Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс
Оценка 4.6

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Оценка 4.6
Исследовательские работы
docx
русский язык
5 кл
05.10.2017
Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс
доклад.docx
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа № 12 г. Выксы Нижегородской области Удивительное имя существительное. Гуманитарное отделение. Секция филологическая. Работу выполнила: ученица 5  класса Латышева Анастасия Научный консультант: учитель МБОУ СОШ № 12 Шилина Лариса Сергеевна Нижегородская область 1 г. Выкса 2014 Оглавление. Аннотация ___________________________________________________________   3 Введение  ____________________________________________________________  4 Обзор литературы______________________________________________________ 5 1. Толкование слова «существительное» в толковых словарях. ________________ 6 2. Лексико­грамматические разряды имен существительных. _________________ 6  3. Категория рода. _____________________________________________________  9 4. Категория числа.  ____________________________________________________ 10 6. Категория падежа.  ___________________________________________________ 11 7.  Склонение существительных.  _________________________________________ 12 8. Синтаксические функции существительных ______________________________ 13 Материалы и методы исследований _______________________________________ 14 1.Использование имен существительных в поэзии ___________________________ 14 2.Использование имен существительных в художественных произведениях  _______________________________________________________________________16 3. Тестирование учащихся. _______________________________________________ 17 4. Анализ содержания учебника литературы за 5 класс________________________ 17 5. Практическая значимость  имени существительного  _______________________ 18  Результаты и их обсуждения _____________________________________________ 18 Выводы _______________________________________________________________ 19 Литература ____________________________________________________________  20 Приложение ___________________________________________________________  21 2 Аннотация. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, шёпот и шорох морского гравия. К.Г.Паустовский Имя   существительное   –   важнейшая   часть   речи.По   наблюдениям   ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов. И это вполне понятно. Человек с рождения жадно смотрит на мир и хочет знать и назвать всё то, что его окружает.  Ещё первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы и явления, и эти наименования закреплялись в языке. Меня заинтересовало, почему часть речи имя существительное встречается в речи чаще, чем все другие части речи. Тема моей  исследовательской работы «Удивительное имя существительное». Цель работы:  ­ рассмотреть морфологические признаки имени существительного; ­  выявить роль имен существительных в художественном тексте. Задача работы: ­ узнать особенности имени существительного как части речи; ­ выяснить практическую значимость имени существительного в нашей жизни. При выполнении данной работы я использовала следующие методы: ­ изучение научной литературы; 3 ­ опрос; ­ изучение статистических данных; ­ исследование художественного текста. Введение. Среди   самостоятельных   частей   речи   именно   имя   существительное   –   самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи   –   имя   существительное.   Имя   существительное   ­     ведущая   часть   речи   и   в грамматике (имеет род, число, падеж, склонение). Более подробно  имя существительное как часть речи мы  начинаем изучать с 5 класса. Слова, которые служат названием предмета, то есть имеют значение предметности, называются   именами   существительными.   Имена   существительные   могут   быть названиями   конкретных   предметов,   вещей,   веществ,   живых   существ   и   организмов, явлений объективной  реальности (весна, лето, холод, гром), отвлеченных свойств и качеств (храбрость, сила, синева), действий и состояний (питьё, скачок, уборка, отдых).   