Главное не в том, чтобы приспособить ребенка к ситуации обучения в средней школе, а в том, чтобы обеспечить его дальнейшее поступательное развитие, его психологическое благополучие.
Первый этап - формирование готовности к обучению в новой социально-педагогической ситуации –
охватывает второе полугодие
выпускного класса.
Второй этап - создание условий для успешной социально-психологической адаптации к новой социальной ситуации - это первое полугодие пятого класса.
сменой социальной обстановки;
изменением роли учащегося;
увеличением учебной нагрузки;
изменением режима дня;
разностью систем и форм обучения;
нестыковкой программ начальной и основной школы;
различием требований со стороны учителей-предметников;
изменением стиля общения
учителей с детьми.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы и модернизации, урок остается вечной и главной формой обучения.
Какие же первостепенные проблемы адаптационного периода?
1. Одна из основных проблем – добиться того, чтобы для детей была создана комфортная атмосфера на уроке, чтобы дети не боялись ходить на урок.
2. Использовать такую педагогическую технологию как создание ситуации успеха на уроке.
3. Всегда иметь в центре внимания учителей выработку единых педагогических требований.
Какие же первостепенные проблемы адаптационного периода?
4. В работе учителей важно осторожно пользоваться таким тонким инструментарием как оценка. Оценочные воздействия будут эффективными только при соблюдении ряда условий:
эмоциональная уравновешенность педагога;
доброжелательный тон при объявлении отметки любого уровня;
понимание душевного состояния ребенка = не наказание отметкой.
5. Психологическая поддержка учащихся.
6. Здоровьесберегающие технологии предполагают не только разгрузку на уроке, но и внимательное отношение учителя к учебной нагрузке учащихся в целом.
Пути формирования познавательных интересов
увлечённое преподавание;
новизна учебного материала;
связь знаний с судьбами людей, их открывшими;
использование новых форм обучения;
проблемное обучение;
обучение с компьютерной поддержкой;
тестирование знаний, умений;
соревнование (с товарищами по группе);
доверие к обучаемому; педагогический такт и мастерство педагога
Ответьте себе на вопросы:
Кто такой мой ученик?
Чему учит мой предмет. Идеальное и реальное
Чему я хочу научить своих учеников?
Почему жизненно необходимо изучать мой предмет?
Что в первую очередь надо моим ученикам: знания? Умения? Навыки? Компетентности?
Как я могу увлечь своим предметом моего ученика?
Как в свете современного рынка труда рассматривается мой предмет?
Итоги контрольных работ
класс | По списку | Писали | Количество учеников, получивших оценку | Успеваемость | Качес-тво | Сред-ний балл | ||||||||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||||||||||
д | г/з | д | г/з | д | г/з | д | г/з | д | г/з | д | г/з | д | г/з | |||
5а | 26 | 25 | 15 | 9 | 13 | - | 3 | 1 | - | 96 | 100 | 96 | 88 | 4,5 | 4 | |
5б | 24 | 5 | 3 | 15 | 11 | 4 | 9 | - | 100 | 83,3 | 58,3 | 4 | 3,6 | |||
5в | 25 | 22 | 4 | 10 | 6 | 5 | 13 | 3 | - | 79,2 | 100 | 63,3 | 40,9 | 3,7 | ||
5г | 24 | 7 | 9 | 8 | 2 | 91,6 | 66,6 | 45,8 | ||||||||
итого | 100 | 95 | 31 | 18 | 43 | 38 | 14 | 38 | 6 | 92,6 | 98,9 | 11,8 | 58,9 | 4 | 3,7 |
14
Ошибки в диктанте
Наиболее типичные ошибки, допущенные обучающимися: удвоенная согласная в слове, правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, словарные слова, безударная гласная в корне, разбор слова по составу, разбор предложения, падежные окончания существительных.
Причины ошибок: невнимательность, неумение проверять свою работу, неумение правильно определять морфемы в слове (не видят частей речи разбираемого слова, не задумываются от какого слова образовалось разбираемое слово), при разборе слова затрудняются в постановке вопросов к членам предложения.
15
Ошибки в контрольной работе
Наиболее типичные ошибки, допущенные обучающимися: умножение и деление многозначных натуральных чисел, ошибки в единицах измерения площадей, решение задачи на смекалку.
Причины ошибок: невнимательность, поспешность, пробелы в знаниях, не достаточно повторена тема «Сравнение площадей».
17
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.