Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Оценка 5
Семинары
pptx
чтение
2 кл—4 кл
15.04.2018
Лингвокультурологический аспект уроков литературного чтения в начальной школе разработан недостаточно. К сожалению на сегодняшний день нет методических пособий и дидактического материала, которые помогали бы учителю использовать данную методологию. Чтобы разобраться в данной теме, предлагаю материал для учителя по использованию такого комментирования.Презентация "Лингвокультурологический аспект при работе с текстом" предназначена для методического семинара по теме "Смысловое чтение". Необходимость использования лингвокультурологического комментирования текстов и использование Лингвокультурологических словарей для учащихся.
Лингвокультурологический аспект при работе с текстом.pptx
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Лингвокультурологический
аспект при работе с текстом
Никитина Марина Николаевна,
учитель начальных классов
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Лингвокультурология –
дисциплина, изучающая способы и
средства репрезентации в языке объектов
культуры, особенности представления в
языке менталитета того или иного
народа, закономерности отображения в
семантике языковых единиц ценностно
смысловых категорий культуры.
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
В соответствии с требованиями ФГОС НОО предметные результаты
освоения основной образовательной программы начального общего
образования по предмету «Литературное чтение» должны отражать:
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и
передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской
истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом
чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и
оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и
обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего
речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами
интерпретации, анализа и преобразования художественных, научнопопулярных и учебных текстов с
использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Стратегии смыслового чтения,
сформулированные ФГОС (работа с текстом)
•Поиск информации и понимание
прочитанного.
•Преобразование и интерпретация
информации.
•Оценка информации.
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Лингвокультурологическое
комментирование призвано:
выявить культурную информацию, содержащуюся в
отдельных лексических единицах и в тексте в целом (словарь
справочник). В словаре помимо лексического значения,
представлена этимология слова, дается историкокультурный
комментарий, т. е. все то, что позволяет выявить
лингвокультурологическую информацию, содержащуюся в
слове. Обязательный элемент словарной статьи – устойчивые
сочетания (пословицы, поговорки), позволяющие воспринимать
новую информацию, которая является значимой при
реконструкции языковой картины мира (пример: слово береза)
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Преимущества уроков с использованием
лингвокультурологического словаря
•Содержание урока ориентировано
на национальные ценности русского народа. Русский
язык и литература на уроке выступают в качестве
ключа понимания отечественной культуры.
•Побуждение к освоению культурного наследия
нации.
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Алгоритм работы со словом
1. Лексическое значение слова. ("Словарь русского языка" С. И. Ожегова и
"Толковый словарь живого великорусского языка" В. И. Даля)
2. Этимология слова. (Шанский Н. М., Боброва Т. А. "Этимологический словарь
русского языка").
3. Синонимические связи (З. Е.Александрова "Словарь синонимов русского языка").
4. Антонимические связи ( М.Р.Львов «Школьный словарь антонимов русского
языка»)
5. Фразеологизмы, пословицы, поговорки (В. П. Жуков, А. В. Жуков "Школьный
фразеологический словарь русского языка").
6. Ассоциации. (Пользуясь различными справочниками и энциклопедиями, дети
выясняют, какие ассоциативные связи имеет слово в разных пластах русской
культуры).
Презентация проекта "Лингвокультурологический аспект на уроках литературного чтения" (начальные классы, литературное чтение)
Результативность
реализации инновации
1. Разработки уроков с применением технологии
составления лингвокультурологического словаря к
художественным текстам по литературному чтению.
2. Составление сборника «Методическое
сопровождение к урокам литературного чтения».
3. Публикация «Лингвокультурологический
словарь» (Свво о публикации на сайте
infourok.ru № ДБ1326500 от 15.03.18 ).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.