Всем   именам   существительным   присуще   общее,   одинаковое   для   всех   значение   – предметное.  Мне   очень   понравилось   утверждение   Льва   Васильевича   Успенского,   что   «имя существительное – хлеб  языка». К.Г.Паустовский утверждал: «Нет ничего такого в жизни   и   нашем   сознании,   что   нельзя   было   бы   передать   русским   словом:   звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия».        Эти слова Паустовского прежде всего относятся к именам существительным, так как   в   русском   языке   на   каждые   100   слов   приходится   40   имён   существительных. Недаром поэт говорит: «Давно живу я в мире этом, даю названья всем предметам». То есть без имени существительного мы не сможем   писать, а даже говорить! Мы не сможем выражать свои мысли. Мне кажется,  что без имени существительного в нашей речи просто нельзя обойтись. Цели работы: 4 ­ выявить роль имен существительных в художественном тексте; ­ рассмотреть морфологические признаки имени существительного; ­ выявить роль имен существительных в нашей жизни; ­ подсчитать   количество употребляемых существительных известными писателями и современными людьми. Задачи работы: ­ узнать особенности имени существительного как части речи; ­ выяснить практическую значимость имени существительного в нашей жизни. Я эту работа выполняла с октября 2013 года на базе МБОУ СОШ № 12. Обзор литературы. 1. Толкование слова «существительное» в словарях. В  учебнике русского языка для 5 класса сказано, что «Имя существительное – часть  речи, которая обозначает предмет. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или  что?  Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду и  изменяются по падежам и числам. В предложении имена существительные чаще всего  бывают подлежащими, дополнениями или обстоятельствами» (Т.А. Ладыженская, М.Т.  Баранов.Русский язык. Учебник для 5 класс,). Мне стало интересно, а какое  определение дается имени существительному в  разных  толковых словарях. Оказывается, в других толковых словарях определение имени  существительного  сходно. Существительное – В грамматике: часть речи, обозначающая предмет и выражающая  значение предметности в формах рода, числа и падежа  ( С.И. Ожегов. Толковый  словарь). Существительное – Часть речи, обозначающая предмет и обычно изменяющаяся по  падежам и числам; имя существительное (в лингвистике). (Т.Ф. Ефремова.Толковый  словарь русского языка). 5 Существительное, ­ого, ср. или имя существительное ­ в грамматике:часть речи,  обозначающая предмет и выражающая значение предметности в формахрода, числа и   падежа. (С.И. Ожегов, Н.Ю.  Шведова.Толковый словарь русского языка). Имя существительное – это часть речи, обозначающая предмет (субстанцию) и  выражающая это значение в словоизменительных категориях числа и падежа и в  несловоизменительной категории рода» (Русская грамматика–1980, т. 1, с. 460). 2. Лексико­грамматические разряды имен существительных. Имена существительные могут быть нарицательными и собственными. Собственные   имена  существительные —   это   названия   отдельных   лиц,   единичных предметов. К собственным именам существительным относятся: 1) имена, фамилии, прозвища, клички (Пётр, Иванов, Шарик); 2) географические названия (Кавказ, Сибирь, Средняя Азия); 3) астрономические названия (Юпитер, Венера, Сатурн);  4) названия праздников (Новый год, День учителя, День защитника Отечества); 5)   названия   газет,   журналов,   художественных   произведений,   предприятий   (газета «Труд»,   и   др.    издательство   «Просвещение»)   роман   «Воскресение», Нарицательные имена существительные называют однородные предметы, которые имеют   что­то   общее,   одинаковое,   какое­то   сходство   (человек,   птица,   мебель).  Все   имена собственные пишутся   с   большой   буквы   (Москва,   Арктика),   некоторые также   берутся   в   кавычки   (кинотеатр   «Космос»,   газета   «Вечерняя   Москва»).  Кроме различий в значении и написании собственные имена существительные имеют ряд   грамматических   особенностей:   1)   не   употребляются   во   множественном   числе (кроме случаев обозначения разных предметов и лиц, называющихся одинаково: У нас в классе две Иры и три Оли; 2) не сочетаются с  именами числительными.  