Урок - закрепление знаний по русскому языку по теме "Правописание приставок ПРЕ-//ПРИ-" в 6 классе в соответствии с требованиями ФГОС. Прилагается презентация со всеми этапами урока, рабочие листы для работы учащихся на уроке на 2 варианта, оценочные листы для учащихся с самооценкой и оценкой учителем работы учащихся, аудио физкультминутка, аудио (радионяня) в начале урока - мотивация к учебной деятельности, технологическая карта урока, раздаточный материал.
Смайлики
настроения
Вот звонок нам дал
Поработать час
сигнал:
настал.
Так что время не
теряем,
Наш урок мы
начинаем.
2
Вот звонок нам дал сигнал:Поработать час настал.Так что время не теряем,Наш урок мы начинаем.
Формулируем тему
урока
?
3
Формулируем тему
урока
П р а в о п и с а
н и е
п р и с т а в о к
и
П Р Е -
.
П Р И -
4
Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-.
Разминка
Вставьте пропущенные
буквы:
Русский язык пр...вращает тьму в свет,
пр...даёт значение и вес
нашим словам и поступкам, пр...носит
радость в сердце, умеет
пр...ласкать, как мать, и пр...открыть
тайны жизни подобно мудрому отцу.
5
Самопроверка
Русский язык превращает тьму в свет,
придаёт значение и вес нашим словам и
поступкам, приносит радость в сердце,
умеет приласкать, как мать, и
приоткрыть тайны жизни подобно
мудрому отцу.
6
Повторим ОК
-
Приставка ПРИ- пишется в
следующих случаях:
1) Со значением «приближения»
Приехать, приплыть, прискакать.
2) Со значением
«присоединения» -
Пришить, приколоть, приклеить.
3) Со значением «неполного
действия» -
Прилечь, приоткрыть, присесть.
7
Повторим ОК
4) Со значением «близкое
расположение» -
Пришкольный, привокзальный.
5) Со значением «доведение
действия до конца» -
Придумать.
8
Повторим ОК
6) Со значением «совершение
действия в чьих-то интересах» -
Пригласить, приготовить.
7) Со значением «увеличение,
прибавление, умножение» -
Прибавить в весе.
9
Повторим ОК
Приставка ПРЕ- пишется
в следующих случаях:
1)В значении «очень» -
Премилый (очень милый).
2)В значении «пере-», «через»,
«по-иному» -
Прервать – перервать.
10
Запомним эти слова !
Трудный случай: ПРЕ- или ПРИ-?
Вам помогут словари!
Эти слова вы запомнить должны.
Их пишем не по правилам.
Вернее… вопреки.
Привет, пример, природа, причина,
приключение, прилежный, приятный,
приоритет, присутствовать, примирять,
примерять…
Президент, президиум, престиж,
претендент, прельщать, преодолеть,
препятствие, презирать…
11
Различаем слова
ПРИ-
ПРЕ-
Притворить
Претворить
(закрыть)
(осуществить)
Приступить (начать)
Преступить
Прибывать
(нарушить)
(приезжать)
Пребывать
Приёмник (аппарат
(находиться)
для приёма сигнала)
Преемник
Призреть (приютить)
( продолжатель
Придать (добавить)
дела)
Приходящий (кто
Презирать (не
приходит)
уважать)
Предать (выдать)
Преходящее
12
Работа в группах
1) Замените словосочетания одним
словом:
Присоединить с помощью
верёвки________________
Присоединить с помощью
клея___________________
Присоединить с помощью винтов и
шурупов______________________________
Присоединить с помощью иголки с
ниткой__________
Присоединить с помощью молотка и
гвоздей_____________________________
Присоединить с помощью канцелярской
кнопки__________________________
13
Работа в группах
2) Как сказать одним словом?
Немного поднять_________________________
Слегка хромать__________________________
Ненадолго
остановиться___________________
Ненадолго лечь___________________________
Не совсем
заглушить_______________________
Не совсем закрыть________________________
14
синонимами с
Работа в группах
приставками ПРИ- или ПРЕ-:
Очень
красивый________________________
Очень
спокойный_______________________
Очень
любопытный_____________________
Очень длинный________________________
Очень
интересный______________________
15
Работа в группах
4) Образуйте словосочетания от
данных слов с
помощью приставки ПРИ- или ПРЕ-:
(Край) при море____________________________
(Канава) при дороге_________________________
(Площадь) при вокзале______________________
(Участок) при усадьбе_______________________
(Скалы) при береге_________________________
(Двор) при школе___________________________
16
Работа в группах
5) Распределите слова в два
столбика в
соответствии с правописанием ПРЕ- и
ПРИ-:
1. Опытному воину река не пр..града.
