Предмет: "Технология"
Класс: 8
Продолжительность: 90 минут
Раздел: «Семейная экономика»
Тема урока: «Бюджет семьи»
Цели урока:
Обучающая - ознакомить учащихся со структурой потребительского бюджета семьи, составлением баланса доходов и расходов.
Развивающая - формировать умение коллективно обсуждать рациональность тех или иных затрат и принимать разумное решение.
Воспитательная - воспитывать экономность, бережливость, предприимчивость.
Задачи урока:
1. Осмыслить понятия: бюджет, доходы, расходы.
2. Рассмотреть структуру семейного бюджета.
3. Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
4. Развитие познавательного интереса.
5. Развитие мышления, памяти, внимательности, логического мышления
Форма проведения: урок – деловая игра.
Межпредметные связи: обществознание, математика
Форма организация деятельности обучающихся: групповая, индивидуальная
Учебно-методическое обеспечение: Технология: учебник для 8 класса общеобразовательный учреждений, под редакцией В.Д. Симоненко. Москва: Вентана-Граф, 2011.
Раздел: «Семейная экономика»
Раздел: «Семейная экономика»
Тема занятия: «Бюджет семьи»
- это
Семья - это
Семья
социальная ячейка
социальная ячейка
общества, члены которой
общества, члены которой
связаны брачными или
связаны брачными или
родственными
родственными
отношениями, общностью
отношениями, общностью
быта и взаимной моральной
быта и взаимной моральной
ответственностью
ответственностью
Что это такое бюджет?
Что это такое бюджет?
Бюджет – это
Бюджет – это
совокупность всех
совокупность всех
доходов и расходов
доходов и расходов
за определенный
за определенный
период времени
период времени
Что это такое бюджет?
Что это такое бюджет?
Бюджет – это
Бюджет – это
совокупность всех
совокупность всех
доходов и расходов
доходов и расходов
за определенный
за определенный
период времени
период времени
Бюджет
Бюджет
Р
Д
Д
избыточный
Р
дефицитный
Д
Р
сбалансированный
Источники дохода семейного
Источники дохода семейного
бюджета
бюджета
Семейные расходы
Семейные расходы
Классификация расходов
Классификация расходов
Структура расходов семей горожан, в %
Структура расходов семей горожан, в %
Страна
Страна
Питание
Питание
Одежда,
Одежда,
обувь
обувь
ЖильеЖилье
Обучение,
Транспорт Обучение,
Транспорт
лечение
лечение
Прочие
Прочие
Россия
Россия
Порту
Порту
галия
галия
Греция
Греция
4040
3535
3333
Швеция
Швеция
16,516,5
Япония
Япония
СШАСША
1515
1010
2020
1111
9,59,5
77
66
6,56,5
88
1515
20,520,5
30,530,5
2424
25,525,5
88
1616
1313
1919
1010
33
66
4,54,5
33
1515
13,513,5
17,517,5
1919
1717
19,519,5
2424
3030
2727
Закон Энгеля
Закон Энгеля
По мере роста доходов потребление
По мере роста доходов потребление
населением благ возрастает
населением благ возрастает
непропорционально
непропорционально
Закон Энгеля
Закон Энгеля
Расходы на питание возрастают в меньшей
Расходы на питание возрастают в меньшей
степени
степени
Структура потребления продуктов питания
Структура потребления продуктов питания
изменяется в сторону
изменяется в сторону
более качественных
более качественных
продуктов
продуктов
Закон Энгеля
Закон Энгеля
Расходы на предметы длительного
Расходы на предметы длительного
пользования, путешествия или сбережения
пользования, путешествия или сбережения
возрастают в большей степени
возрастают в большей степени
«Бюджет семьи»
«Бюджет семьи»
деловая игра
деловая игра
II этап 45мин.
IIII этап 510мин.
этап 45мин. Характеристика семьи
Характеристика семьи
этап 510мин. Планирование доходной части
Планирование доходной части
бюджета
бюджета
IIIIII этап 1012мин.