Собственные существительные могут переходить в нарицательные, а нарицательные —   в собственные,   например:   Нарцисс   (имя   юноши­красавца   в   древнегреческой мифологии) — нарцисс (цветок); Бостон (город в США) — бостон (шерстяная ткань), 6 бостон   (медленный   вальс),   бостон   (карточная   игра);   труд   —   газета   «Труд»(   Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. Современный русский язык.стр. 181, 2008 г.). Все имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные. Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, кто?  животных, отвечают вопрос птиц);       на     Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что? Изначально в русском языке категория одушевлённости­неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая).   Постепенно,   с   развитием   языка   эта   категория   стала   грамматической, поэтому   деление   существительных   на одушевлённые и неодушевлённые не   всегда совпадает   с   делением   всего   существующего   в   природе   на   живое   и   неживое.  Показателем   одушевлённости   или   неодушевлённости   существительного   является совпадение ряда грамматических форм.  Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга  формой винительного падежа множественного числа.  У  одушевлённых  существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у  неодушевлённых существительных — с формой именительного падежа, например:  нет друзей — вижу друзей (но: нет столов — вижу столы), нет братьев — вижу братьев  (но: нет огней — вижу огни), нет лошадей — вижу лошадей (но: нет теней — вижу  тени), нет детей — вижу детей (но: нет морей — вижу моря).  У имён существительных мужского рода (кроме существительных на ­а, ­я) это  различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга — вижу друга (но:  нет дома — вижу дом).  К одушевлённым существительным могут относиться существительные, которые по  значению следовало бы считать неодушевлёнными, например: «наши сети притащили  мертвеца»; сбросить козырного туза, пожертвовать ферзя, купить кукол, разрисовать  матрёшек.  К неодушевлённым существительным могут относиться существительные, которые  7 по выражаемому ими значению следовало бы отнести к одушевлённым, например:  изучать болезнетворные микробы; нейтрализовать бациллы тифа; наблюдать зародыш в  его развитии; собирать личинки шелкопряда, верить в свой народ; собирать огромные  толпы, вооружать армии. По особенностям выражаемого значения  имена существительные можно разделить на несколько групп: 1) конкретные существительные (стул, костюм, комната, крыша), 2)абстрактные,   или   отвлечённые,   существительные (борьба,   радость,   добро,   зло, нравственность,   белизна),   3) собирательные   существительные (зверьё,   дурачьё, листва,   бельё,   мебель);   4) вещественные   существительные (цикл:,   золото,   молоко, сахар,   мёд);   5)единичные   существительные (горошина,   песчинка,   соломина, жемчужина) (Н.С. Валгина, Д.Э. Розенталь. Современный русский язык.стр. 275, 2002 г.).    Конкретными называются имена существительные, которые обозначают явления или предметы   реальной   действительности.   Они   могут   сочетаться   с   количественными, порядковыми и собирательными числительными и образуют формы множественного числа. Например: мальчик — мальчики, два мальчика, второй мальчик, двое  мальчиков; стол — столы, два стола, второй стол.  Абстрактными,   или   отвлечёнными,   называются   имена   существительные,   которые обозначают   какое­либо   отвлечённое   действие,   состояние,   качество,   свойство   или понятие.   Отвлечённые   существительные   имеют   одну   форму   числа   (только единственного   или   только   множественного),   не   сочетаются   с   количественными числительными, но могут сочетаться со словами много, мало, сколько и т. п. Например: горе — много горя, мало горя. Сколько горя!  