Презентация по русскому языку на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение."

  • Разработки уроков
  • ppt
  • 13.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация представляет собой разработку урока русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение". Урок начинается с словарного диктанта, повторяется синтаксический разбор словосочетаний.Подведение к новой теме осуществляется на основе анализа двух предложений. Затем изучение нового материала представлено в виде таблиц. Упражнения для закрепления нового материала очень разнообразны. Выполняя предложенные задания, учащиеся учатся отличать прямые дополнения от косвенных. Творческая работа напрвлена на умение конструировать предложения с данным второстепенным членом. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Иконка файла материала dopolnenie_1416341478.ppt
Второстепенные члены  предложения.  Дополнение 8 класс
Словарный диктант. Выполните синтаксический  разбор выделенных словосочетаний          Т..лант реж..сёра, р..петиция п..есы,  сц..ническое иску..тво, пор..зить зрителей,  готовиться к  к..нференции, конгре..      б..ологов, праздничная и..юм..нация,  к..рнавальная ночь, ур..ганный ветер,  вопл..щённый замысел, ст..рательно  исполнить, больш..нство пр..сутствующих,  изб..рательная коми..ия.
Синтаксический разбор предложения
Способы выражения дополнения №  п\п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Части речи Примеры Имя существительное Старик ловил  (чем?) неводом (что?)  рыбу Имя прилагательное Тарас думал (о чём?)  о давнем. Местоимение  Я посмотрел (на кого?) на неё. Причастие  Мы простились  (с кем?) с отъезжающими. Числительное  Двенадцать делится (на что?)  на три. Наречие  Н. ф. глагола (инфинитив) Синтаксически неделимое  словосочетание Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня. Все просили её (о чём?)  спеть. Я читаю (что?) «Аргументы и факты».
Дополнения Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей Прямые дополнения относятся к  переходным глаголам  и обозначают  предмет, на который  направлено действие.  Употребляются в вин.  п. (реже ­ в р.п.) без  предлога Он подал мне книгу. Косвенные дополнения Все остальные  дополнения называют  косвенными. Дети говорили о  животных
Спишите предложения. Подчеркните  дополнения, указав прямое оно или косвенное 1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи. 2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками. 3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли  желтые листья. 4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его  шум. 5. Высоко в небе кто­то невидимый чертил белые пушистые  полосы. 6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из  отполированной стали.  7. Утром я без особых приключений добрался до  родительского дома.
Замените прямы дополнения, выраженные существительными  ж.р., словами м. р.. Главные члены и дополнения подчеркните. • Образец: Директор подписал телеграмму об  отправке. – Директор подписал приказ об  отправке. • Журналист написал заметку в газету. • Водой размыло глинистую дорогу. • Яркий солнечный свет золотил молодую  березу. • Вдалеке на возвышенности мы увидели  большую деревню. • Ко дню рождения мамы я написал акварелью  картину.
Спишите предложения. Главные члены предложения и  дополнения, выраженные инфинитивом, подчеркните. • Я хочу рассказать о своем проекте. • Вы меня просили рассказать о моем проекте. • Мы можем выполнить задание в срок. • Мастер требует выполнить задание в срок. • Александр намерен поехать на Урал. • Учитель посоветовал нам поехать в лагерь. • Я хочу послушать любимый вальс. • Слушатели просили исполнить новый марш. • Отец мне разрешил кататься на лыжах.
Спишите предложения, изменив их по образцу • Образец: Опытный рабочий обтачивает  деталь за одну минуту. – Деталь обтачивается  опытным рабочим за одну минуту. • Этот красивый дом построен местной бригадой. • Стенгазета выпускается группой учеников 8  класса. • Участок подготовлен юннатами для посадки  цветов. • Самолет преодолел расстояние между двумя  городами за два часа. • Роль исполнена актером превосходно.
Творческая работа • Составьте предложения, в которых  указанные ниже слова были бы в одном  случае подлежащим, а в другом –  дополнениями. Укажите падеж и склонение. • рассказ • каток • повесть  • гвоздь • сирень  • теплоход
Итоги урока • О каком второстепенном члене предложения сегодня  говорили? • Что обозначает дополнение? • На какие вопросы отвечает? • Какими частями речи может выражаться дополнение? • Какие дополнения называются прямыми?  Косвенными?
Домашнее задание • П. 177, упражнение 164, 165. • Повторить п. 175­176.

Посмотрите также