Презентация по технологии (Модели профориентационной работы как фактор социализации слабослышащих обучающихся)в школе для слабослышащих детей (9-12 класс, технология). Формирование у обучающихся с нарушениями слуха внутренней готовности к успешному профессиональному самоопределению учащихся для успешной адаптации в профессиональной среде. Материал для учителей технологии, социальных педагогов,родителей.
Модели
Модели
профориентацио
профориентацио
нной работы как
нной работы как
фактор
фактор
социализации
социализации
слабослышащих
слабослышащих
учащихся
учащихся
Противоречия:
Противоречия:
между объективно существующими потребностями
между объективно существующими потребностями
общества в сбалансированной структуре кадров и
общества в сбалансированной структуре кадров и
неадекватно этому сложившимися субъективными
неадекватно этому сложившимися субъективными
профессиональными устремлениями молодежи;
профессиональными устремлениями молодежи;
между постоянно изменяющимися социально-
между постоянно изменяющимися социально-
экономическими условиями, рынком труда и слабой
экономическими условиями, рынком труда и слабой
осведомленностью учащихся с разнообразием
осведомленностью учащихся с разнообразием
видов труда и профессий, с содержанием,
видов труда и профессий, с содержанием,
характером и условиями труда в той или иной
характером и условиями труда в той или иной
области;
области;
между имеющимся педагогическим опытом
между имеющимся педагогическим опытом
формирования профессионального
формирования профессионального
самоопределения учащихся массовых школ и
самоопределения учащихся массовых школ и
отсутствием научно-обоснованной модели
отсутствием научно-обоснованной модели
профориентационной работы в коррекционной
профориентационной работы в коррекционной
школе.
школе.
профориентационной работы
профориентационной работы
школы является:
школы является:
Целью системы
Целью системы
формирование у
формирование у
школьников с
школьников с
нарушениями слуха
нарушениями слуха
внутренней
внутренней
готовности к
готовности к
успешному
успешному
профессиональному
профессиональному
самоопределению
самоопределению
учащихся для
учащихся для
успешной адаптации
успешной адаптации
в профессиональной
в профессиональной
среде.
среде.
Задачи:
Задачи:
ознакомление со спецификой
ознакомление со спецификой
профессиональной деятельности и новыми
профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях
формами организации труда в условиях
рыночных отношений и конкуренции кадров;
рыночных отношений и конкуренции кадров;
формирование личностных качеств,
формирование личностных качеств,
положительного отношения к самому себе,
положительного отношения к самому себе,
уверенности в своих силах, применительно к
уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии;
реализации себя в будущей профессии;
повышение уровня психологической
повышение уровня психологической
компетентности воспитанников за счет
компетентности воспитанников за счет
вооружения их соответствующими знаниями
вооружения их соответствующими знаниями
и умениями;
и умениями;
проведение социально-трудовой адаптации
проведение социально-трудовой адаптации
подростков с нарушениями слуха.
подростков с нарушениями слуха.
Модели
Модели
профориентационной
профориентационной
работы школы:
работы школы:
1. Модель социально-педагогической
1. Модель социально-педагогической
деятельности в профессиональном
деятельности в профессиональном
самоопределении.
самоопределении.
2. Предметно-тематическая модель.
2. Предметно-тематическая модель.
3. Психологическая модель.
3. Психологическая модель.
4. Воспитательная модель.
4. Воспитательная модель.
5. Практическо-трудовая модель.
5. Практическо-трудовая модель.
6. Межпредметная модель.
6. Межпредметная модель.
1. Модель социально-
1. Модель социально-
педагогической
педагогической
деятельности в
деятельности в
профессиональном
профессиональном
самоопределении.
самоопределении.