Собирательными называются   существительные,   которые   обозначают   совокупность лиц   или   предметов   как   неделимое   целое. Собирательные   существительные имеют форму   только   единственного   числа   и   не   сочетаются   с   именами   числительными, например: молодёжь, старичьё, листва, березняк, осинник. Ср.: Старики долго судачили о жизни молодых и интересах молодёжи. — Вы чьё, старичьё? Крестьяне по сути своей всегда оставались собственниками. — Ни в одной стране мира крестьянство никогда не 8 было   действительно   свободным.   Первого   сентября   все   дети   пойдут   в   школу.   — Детвора собралась во дворе и ожидала приезда взрослых. Все студенты успешно сдали государственные   экзамены.   —   Студенчество   принимает   активное   участие   в   работе благотворительных фондов. Имена существительные старичьё, крестьянство, детвора, студенчество являются собирательными, образование форм множественного числа от невозможно.  них   Вещественными называются   существительные,   которые   обозначают   вещество,   не поддающееся   делению   на   составные   части.   Эти   слова   могут   называть   химические элементы,   их   соединения,   сплавы,   лекарственные   препараты,   различные   материалы, виды пищевых продуктов и сельскохозяйственных культур и пр.  Вещественные существительные имеют одну форму числа (только единственного или только множественного), не сочетаются с количественными числительными, но могут сочетаться   со   словами,   называющими   единицы   меры   килограмм,   литр,   тонна. Например: сахар — килограмм сахара,  молоко — два литра молока,  пшеница — тонна пшеницы.  Единичные   имена   существительные являются   разновидностью вещественных существительных. Эти существительные называют один экземпляр тех предметов, из которых состоит множество. Ср.: жемчуг — жемчужина, картофель — картофелина, песок — песчинка, горох — горошина, снег — снежинка, солома — соломина 3. Категория рода. Род —   это   способность   имён   существительных   сочетаться   с   определёнными   для каждой родовой разновидности формами согласуемых слов: мой дом, моя шляпа, моё окно   (Д.Э.   Розенталь,   И.Б.   Голуб.   Современный   русский   язык.стр.   182,   2008   г.).  По признаку рода имена существительные делятся на три группы:  1) имена существительные мужского рода (дом, конь, воробей, дядя),  2) имена существительные женского рода (вода, земля, пыль, рожь),  9 3) имена   существительные   среднего   рода (лицо, Кроме того, существует небольшая группа существительных общего рода, которые способны   служить   экспрессивными   названиями   лиц   и   мужского,   и   женского   пола   ущелье).    племя,   море,   хапуга).  (плакса, Грамматическое   значение   рода   создаётся   системой   падежных   окончаний   данного молодчина, недотрога, выскочка,       существительного   в   единственном   числе   (таким   образом, род существительных различают только в единственном числе). К мужскому роду относятся: 1) существительные с основой на твёрдый или мягкий согласный и нулевым окончанием в именительном падеже (стол, конь, камыш, нож, плач);   2)   некоторые   существительные   с   окончанием   ­а   (я)   типа   дедушка,   дядя;   3) некоторые существительные с окончанием ­о, ­е типа сараишко, хлебушко, домишко;  4) существительное  подмастерье К женскому роду относится:  1)   большинство   существительных   с  окончанием   ­а  (я) (трава, тётя, земля) в именительном падеже; 2) часть существительных с основой на мягкий согласный, а также на ж и ш и нулевым окончанием в именительном падеже (лень, рожь, тишь) К среднему   роду относятся:   1)   существительные   с   окончанием   на   ­о,   ­е   в именительном падеже (окно, поле); 2) десять существительных на ­мя (бремя, время, племя,   пламя,   стремя   и   пр.);   3)   существительное   «дитя».  4. Категория числа. Число ­   это   морфологический   признак,   изменяемый   для   одних   существительных   и неизменяемый, постоянный у других. Подавляющее   количество   русских   существительных   изменяются   по   числам. Например: дом – дома, девочка – девочки, слон – слоны, ночь – ночи.  Существительные,   изменяющиеся   по   числам,   имеют   формы   и   единственного,   и множественного   числа   и   соответствующие   этим   формам   окончания.   