метод создания
Проблемных ситуаций
Подготовила учитель математики
Мбоу «Лицей №8» ахмедова
Патимат джамалодиновна
«Математические сведения
могут
применяться умело и с
пользой только
в том случае, если они
усвоены
творчески, так, что
учащийся
видит сам
как можно было бы прийти к
ним
самостоятельно»
А.Н.Колмогоров.
Низкий уровень самостоятельной деятельности учащихся;
Отсутствие познавательного интереса к изучению математики;
Низкая мотивация обучения и низкая активность учащихся на уроке;
Проблемы в работе с учащимися
Сущность педагогического опыта состоит в
активизации развивающего потенциала обучения,
организации поисковой деятельности учащихся,
формировании высокого познавательного уровня,
обеспечении личностной включённости всех участников в процесс обучения, его практической направленности
цель: теоретически обосновать и практически подтвердить эффективность применения метода проблемного обучения в школе.
Развитие логического мышления, самостоятельности, креативности учащихся на уроках математики посредством метода проблемного обучения
Концептуальная идея опыта
Задачи
Посредством метода проблемного обучения создавать на уроках и во внеурочное время среду, способствующую развитию у учащихся гибкости и креативности мышления, а также умения и навыков самостоятельно организовывать свою творческую поисковую деятельность.
Изучить и проанализировать дидактическое обоснование методов проблемного обучения и применить технологию проблемного обучения при разработке уроков.
Выявить эффективность и особенности создания системы проблемных ситуаций в обучении школьников.
Суть метода
проблемного обучения
Направлен на самостоятельный поиск учащимися новых
понятий и способов действия.
Предполагает последовательное и целенаправленное
выдвижение перед учащимися познавательных проблем,
разрешая которые они под руководством учителя активно
усваивают новые знания.
Обеспечивает особый способ мышления, прочность
знаний
и творческое их применение в практической деятельности.
Цикл проблемного обучения
Осознание сущности затруднения
поиск способа решения
Выдвижение гипотезы её решения
выделение учебной проблемы
решение
Возникновение проблемной ситуации
выводы
Структура учебно – познавательной деятельности учащихся в рамках проблемного метода обучения.
Мотивационно – ориентировочная часть | Содержательная часть | Рефлексивно – оценочная часть |
актуализация знаний | Решение учебной задачи в соответствии со спецификой математической | соотнесение целей и полученных результатов деятельности |
Способы реализации опыта
развитие коммуникативно – деятельностных
форм организации урока;
проблемное изложение знаний;
создание проблемных ситуаций;
частично-поисковый метод обучения;
использование исследовательских заданий.
Способствует формированию определенного мировоззрения учащихся, поскольку высокая самостоятельность усвоения знаний обуславливает возможность трансформации их в убеждения.
Формирует личностную мотивацию учащегося, его познавательные интересы.
Развивает мыслительные способности учащихся.
Помогает формированию и развитию диалектического мышления учащихся, обеспечивает выявление ими новых связей в изучаемых явлениях и закономерностях.
Достоинства проблемного обучения
В меньшей мере, чем другие типы обучения, применим при формировании практических умений и навыков.
Требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объёма знаний, чем другие типы обучения.
Недостатки
проблемного обучения
Использование проблемного метода обучения позволило получить следующие результаты:
учащиеся грамотно и четко формулируют вопросы, участвуют в обсуждении; имеют желание высказывать и отстаивать свою точку зрения;
развивается логическое мышление;
развивается память, внимание, умение самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность;
развивается способность к самоконтролю;
формируется устойчивый интерес к предмету;
активизируется мыслительная и познавательная деятельность учащихся на уроке
Примеры проблемных ситуаций
Пример №1. «Сложение десятичных дробей»
(5 класс).
Самостоятельная работа учащихся с целью контроля за навыками устного вычисления и создания проблемной ситуации.
Вычисли:
18 43 82 73 35 12,5
+ + + + + +
25 16 25 8 24 13,2
Пример №2. «Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (6 класс).
Вычисли:
Исследовательские задания
Тема: Длина окружности.
Диаметр | 4см | 6см | 8см | 10см |
Длина | ||||
Отношение длины окружности к длине её диаметра. |
Исследовательская практическая работа ( 5 класс)
Тема: Вывод формулы площади круга.
Учащиеся выполняют практические задания по
команде учителя (учитель может проделывать все на доске).
Теорема Безу и следствия из нее. Алгебра (9 класс).
Проверка домашнего задания. Дополнительное задание: Найти целые корни уравнения 4х3-13х2+5х-6. Ответ : 3.
Разложите на множители: а) х2-5х+6;
б) 3х2+7х-10; в) 4х3-13х2+5х-6.
Французский математик Этьен Безу (1730 - 1783). Безу доказал, что для любого Р(х) n-й степени и любого числа а имеет место P(x)=(x-a)Q(x)+P(a), где Q(x) - многочлен (n-1) степени, Р(а) – значение многочлена при х=а.
Следствие. P(x)= (x- r) Q(x). Q(x) - многочлен (n-1) степени, r – корень многочлена P(x).
Решить уравнение 4х3-13х2+5х-6=0 на множестве действительных чисел.
4х3-13х2+5х-6=
=4х3-12х2- х2+3х+2х-6=
=4х2(х-3)-х(х-3)+2(х-3)=
=(х-3)( 4х2-х+2)=0
Литература
Айсмонтас Б. Б. Теория обучения. Схемы и тесты. «Владос пресс», М. 2002
Белик Т. «Элементы проблемного метода обучения». Газета математика №31/
Долженко Ю. А. Методическое сопровождение личностно – ориентированного образования. Барнаул, 2003.
Кульневич С.В., Лакоуснина Т.П. Совсем необычный урок. ТЦ «Учитель», 2001г.
Муравин Г.К. Исследовательские работы в школьном курсе алгебры. Математика в школе №1, 1990г.
Таймасханова У.Д. Создание проблемных ситуаций. Математика в школе №5, 1994г.
Якиманская И.С. Личностно – ориентированное обучение в современной школе. М. «Сентябрь», 2000г.
Якиманская И.С. Как развивать учащихся на уроках математики. М. 1996г.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.