Основными компонентами модели
Основными компонентами модели
социально-педагогической
социально-педагогической
деятельности в профессиональном
деятельности в профессиональном
самоопределении учащихся являются:
самоопределении учащихся являются:
образовательный;;
образовательный
диагностический;
диагностический;
посредничечкий;
посредничечкий;
2. Предметно-
2. Предметно-
тематическая модель
тематическая модель
Уроки
трудового
обучения и
социально-
бытовой
ориентировк
и.
3. Психологическая
3. Психологическая
модель:
модель:
Психодиагностика
индивидуальных
особенностей личности
для выявления и развития
профессионально-
значимых и
психокоррекция
профессионально
нежелательных качеств
личности. Реализация
психологического
компонента предполагает
также психологическое
консультирование по
результатам исследования
и психологическое
просвещение учащихся, их
4. Воспитательная
4. Воспитательная
модель
модель
Занятия и комплексы упражнений,
как групповые, так и индивидуаль-
ные с целью профессионального
самоопределения учащихся;
создание условий для
формирования трудовых
навыков и воспитание
трудолюбия и
ответственного отношения
к труду.
5. Практическо-трудовая
5. Практическо-трудовая
модель
модель
занятия в кружках,
труд по самообслуживанию,
работа на пришкольном участке,
шефская работа (помощь
лесничеству в посадке
деревьев, помощь пенсионерам).
6. Межпредметная
6. Межпредметная
модель:
модель:
Лабораторно-
практические работы,
семинары, творческие
встречи, получение
представлений об
«образе Я», а так же
углубленное изучение
общеобразовательных
предметов,
необходимых для
предпочитаемой
учащимся профессии.
Методы и приёмы работы
Методы и приёмы работы
по профориентации
по профориентации
1. Работа с учащимися:
1. Работа с учащимися:
Беседы;
Беседы;
Лекции;
Лекции;
Тренинги;
Тренинги;
Экскурсии;
Экскурсии;
Деловые игры;
Деловые игры;
Посещение «Дней открытых дверей»;
Посещение «Дней открытых дверей»;
Написание сочинений на тему «Профессиональные
Написание сочинений на тему «Профессиональные
традиции моей семьи»,
традиции моей семьи»,
Тестирование и анкетирование;
Тестирование и анкетирование;
Индивидуальные консультации;
Индивидуальные консультации;
Участие в районных молодежных акциях;
Участие в районных молодежных акциях;
Ознакомление с законодательством РФ;
Ознакомление с законодательством РФ;
Оформление информационного стенда;
Оформление информационного стенда;
Организации выставок детского технического и
Организации выставок детского технического и
художественного творчества.
художественного творчества.
2. Формы взаимодействия
2. Формы взаимодействия
социального педагога с
социального педагога с
родителями учащихся.
родителями учащихся.
Родительские собрания;
Родительские собрания;
Анкетирование, опрос;
Анкетирование, опрос;
Переписка в течение года;
Переписка в течение года;
Индивидуальное консультирование;
Индивидуальное консультирование;
Индивидуальные беседы ;
Индивидуальные беседы ;
Участие родителей в общешкольных
Участие родителей в общешкольных
внеклассных мероприятиях;
внеклассных мероприятиях;
Оформление стенда «Для Вас
Оформление стенда «Для Вас
родители».
родители».
3. Формы взаимодействия
3. Формы взаимодействия
с внешкольными
с внешкольными
организациями
организациями
Социальный
педагог
Школы,
Станция юных
техников.
профессиональное
училище.
Центр занятости
населения
Предприятия
посёлка.
Профнамерения
Профнамерения
выпускников.
выпускников.
Изучение склонностей и
Изучение склонностей и
профориентационной
профориентационной
направленности.
направленности.
40
35
30
25
20
15
10
5
0
ч. тех.
ч. чел.
ч.прир.
ч.зн.сис. ч.худ.обр.
Помощь родителей в
Помощь родителей в
самоопределении
самоопределении
выпускников.
выпускников.
80
60
40
20
0
продолжить обучение в ПУ.
устроится на работу.
не определились.
получ. общ.срен.образ.
нач.года
конец года