У   ряда существительных   формы   единственного   и   множественного   числа   различаются   не 10 только   окончаниями,   но   и   основой. Например: человек – люди, ребёнок – дети, котёнок – котята. Меньшая часть русских существительных не изменяется по числам, а имеет форму только одного числа: или единственного, или множественного. Существительные, имеющие форму единственного числа: собирательные: дворянство, ребятня вещественные: золото, молоко, простокваша абстрактные (или отвлечённые): жадность, злость, добро некоторые   собственные,   а   именно:   географические   названия: Россия,   Суздаль, Петербург Существительные, имеющие форму множественного числа: собирательные: всходы вещественные: сливки, щи абстрактные (или отвлечённые): хлопоты, выборы, сумерки некоторые собственные, а именно географические названия: Карпаты, Гималаи некоторые   конкретные   (предметные), часы,   сани,   а   также   группа существительных,  обозначающих   предметы,  которые   состоят   из   двух   частей:   лыжи, коньки, очки, ворота          5. Категория падежа. Падеж –   это   непостоянный, существительных. Падежей в русском языке шесть:   изменяемый   морфологический   признак   имён 1. 2. 3. 4. 5. Именительный Родительный Дательный Винительный Творительный 11 6. Предложный Нужно твёрдо знать падежные вопросы, с помощью которых определяется, в форме какого   падежа   стоит   существительное.   Поскольку,   как   вы   знаете,   имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными, к каждому падежу есть два вопроса:       И.п. – кто?, что? Р.п. – кого?, чего? Д.п. – кому?, чему? В.п. – кого?, что? Т.п. – кем?, чем? П.п. – (о) ком?, (о) чём? Для   одушевлённых   существительных   совпадают   вопросы   вин.п.   и   род.   п.,   а   для п.  неодушевлённых вин. п. им.   –       и     Чтобы не ошибиться и правильно определить падеж, всегда используйте оба вопроса. Например: Я   вижу   старый   парк,   тенистую   аллею   и   идущих   по   ней   девушку   и молодого   человека. Вижу (кого?, что?) парк (вин.п.), аллею (вин. п.), девушку (вин. п.), человека (вин. п.).  Все ли существительные изменяются по падежам? Нет,   не   все.   Не   изменяются   существительные,   которые   так   и   называются: неизменяемые. 6. Склонение существительных. «Совокупность падежных изменений одного и того же слова называется склонением» (Грамматика–1960, т. 1, с. 120). «Изменение слова по падежам называется склонением» (Русская грамматика–1980, т. 1, с. 483). Определение   склонения   и   группировка   типов   склонения. Термин   «склонение» используется в двух значениях: 1) склонение – это изменение имён существительных по падежам   (или   по   падежам   и   числам);   2)   общность   словоизменения,   совокупность 12     окончаний,   образующих   парадигму   существительного,   набор   составляющих   ее словоформ.   Падежная   парадигма   тесно   связана   с   категорией   рода,   числа, одушевлённостью / неодушевлённостью существительных. По   набору   падежных   окончаний   ед.   числа   имена   существительные   в   современном русском языке делятся на три основных склонения. В школьном учебнике к I склонению относятся: имена существительные жен. р. с флексией –а ( ­я ): дорога, тишина, няня, чаща ; имена существительные на –а ( ­я ) муж. р.: мужчина, дядя, зайчишка – и общего рода: неряха, зубрила, чистюля и др. Ко II склонению относят: имена существительные муж.р. с нулевой флексией в им. п. ед. ч.: слон, остров, творец, тополь, шалаш, санаторий ; существительные ср. и муж. рода с окончаниями –о , ­ё , ­е : окно, поле, море, письмо, бытие, городище, домишко . Как видно из примеров, ко II склонению относят и некоторые существительные муж.и ср. рода с суффиксами субъективной оценки. В научных грамматиках представлена другая нумерация: I и II склонения меняются местами. Это объясняется следующими причинами: научная грамматика учитывает, во­ первых,   значительно   большее   количество   имен   существительных   муж.и   ср.   рода   в сравнении   с   жен.   родом;   во­вторых,   многие   существительные   муж.   рода   являются мотивирующими   для   соответствующих   существительных   жен.   рода.   Поэтому   более логичной   представляется   научная   классификация.   