2. Пр..зрение к смерти рождает героев.
3. К смелому слава сама пр..ходит.
4. Уважение силой не пр..обретёшь.
5. В опасности забор не пр..пятствие.
6. Правда – как солнце: её ладонью не
пр..кроешь.
17
Проверка
ПРЕ-
ПРИ-
Приходит
Приобретё
Прикроешь
шь
Преграда
Презрение
Препятств
ие
18
Работа в парах
"Проверь знания соседа":
Пр...вокзальная площадь,
пр...шить пуговицу,
пр...удивительная история,
пр...следовать врага,
пр...градить путь, пр...нести
тетрадь, пр...расти к дереву.
19
Работа в парах
"Проверь знания соседа":
Привокзальная площадь,
пришить пуговицу,
преудивительная история,
преследовать врага, преградить
путь, принести тетрадь,
прирасти к дереву.
20
Буквенный диктант
(12 слов)
Пр…клеить, пр…огромный, пр…
городный, пр…градить, пр…
скакать, пр…смешной, пр…жечь,
пр…ступник, пр…цепить, пр…
прыгать, пр…открыть, пр…
готовить.
21
Буквенный диктант
И, Е, И, Е, И, Е, И, Е, И, И, И,
И.
Приклеить, преогромный,
пригородный, преградить,
прискакать, пресмешной,
прижечь, преступник, прицепить,
припрыгать, приоткрыть,
приготовить.
22
« Четвёртый- лишний»
Поиграем
Вставьте пропущенные буквы и зачеркните
1 лишнее слово в каждом
ряду слов.
1)Пр..возносить, пр..восходить,
пр..надлежать, пр..вратить.
2)Пр..норовиться, пр..налечь, пр..тягивать,
пр..пятствовать.
3)Пр..ниженный, пр..плюснутый,
беспр..кословный, пр..вязчивый.
4)Пр..одолеть, пр..целиться, пр..кратить,
пр..небречь.
5)Пр..шлёпал, пр..бежал, пр..мудрый,
пр..катил.
23
Проверим
« Четвёртый- лишний»
1)Превозносить, превосходить,
превратить.
2)Приноровиться, приналечь, притягивать.
3)Приниженный, приплюснутый,
привязчивый.
4)Преодолеть, прекратить, пренебречь.
5)Пришлёпал, прибежал, прикатил.
24
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с
фразеологизмами:
1)Камень преткновения -
Неразрешимые трудности,
возникающие во время какого-то
дела.
26
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с фразеологизмами:
2) Преклонять колени -
- Проявлять уважение к кому-то
или чему-то.
- Показывать свою покорность,
признавать чьё-то превосходство.
27
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с
фразеологизмами:
3) Прибирать к рукам -
Незаконно присваивать себе что-
либо, распоряжаться чем-то
28
чужим.
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с фразеологизмами:
4) Приходить в себя -
- Очнуться после бессознательного
состояния.
- Обретать душевное спокойствие
после нервного стресса.
29
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с
фразеологизмами:
5) Прирастать корнями -
Привыкнуть, испытывать сильную
привязанность к чему-то.
30
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с
фразеологизмами:
6) Превращаться в слух -
Очень внимательно, напряжённо
прислушиваться к чему-то.
31
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с
фразеологизмами:
7) Придерживать язык -
Взвешенно, серьёзно относиться к
сказанному.
32
Проверим домашнее
задание № 1
Поработаем с фразеологизмами:
8) Преподавать урок -
На личном примере показать кому-
то добрый, хороший пример.
33
Проверим домашнее
задание № 2
Угадайте зашифрованные слова с
приставками ПРЕ- и ПРИ-
34
Проверим домашнее
задание № 2
Угадайте зашифрованные слова с
приставками ПРЕ- и ПРИ-
35
Проверим домашнее
задание № 2
Угадайте зашифрованные слова с
приставками ПРЕ- и ПРИ-
36
Диктант Незнайки (15
слов)
Декабрь пришёл с обильными снегопадами. В
прероде преключились причудливые перемены.
Снег глухим одеялом прекрыл землю и деревья.
Птицам стало голодно-преголодно. Уже давно не
прилетали они на зимнюю кормушку, и горсть
препухших от сырости зёрен не привлекала даже
воробьёв.
