Данная презентация содержит иллюстрацию некоторых приемо при работе с текстом при написании сочинения-рассуждения на ЕГЭ по русскому языку. Особое место уделено такому способу как дифференциальное чтение, при котором выделяется основной смысл текста или его отрезка. важным при этом является составление смысловых рядов и выделение доминанты.
Работа с текстом
при подготовке к
ЕГЭ
Умение писать сочинение
– это не что иное, как уме
ние доказательно, логич
но и образно излагать сво
и мысли.
Основа создания сочин
ения ЕГЭ – уроки разв
ития речи
принцип креативности, который требует,
чтобы активность учащихся была продуктив
ной, то есть творческой.
принцип от простого к сложному. В этой
связи стоит обратить внимание на нарастани
е трудностей при составление текстов разны
х типов в зависимости от возраста.
Приемы работы
чтение (слушание) текста с определенной установкой;
анализ текста – образца (содержательный, композицион
ный, языковый);
сбор рабочих материалов, их анализ, стилистический
эксперимент;
редактирование текста, расширение и сжатие текста;
репродукция текста, составление плана;
выявление моментов(позиция автора, высказывание
собственной позиции).
План текста сочинения
тема;
проблема;
позиция автора по этой проблеме;
собственная позиция;
аргументация позиции с включением доказательс
тв 2 видов на читательской и жизненной основе.
Необходимые умения
читать текст
верно, без искажений понимать основное содер
жание исходного текста и позицию автора
выражать свое мнение о прочитанном тексте
(согласившись или не согласившись с автором) и
убедительно аргументировать его.
интегральный алгоритм чтения:
1. Наименование читаемого источника
2. Автор (Ф.И.О.)
3. Выходные данные
4. Основное содержание: тема, главная идея автора, пробле
мы текста
5. Конкретные факты, имена, даты
6. Новизна материала, его критическая оценка
7. Возможность использования на практике.
дифференциальный алгоритм
чтения
1.Выделение ключевых слов .
2. Составление смысловых рядов.
3. Выявление доминанты.
Виды деятельности для понима
ния содержания текста
– ответы на вопросы;
– составление вопросов по тексту;
– составление плана текста;
– выделение основной темы;
– выделение микротемы;
– анализ связи между микротемами.
Папканакопитель
– плане сочинениярассуждения по отрывку
– критериях оценивания;
– видах вступлений и заключений к сочинению;
– видах определения темы, проблемы текста;
– способах выражения позиции автора;
– способах выражения собственной позиции;
– видах доказательной базы.
Формы работы при написании
сочинения
1. Применение шаблонов и клише:
2. Строжайший контроль за соблюдением всех критериев плана
3. Индивидуальный подход к каждой работе, повышение мотивации
4. Применение папок (тетрадей) – накопителей
5. Формирование у учащихся младших классов работы с микротекстам
и различных стилей
6. При подборе микротекстов внимание уделять глубине содержания,
актуальности проблематики при минимальном объеме, ограничивая
учащихся во времени, создавая при этом атмосферу экзамена
Тематические блоки
• 1. Паводок.
• 2. Детеныши выхухоли.
• 3. Выхухоль.
• 4. Рассказчик-отец.
• 5. Дети.
• 6. Война.
Паводок
Детеныш
и
выхухоли,
дети
Выхухоль
мать,
рассказчи
котец
Война
Паводок
• - Каждый день дожди
• -земля напиталась влагой
• -из прорехи хлынула обильная вода
• -мирная река начала пухнуть и вздуваться
• -мчались ручьи, чтобы участвовать в разгуле
• -никогда не было такого разлива, водополья
• -дождь усиливался, больно сек
• -черная ненастная ночь
• -течение сносило
• - край земли и стихии
Детеныши выхухоли, дети
• - слабенький писк
• -не мог допищаться
• -сбившись в клубочек, барахтались крохотные с
ущества
• -беспомощные детеныши
• -топча наиболее слабеньких
• -бедная семья
• - гибли от холода, голода, от борьбы за существ
ование
• -кричали, звали
• -слепые, озябшие, лежащие на краю
Выхухольмать, рассказчикотец
• Судорожно, непрерывно загребая лапками
• -быстро, испуганно поплыла
• -невидимая связь
• --как на нитке
• -без устали гребя на одном месте
• -крайне осторожный, пугливый зверек
• -героизм, самопожертвование матери
• -извечное дело-спасать своих детей
• -у меня тоже есть дети
• -пришлось бы точно так же тащить своих детей
• -я не имел бы возможности к ним приблизиться
• -я показался мельче, микроскопичнее
Война
• -огромный резиновый сапог(крохот
ная ямочка от коровьего копытца)
• -бедствие по масштабу и неожида
нности, разгулу и ужасу было как
паводок
• -самое страшное человеческое бед
ствие – война
• -птицы из огня и металла
Доминанта
Родите
Дети
ли
Бессил
ие
родите
- лей
Беззащ
ит-
ность
детей
Паводо
к
Невида
н-ный
разгул
стихии
Война
Ужас
войны
• «Проблема беззащитности (бессил
ия) человека перед ужасом войны»
.
• «Почему человек беззащитен пере
д войной?»
• Позиция автора: «Человек беззащи
тен перед войной, так как в любой
миг может потерять близких люде
й»
павод
ок
Невид
анный
разгул
стихии
дети
Беззащ
итност
ь детей
Родит
е-ли
Матери
нская
любовь
война
Ужас
войны
• Проблема жертвенности материнс
• Вопрос: На что готова мать ради с
кой любви.
воих детей?
• Позиция автора: Несмотря ни на чт
о мать всем пожертвует ради свои
х детей.
паводок Детены
Невидан
-ный
разгул
стихии
ши -дети
Беззащит
-ность
детеныш
ей
(детей)
Выхухол
ь - автор
Любовь,
забота,
самопоже
рт-
вование
• Проблема отношения к животным.
• Вопрос: Как нужно относиться к ж
ивотным?
• Позиция автора: К животным нужн
о относиться как к себе подобным.
«святое правило
повествования»
Любой учебный материал
должен
излагаться доброжелате
льно,
спокойно и естественно
Поэтому!
-не забывайте похвалить ученика за выполнение
заданий
необходимо давать школьнику посильные
творческие задания.
никогда нельзя иронизировать над ребенком
работа с текстом по подготовке к ЕГЭ должна
носить системный характер