В   школьном   учебнике   выражен дидактический   принцип   «от   простого   к   сложному».   Учитывая,   что   большая   часть выпускников   будет   работать   в   школе,   и,   желая   избежать   лишних   усилий   на переучивание   нумерации   склонений,   мы   будем   использовать   в   качестве   рабочей нумерацию школьной классификации. К III склонению относятся: 13     имена существительные жен. рода с нулевой флексией в им. п. ед. ч.: ладонь, ночь, мышь, рожь ( Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. Учебник для 5 класс. стр.517, 2004 г.). Разносклоняемыми являются: 10 существительных на –мя : бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, стремя, семя, темя; существительное ср. р. дитя ; существительное муж.р. путь (Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Русский язык. Учебник для 6 класс. стр. 83, 2004 г.   ). 7. Синтаксические функции существительных.  Имя   существительное   из   всех   частей   речи   имеет   наиболее   разнообразный   набор синтаксических функций. Самые характерные его функции: подлежащее,  дополнение, сказуемое,  обстоятельство, определение Например. Мать сидит у окна. Она листает журнал, рассматривает фотографии людей и природы. Моя мать – учитель географии. «Мама»,  ­ зову её я. Мать – подлежащее у окна – обстоятельство Журнал – дополнение Фотографии – дополнение Людей – определение Природы – определение Мать – подлежащее Учитель – сказуемое Географии – определение Мама – обращение, которое членом предложения не является. Материалы и методы исследований. 14 1. Использование имен существительных в поэзии. Так как существительное обозначает предмет, то  без него  невозможно нарисовать ни картины природы, ни портрет и т.д.   Многие поэты используют этот прием в своих произведениях Для  изучения использования  имени существительного  в поэзии мною былопрочитано 20 стихотворений разных поэтов. В итоге я   отобрала     6 стихотворений:А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье…», «Это утро…»;  В.В. Маяковский «Еду»,  В.А. Жуковский «Приход весны»,   С. Т. Аксаков « 17 октября» (Опять дожди, опять туманы), А. А. Блок   «Ночь.Улица..».   В   этих   стихотворениях   преобладают   именно   имена существительные,   а   стихотворение   А.А.   Фета   «Шепот,   робкое   дыханье…»   состоит полностью из одних существительных. Это очень удивительно. А.А. Фет «Шепот, робкое дыханье…» Шепот, робкое дыханье.           Трели соловья, Серебро и колыханье           Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени,           Тени без конца, Ряд волшебных изменений           Милого лица, В дымных тучках пурпур розы,           Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы,           И заря, заря!.. В. В. Маяковский «Еду» 15 Вечер, поле, Огоньки. Дальняя дорога. С.Т. Аксаков «17 октября» Опять дожди, опять туманы. И листопад, и голый лес, И потемневшие поляны, И низкий, серый свод небес.  А.А. Фет «Это утро…» Это утро, радость эта, Эта мощь и дня, и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы,  Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли – эти слезы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это все – весна. 16 А.А. Блок «Ночь. Улица…»      Ночь, улица, фонарь, аптека,       Бессмысленный и тусклый свет.       Живи еще хоть четверть века ­       Всё будет так. Исхода нет.       Умрешь ­ начнешь опять сначала       И повторится всё, как встарь:       Ночь, ледяная рябь канала,       Аптека, улица, фонарь. В.А. Жуковский «Приход весны» Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод, — Вас назвавши, что прибавить? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход? 2.  Использование имен существительных в художественных произведениях. Для   того   чтобы   посмотреть,   а   какая   часть   речи   преобладает   в   художественных произведениях,   я прочитала   рассказы для детей Л.Н. Толстого и   стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Я выбрала 3 рассказа Л.Н. Толстого и 4 стихотворения в прозе И.С. Тургенева  и  выписала из них  слова трех частей речи: имена существительные, имена прилагательные и глаголы. И сравнила, какая часть речи самая употребительная. Свои результаты я оформила в виде таблицы (см. Приложение). 