Данный материал может быть использован в качестве иллюстративного на уроке истории по теме "Распространение Реформации в Европе. Контрреформация" в 7 классе. Содержит план, освещает все основные вопросы темы, есть понятийный аппарат. Будет также полезен учащимся при самостоятельной подготовке к уроку.
Реформации в
Контрреформаци
Европе.
Распространение
я.
План урока:
1. Жан Кальвин о предопределении человека.
2. Кальвинистская церковь.
3. Католическая церковь борется с ересью.
4. Орден иезуитов.
5. Попытки реформ и Тридентский собор.
Проблема:
Ученымиисториками признано, что кальвинистское
учение способствовало разрушению традиционного
общества и активизации предпринимательской
деятельности. В то же время французский
мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин
открыл двери монастырей не для того, чтобы
выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь
мир».
Совместимы ли эти точки зрения?
1. Жан Кальвин о предопределении человека.
• 10 июля 1509 г. – 27 мая 1564 г.;
• С 1533 года – протестант;
• За протестантские проповеди и
распространение протестантской
литературы подвергается
преследованию и в 1535 году
покидает Францию;
• Труды: «Сон душ», «Наставление в
христианской вере», «Катехизис»;
• С 1536 года – в Женеве:
проповедует, постепенно
становится самым авторитетным
человеком в городе.
1. Жан Кальвин о предопределении человека.
1) Судьба человека предопределена Богом, никто из верующих не знает
своего предопределения.
2) Человек не должен пассивно ждать свершения своей судьбы, он должен
усердно трудиться, выявить все заложенные в нем Богом способности.
3) Успех в земных делах – знак спасения.
4) В случае неудачи не надо впадать в отчаяние и терять надежду на
спасение, нужно еще усерднее трудиться.
5) Право подданных свергнуть короля, который нарушает законы не
только человеческие, но и божеские.
6) Провозглашение новых моральных ценностей, новых норм отношения к
труду – бережливость, расчет, скупость, накопление в сочетании с
неустанным трудом, умеренность в быту.
1. Жан Кальвин о предопределении
человека.
Основное положение
кальвинизма
«Наставления в христианской
вере».
(учения Жана Кальвина)
– участь человека в
земной и вечной жизни
предопределена ещё со
времён сотворения мира.
Каждый кальвинист
верил, что именно он
является Божьим
избранником.
1. Жан Кальвин о предопределении человека.
Кому было выгодно учение Жана Кальвина?
Такое учение полностью отвечало
прежде всего идеалам горожан и
предпринимателей эпохи разложения
традиционного общества и зарождения
капитализма. Оно подчеркивало
богоугодность их деятельности и
одновременно укрепляло дух
предпринимательства…
Кальвинизм как протестантское учение
распространялся по всей Европе.
2. Кальвинистская церковь.
Признавала два обряда: крещение и причастие.
Церковная община пользовалась правом
самоуправления.
Община избирала и контролировала своих руководителей
– проповедников и старшин, пресвитеров.
Пресвитерианская церковь.
Проповедники – пасторы, вмешивались в частную
жизнь прихожан.
За отступление от кальвинистского учения жестоко
наказывали.
1
2
33
44
5
2. Кальвинистская церковь.
Испанский учёный Мигель
Сервет в 1533 г. сожжён в
Женеве.
2. Кальвинистская церковь.
Прочитать
пункт «Рим
кальвинизма»
стр. 110
учебника и
ответить на
вопрос:
- Почему
кальвинизм
пользовался
популярностью?
Проблема:
Ученымиисториками признано, что кальвинистское
учение способствовало разрушению традиционного
общества и активизации предпринимательской
деятельности. В то же время французский
мыслитель XVIII в. Вольтер сказал: «Кальвин
открыл двери монастырей не для того, чтобы
выгнать оттуда монахов, а чтобы вогнать туда весь
мир».
Совместимы ли эти точки зрения?
3. Католическая церковь борется с ересью.
Контрреформация – церковная
политика, направленная на то, чтобы
остановить распространение
протестантизма.
Папа Пий IV
3. Католическая церковь борется с ересью.
• «Индекс запрещенных
книг»: преследованию
подвергался не только
автор, но и продавец,
издатель и читатель.
• Сожжение запрещенных
книг.
• Поощрялись доносы на
протестантов.
3. Католическая церковь борется с
ересью.
Инквизиция
4. Орден иезуитов.
Создатель ордена
Игнатий Лойола
(1491-1556).
«И тогда-то, в годину
тяжелых потрясений
господь послал своего
избранника на помощь
церкви Христовой…”
4. Орден иезуитов.
Иезуиты. Карикатура XVII века.
5. Попытки реформ и Тридентский собор.
Вселенский собор
католической
церкви в
Триденте (1545
1563): отвержение
протестантизма,
утверждение
непререкаемой
власти Папы
Римского.
5. Попытки реформ и Тридентский собор.
Во второй половине XVI
века борьбу против
Реформации возглавил
король Испании Филипп
II (1556 1598).
Знаменитые слова:
«Я предпочту
совсем не иметь
подданных, чем
иметь таковыми
еретиков».
Выводы:
Реформация в Европе была подготовлена стремительным
подъемом культуры в эпоху Возрождения, стремлением
личности к большей свободе и самостоятельности.
Реформация – это время кризиса католической церкви.
Несмотря на попытки церкви задушить Реформацию и
отдельные успехи, из под ее власти вырвались Англия и
Шотландия, Скандинавские страны, Голландия, Северная
Германия, часть Франции.
Реформация оставила глубокий след в истории, она
изменила духовный, политический и экономический
характер европейского общества.
Домашнее задание
Учебник § 12, задания в рабочей
тетради к § 12 (1, 2, 5, 6) стр. 49
51.