Но вдруг на другой день препомнили пернатые о
зимней столовой. Даже скворцы присели на край и
осторожно склевали старые-пристарые крошки.
Птицы ищут спасения от зимней стужи,
привыкая к холодам. Поможем им преодолеть эти
приграды, чтобы весной мы могли услышать их
голоса.
38
- Озаглавьте текст, исправьте
Диктант Незнайки
Декабрь пришёл с обильными снегопадами. В
природе приключились причудливые перемены.
Снег глухим одеялом прикрыл землю и деревья.
Птицам стало голодно-преголодно. Уже давно не
прилетали они на зимнюю кормушку, и горсть
припухших от сырости зёрен не привлекала даже
воробьёв.
Но вдруг на другой день припомнили пернатые о
зимней столовой. Даже скворцы присели на край и
осторожно склевали старые-престарые крошки.
Птицы ищут спасения от зимней стужи,
привыкая к холодам. Поможем им преодолеть эти
преграды, чтобы весной мы могли услышать их
голоса.
39
Задание на выбор
учащихся
Тест.
1. Укажите неправильное объяснение значения
приставки.
1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»
2. В какой строке все слова пишутся с буквой И:
1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель
3. В какой строке все слова пишутся с буквой Е:
1) пр…ладить, пр…влечь, пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить
41
Задание на выбор
учащихся
4. Укажите неправильное объяснение значения
приставки.
1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»
5. В какой строке все слова пишутся с буквой И:
1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный
42
Задание на выбор
учащихся
Спишите словосочетания,
вставьте пропущенные орфограммы,
объясните написание приставок.
Сидел пр…спокойно, лес пр…образился,
пр…красная музыка, слегка пр…
храмывать,
пр…рывистые звуки, пр…задуматься над
проблемой, пр…чалить к берегу, пр…бить
гвоздь, пр…лёт
скворцов, колючая пр…града.
43
Проверим
1 – 4
2 – 2
3 – 2
4 – 2
5 – 2
44
Проверка
Сидел преспокойно, лес преобразился,
прекрасная музыка, слегка
прихрамывать,
прерывистые звуки, призадуматься над
проблемой, причалить к берегу, прибить
гвоздь, прилёт
скворцов, колючая преграда.
45
Рефлексия
Итоговая самооценка:
- знаю теорию, но не могу применить её на
практике;
- знаю теорию и могу применить её на
практике;
- могу выступить в роли консультанта для
товарища.
Оцените наш урок:
- урок был интересным, полезным,
необходимым;
- урок был сложным, неинтересным.
46
Рефлексия
Поработал я
неплохо
И готов себе
похлопать!
47
Поработал я неплохо И готов себе похлопать!
Памятка в стихах о приставках
Пре- и При-, которая будет
напоминать вам об условиях
Преодолеть преграду,
Не преступить закон,
В прекрасную погоду
Прервать
прескверный сон,
Предобро улыбнуться,
Путь преградить тебе,
Здесь мы везде
напишем
Приставку Пре-.
выбора гласной в этих приставках:
С приставкой При-
приблизим,
Приклеим и пришьём.
Чуть выше приподнимем
И что-то привнесём.
Немного приуменьшим,
Совсем чуть-чуть
приврём,
Расставим по порядку
И сядем отдохнём.
48
Домашнее задание
на выбор
безошибочном
1) Кто ещё не уверен
в
определении приставок
ПРЕ- и ПРИ-, то скажите
себе: “Я работал хорошо!”
(д/з по
карточке в тетради).
2)Кто научился различать
приставки ПРЕ- и ПРИ-,
скажите себе: “Молодец!”
и составьте текст из
5-6 предложений на
тему
« В зимнем лесу»,
используя слова с
приставками ПРЕ- иПРИ-.
49
1) Кто ещё не уверен в безошибочном определении приставок ПРЕ- и ПРИ-, то скажите себе: “Я работал хорошо!” (д/з по карточке в тетради).2)Кто научился различать приставки ПРЕ- и ПРИ-, скажите себе: “Молодец!” и составьте текст из 5-6 предложений на тему « В зимнем лесу», используя слова с приставками ПРЕ- иПРИ-.
С п а с и б о з а у р о к !
Закончен урок, выполнен
Спасибо, ребята, огромное
план.
вам,
За то, что упорно и дружно
трудились
И на уроке вы не ленились!
50
Закончен урок, выполнен план.Спасибо, ребята, огромное вам,За то, что упорно и дружно трудилисьИ на уроке вы не ленились!