17 3. Тестирование учащихся. С   учащимися   5­х   классов   (60   человек)     было   проведено   тестирование,   вопросы которого отражают знания учащихся об имени существительном как части речи. Мною был составлен тест по имени существительному. Было дано   5 вопросов с ответами (необходимо было выбрать правильный вариант). Вопросы. 1.  Имя существительное обозначает: а) признак предмета б) признак действия в) предмет 2.  Изменяется по следующим морфологическим признакам:  а)  родам и падежам б) падежам и числам в) числам и родам 3. У имени существительного типов  склонений: а) 4 б) 2 в)3 4. Каким членом предложения является имя существительное: а) определение б) подлежащее в) дополнение 5.  Какая из частей  речи самая употребительная?  а) местоимение б) имя существительное в) имя прилагательное Свои результаты я оформила в виде таблицы (см. Приложение). 4. Анализ содержания учебника литературы за 5 класс. 18 В ходе исследования мне стало интересно, а какая часть речи преобладает в названиях произведений в нашем учебнике литературы за 5 класс. Для этого я проанализировала содержание   учебника   литературы   за   5   класс.   Свои   результаты   я   оформила   в   виде таблицы (см. Приложение). 5.  Практическая значимость  имени существительного. Работая над этой темой, я стала больше внимания обращать на употребление имен  существительных в жизни. Я  обошла несколько улиц нашего города для того, чтобы  посмотреть, а используются ли имена существительные в названиях магазинов и  офисов. И какая часть речи преобладает в названиях магазинов и офисов.   Свои результаты я оформила в виде таблицы (см. Приложение). Результаты и их обсуждение.          1. Во время изучения использования имен существительных в поэтической речи, я  пришла к выводу,  что выбранные и изученные мною стихотворения примечательны  тем, что состоят почти из одних имен существительных. Каждое выражение – картина.   Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени. 2.  Использование имен существительных в художественных произведениях тоже  интересно. Прочитав и исследовав  рассказы Л.Н. Толстого и стихотворения в прозе  И.С. Тургенева, я пришла к выводу, что имя существительное самая употребительная  часть речи. 3.   Результаты тестирования учащихся говорят о том, что   92% опрошенных знают значение   имени     существительного.     87%   опрошенных     знают   морфологические признаки имени существительного, 100 % твердо знают, что у имени существительного 3   типа   склонения.   Возникают   затруднения   у   67%   опрошенных     при   определении синтаксической роли имени существительного, если оно является определением.   И 19 82% учащихся считают имя существительное самой   употребительной частью речи. Данные цифры показывают, что имя существительное учащиеся знают очень хорошо. 4. Изучив  содержание учебника литературы за 5 класс, я увидела, что в учебнике  литературы за 5 класс в названиях произведений имена существительные преобладают  над другими частями речи. 5. Изучив практическую значимость имени существительного, я  составила таблицу и   пришла к выводу, что  из 18 магазинов и офисов 16  названы именами   существительными. И это не удивительно, ведь имя существительное обозначает  предмет  (См. таблицу № 4 в приложении). Выводы. В результате проделанной работы: после изучения морфологических признаков имени существительного,   изучения поэтических и художественных текстов,   тестирования учащихся, изучения содержания  учебника литературы за 5 класс ­  я могу сказать, что имя   существительное   –   самая   распространенная   существительное является преобладающей частью речи  в нашем языке.   часть   речи.   Именно   имя   При   написании   стихотворений   поэты   довольно   часть   используют   имена существительные, так как они  помогают образно и ярко  выразить мысль, а умелое их использование придает речи выразительность и красоту. Тестирование   учащихся  5­х   классов  показало,  что   ребята   очень   хорошо   знают   имя существительное. Ведь человек с рождения видит предметы, бессознательно называет их и  только в школе знакомится с частями речи.  