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая
ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и
вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах
лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром,
увидели, что елку ктото срубил. Срубил не у корня, а забрал юную,
пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно
распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди
долго смотрели на ель, не веря своим глазам, смотрели с болью,
содроганием, гневом…
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была
сделана добротно, старательно, на ней было написано отчетливыми буквами:
“Памятник подлецу, который под Новый год срубил елку”.
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, срубивший дерево, проходит, может быть мимо него каждый день. И
каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о
содеянном. План.
1.
2.
3.
4.
5.
Охарактеризовать общий вид
предмета ( тема описания)
Назовите наиболее характерные
признаки
Определить цель описания, подумайте
над идеей.
Расположите описание признаков, как
того требует тема и идея
Придумайте заглавие, сопоставьте их ,
выберите из них лучшее.
План. 1.
2.
3.
4.
Охарактеризовать общий вид
предмета ( тема описания)
Назовите наиболее характерные
признаки
Определить цель описания, подумайте
над идеей.
Расположите описание признаков, как
того требует тема и идея
5. Придумайте заглавие, сопоставьте их ,
выберите из них лучшее.
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Презентация по русскому языку на тему "Сочинение - описание предмета или по личным впечатлениям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.