этап 1012мин. Планирование предстоящих
Планирование предстоящих
расходов в расчете на месяц
расходов в расчете на месяц
этап 710мин. Количественный анализ
Количественный анализ
IVIV этап 710мин.
Подведение итогов, обсуждение
Подведение итогов, обсуждение
II этап 45 мин.
этап 45 мин.
Характеристика семьи
Характеристика семьи
Придумать фамилию
Придумать фамилию
Распределить роли
Распределить роли
Составить характеристику семьи
Составить характеристику семьи
(заполнение Бланка №1, кроме последнего столбца)
(заполнение Бланка №1, кроме последнего столбца)
этап 57 мин.
IIII этап 57 мин.
Планирование доходной части бюджета
Планирование доходной части бюджета
Заполнение Бланка №1
Заполнение Бланка №1
(последний столбец, в т.ч. источники
(последний столбец, в т.ч. источники
дополнительных доходов)
дополнительных доходов)
IIIIII этап 1012 мин.
этап 1012 мин.
Планирование предстоящих расходов
Планирование предстоящих расходов
Исходя из суммы доходов, занести расходы
Исходя из суммы доходов, занести расходы
в столбец 2 (Бланк 2)
в столбец 2 (Бланк 2)
Рассчитать долю расходов по каждой статье
Рассчитать долю расходов по каждой статье
от общей суммы расходов и занести в
от общей суммы расходов и занести в
столбец 3
столбец 3
IVIV этап 710 мин.
этап 710 мин.
Количественный анализ
Количественный анализ
Вписать данные рационального
Вписать данные рационального
потребительского бюджета в бланк №2
потребительского бюджета в бланк №2
(столбец 4)
(столбец 4)
Сравнить свои результаты с данными
Сравнить свои результаты с данными
рационального потребительского бюджета
рационального потребительского бюджета
Расходная часть «Рационального
Расходная часть «Рационального
потребительского бюджета»
потребительского бюджета»
Наименование статьи расходов
Наименование статьи расходов
1. Питание
1. Питание
2. Одежда
2. Одежда
3. Мебель и предметы домашнего
3. Мебель и предметы домашнего
обихода
обихода
4. Культурнобытовые нужды
4. Культурнобытовые нужды
5. Алкогольные напитки и курение
5. Алкогольные напитки и курение
6. Оплата квартиры (коммунальные
6. Оплата квартиры (коммунальные
услуги)
услуги)
7. Платежи, сборы, налоги
7. Платежи, сборы, налоги
8. Накопления, сбережения
8. Накопления, сбережения
Итого:
Итого:
% по отношению ко всей сумме
% по отношению ко всей сумме
расходов
расходов
4040
2020
66
1212
33
1010
55
44
100100
Определение уровня
Определение уровня
социальной зрелости
социальной зрелости
(Σ =
(Σ аа вв = |
УУс.з.с.з. =
= |сс|),|), где
где
Σ
Σ знак суммирования разностей;
знак суммирования разностей;
величина процента расходной статьи в бюджете
аа величина процента расходной статьи в бюджете
семьи (Бланк 3, графа № 3);
семьи (Бланк 3, графа № 3);
вв величина процента однотипной расходной
величина процента однотипной расходной
статьи в Рациональном Потребительском Бюджете
статьи в Рациональном Потребительском Бюджете
(бланк №2, графа 4);
(бланк №2, графа 4);
||сс| разность величин а и в по модулю, т.е. без
| разность величин а и в по модулю, т.е. без
учета знака «+» или «». (Бланк №2, графа 5)
учета знака «+» или «». (Бланк №2, графа 5)
Домашнее задание:
Домашнее задание:
Составьте вместе с родителями
Составьте вместе с родителями
потребительский бюджет своей семьи,
потребительский бюджет своей семьи,
рассчитайте в % по отношению ко всей
рассчитайте в % по отношению ко всей
сумме расходов
сумме расходов