Всё,   что нас окружает,   мы называем при помощи имени существительного, так как оно     обозначает   предмет.   Мы     пользуемся   имена   существительными,   даже   не задумываясь над этим. 20 И   действительно,   имя   существительное   –   удивительная   часть   речи,   жизненно необходимая каждому из нас. Литература. 1.Валгина Н.С. Современный русский язык. – М.: Логос, 2002.­ 528 с. 2. Грамматика русского языка в 2­х томах.­ М.: Издательство Академии наук СССР,  1960 г. 3.  Ефремова Т.Ф.. Толковый словарь русского языка.­ М.: Дрофа, 2009 г. 4. Ожегов С.И. Толковый словарь. 5.  Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «ИТИ  Технологии», 2008. – 944 стр. 6. Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М.: Айрис­Пресс, 2008. – 448 с. 7.  Русская грамматика 1980 года. – М.: Наука, 1980 г. 8. Русские поэты XIX века: Первая половина/ Сост. М.С. Вуколова. – М.: Просвещение, 1991. – 479 с. 9.  Русский язык. 5 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2/ Т.А.  Ладыженская, М.Т. Баранов – М.: Просвещение, 2012. – 176 с. 10. Русский язык. 6 класс. Учеб.для общеобразоват. учреждений. / Т.А. Ладыженская,  М.Т. Баранов – М.: Просвещение, 2004. – 239 с. 21 11. Толстой Л.Н. Кот с бубенцом. Басни. – М.: Дет. лит., 1987. – 32 с. 12. Толстой Л.Н. Рассказы о детях. – М.: Дет. лит., 1988. – 32 с. 13. Тургенев И.С. Накануне; Отцы и дети; Стихотворения в прозе/ Сост., послесл.,  коммент. Ю.В. Лебедева. – М.: Просвещение, 1987. – 320 с. 14. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Современный русский язык. Учеб.для студентов пед.  институтов. В 3 Ч. Ч.2. Словообразование. Морфология. – М.: Просвещение, 1987. –  256 с. Приложение.  Использование имен существительных в художественных произведениях. Таблица № 1. Название рассказа Имена  существительные глаголы Имена  прилагательные 29 17 74 28 44 23 56 271 21 14 65 20 39 14 40 213 12 1 10 19 4 20 66 №  п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. «Мышь, петух и кот» «Волк и журавль» «Как мальчик рассказывал  о том, как он дедушке  нашел пчелиных маток» Стихотворение «Собака» Стихотворение «Воробей» Стихотворение «Два  богача» 7. Стихотворение  Итого: Тестирование учащихся 5­х классов. 22 Ответ а Вопрос 1. Имя существительное обозначает 2 (3%) 2. Изменяется по следующим  3 (5%) морфологическим признакам 3. У имени существительного типов склонений 4. Каким членом предложения  является имя существительное 5. Какая из частей  речи самая  употребительная? 4 (7%) 0 40 (67%) Ответ б 3 (5%) 5 (8%) 0 Таблица № 2. Ответ в 55  (92%) 52 (87%) 60 (100%) 60 (100 %) 60 (100%) 49 (82%) 7 (12%) Анализ содержания учебника литературы за 5 класс Названия, состоящие только из имен  существительных. «Царевна­лягушка» «Журавль и цапля» «Подвиг отрока­киевлянина и хитрость  воеводы Претича» «Волк на псарне» «Свинья под дубом» «Ворона и лисица» «Кубок» «Руслан и Людмила» «Бородино» «Муму» «Хирургия» «Косцы» «Дети подземелья» «Никита» «Васюткино озеро» «Игорь­Робинзон» «Рыба­кит» «Робинзон Крузо» «Сказание о Кише» 19 Таблица № 3. Названия, состоящие из словосочетаний  имени существительного с другой частью  речи. «Иван­крестьянский сын и чудо­юдо» «Солдатская шинель» «Спящая царевна» «Черная курица, или Подземные жители» «Заколдованное место» «Кавказский пленник» «Теплый хлеб» «Двенадцать месяцев» «Снежная королева» 9 23 Практическая значимость  имени существительного. № п/п Имя существительное 1. 2. 3. 4. 5.  6.  7. 8.  9. 10. 11. 12.  13. 14. 15. 16. 17. 18. Итого : Кафе «Шоколад» Магазин «Лебединка» Магазин «Пингвин» Магазин «Спар» ювелирный салон «Алмаз» Ювелирный салон «Рубин» Магазин «Сластена» Рекламное агентство «Ирис» Оптика Магазин «Континент» Торговый комплекс «Вавилон» Салон связи  «Мегафон» Салон связи «Связной» Салон связи «Евросеть» Дом цветов. Магазин «Нептун» Системы безопасности Сапсан Салон красоты  Nota bene. 18 Таблица № 4. Другие части речи Детский мир Юбилейный Павловская курочка Мама +я 5 24 25

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс

Презентация по русскому языку на тему "Удивительное имя существительное" 5 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2017