Презентация представляет собой разработку урока русского языка на тему "Второстепенные члены предложения. Дополнение". Урок начинается с словарного диктанта, повторяется синтаксический разбор словосочетаний.Подведение к новой теме осуществляется на основе анализа двух предложений. Затем изучение нового материала представлено в виде таблиц. Упражнения для закрепления нового материала очень разнообразны. Выполняя предложенные задания, учащиеся учатся отличать прямые дополнения от косвенных. Творческая работа напрвлена на умение конструировать предложения с данным второстепенным членом. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Второстепенные члены
предложения.
Дополнение
8 класс
Словарный диктант. Выполните синтаксический
разбор выделенных словосочетаний
Т..лант реж..сёра, р..петиция п..есы,
сц..ническое иску..тво, пор..зить зрителей,
готовиться к к..нференции, конгре..
б..ологов, праздничная и..юм..нация,
к..рнавальная ночь, ур..ганный ветер,
вопл..щённый замысел, ст..рательно
исполнить, больш..нство пр..сутствующих,
изб..рательная коми..ия.
Синтаксический разбор предложения
Способы выражения дополнения
№
п\п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Части речи
Примеры
Имя существительное
Старик ловил (чем?) неводом (что?) рыбу
Имя прилагательное
Тарас думал (о чём?) о давнем.
Местоимение
Я посмотрел (на кого?) на неё.
Причастие
Мы простились (с кем?) с отъезжающими.
Числительное
Двенадцать делится (на что?) на три.
Наречие
Н. ф. глагола (инфинитив)
Синтаксически неделимое
словосочетание
Завтра не будет похоже (на что?) на сегодня.
Все просили её (о чём?) спеть.
Я читаю (что?) «Аргументы и факты».
Дополнения
Дополнения отвечают на
вопросы косвенных падежей
Прямые дополнения
относятся к
переходным глаголам
и обозначают
предмет, на который
направлено действие.
Употребляются в вин.
п. (реже в р.п.) без
предлога
Он подал мне книгу.
Косвенные дополнения
Все остальные
дополнения называют
косвенными.
Дети говорили о
животных
Спишите предложения. Подчеркните
дополнения, указав прямое оно или косвенное
1. Бурной жизнью деловою день встречают москвичи.
2. Высокие окна снаружи были наглухо забраны досками.
3. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли
желтые листья.
4. Мне навстречу шел поезд. Уснувшая степь слушала его
шум.
5. Высоко в небе ктото невидимый чертил белые пушистые
полосы.
6. Она сняла с полки маленького скачущего оленя из
отполированной стали.
7. Утром я без особых приключений добрался до
родительского дома.
Замените прямы дополнения, выраженные существительными
ж.р., словами м. р.. Главные члены и дополнения подчеркните.
• Образец: Директор подписал телеграмму об
отправке. – Директор подписал приказ об
отправке.
• Журналист написал заметку в газету.
• Водой размыло глинистую дорогу.
• Яркий солнечный свет золотил молодую
березу.
• Вдалеке на возвышенности мы увидели
большую деревню.
• Ко дню рождения мамы я написал акварелью
картину.
Спишите предложения. Главные члены предложения и
дополнения, выраженные инфинитивом, подчеркните.
• Я хочу рассказать о своем проекте.
• Вы меня просили рассказать о моем проекте.
• Мы можем выполнить задание в срок.
• Мастер требует выполнить задание в срок.
• Александр намерен поехать на Урал.
• Учитель посоветовал нам поехать в лагерь.
• Я хочу послушать любимый вальс.
• Слушатели просили исполнить новый марш.
• Отец мне разрешил кататься на лыжах.
Спишите предложения, изменив их по образцу
• Образец: Опытный рабочий обтачивает
деталь за одну минуту. – Деталь обтачивается
опытным рабочим за одну минуту.
• Этот красивый дом построен местной бригадой.
• Стенгазета выпускается группой учеников 8
класса.
• Участок подготовлен юннатами для посадки
цветов.
• Самолет преодолел расстояние между двумя
городами за два часа.
• Роль исполнена актером превосходно.
Творческая работа
• Составьте предложения, в которых
указанные ниже слова были бы в одном
случае подлежащим, а в другом –
дополнениями. Укажите падеж и склонение.
• рассказ
• каток
• повесть
• гвоздь
• сирень
• теплоход
Итоги урока
• О каком второстепенном члене предложения сегодня
говорили?
• Что обозначает дополнение?
• На какие вопросы отвечает?
• Какими частями речи может выражаться дополнение?
• Какие дополнения называются прямыми?
Косвенными?
Домашнее задание
• П. 177, упражнение 164, 165.
• Повторить п. 175176.