«Дистанционное обучение – взгляд из настоящего в будущее»
Социализация детейинвалидов в информационнокоммуникационной среде
Антонова Светлана Владимировна,
учитель Центра дистанционного образования
Липецкой области
ОАУ С(К)О школыинтерната IIIIV вида
Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом
определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые
входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет
функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. В
традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие
личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами,
институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная
позиция личности[1].
Особенности дистанционного обучения раскрывают большие возможности для
формирования личности ребенка и дальнейшего его саморазвития. Для этого необходимо
вести планомерную работу по формированию знаний, умений и навыков работы в
информационнокоммуникационной среде.
Можно выделить несколько направлений работы:
фиксирование и закрепление пройденного учебного материала в виде текста или
графического изображения, систематизация компьютерной графической
информации и фрагментов компьютерного набора; развитие навыков работы с
текстовыми и графическими редакторами.
подготовка детей к сохранению интеллектуальной собственности способами
самостоятельной, творческой деятельности по приобретению знаний с помощью
выполнения компьютерной графики и набора;
интерпретирование учебной информации в соответствии с условиями и сценарием
урока[2].
Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к
социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального
функционирования общества.
Учитывая особенности состояния здоровья детейинвалидов, следует при проведении
уроков применять такой вид работы как работа « в файле», « работа в презентации». У
многих детейинвалидов слабо развита моторика рук, поэтому этот вид работы
способствует выработке навыков орфографического письма, письменной монологической
речи. Кроме этого, в этом процессе формируются пассивные приемы визуализации
учебного материала выполнение статических изображений, работа с текстовыми
редакторами, что необходимо детям в дальнейшем профессиональном дистанционном
образовании. Демонстрация даже красочных слайдов может удержать внимание человека
максимум на две минуты, а если этот прием визуализации используется из урока в урок, то
ребенок привыкает и очень быстро внимание его рассеивается. Исходя из этого, мне
пришлось пересмотреть принцип составления учебных презентаций для онлайн уроков: разместила слайды без текста, которые привлекают внимание ребенка, потому что надо
услышать рассказ или разъяснение учителя; те слайды, которые содержат текст,
предназначены для работы обучающегося по аналогии с работой по учебнику. Исходя из
того, что обучающиеся Центра дистанционного образования изучают основы
информационнокоммуникационных технологий со второго класса, применяю работу по
созданию слайдов презентаций в процессе изучения материала, используя заранее
приготовленные к уроку шаблоны. Таким образом, обучающиеся приобретают знания
путем выполнения компьютерной графики и набора, проявляют элементы творческой
деятельности. Особенно интересными получаются урокипрезентации обобщающего типа,
где каждый этап урока – это создание нового слайда под руководством учителя.
Рефлексией такого урока является демонстрация созданной во время урока презентации.
Данное направление в работе является подготовкой детей к сохранению интеллектуальной
собственности, что важно для социализации детейинвалидов. Причем, в процессе этой
работы происходит двусторонний процесс обучения «учитель ученик», «ученик –
учитель», что является закономерным и приемлемым в процессе дистанционного
образования. Таким образом, происходит самоутверждение и повышение самооценки
личности обучающегося, что является первостепенным в работе с детьмиинвалидами
Процесс социализации это процесс взаимодействия личности и общества. Данное
взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального
опыта, способ включения его в систему общественных отношений, с другой стороны,
процесс личностных изменений.
Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может
участвовать во всей многогранной жизни.
Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его
сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их,
приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок
– не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет
право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении,
творчестве[3].
При выполнении учебных заданий необходимо ознакомить с базой данных сайта
образовательного учреждения, электронными учебниками, виртуальными библиотеками.
Работа в дистанционных предметных курсах позволяет детяминвалидам познакомиться и
овладеть навыками получения знаний в образовательной среде «Мооdle» .Эти активные
приемы работы с информацией способствуют формированию навыков самостоятельной,
творческой деятельности, а также овладение культурными ценностями общества, что
обогащает духовный мир ребенка.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с
миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в
ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Дистанционное
обучение как форма работы позволяет снять эти ограничения, раздвинуть рамки
ограниченного пространства существования ребенка инвалида.
В процессе обучения дети общаются в чатах, обсуждают проблемы на форумах
дистанционных курсов, создают группы по интересам в сети «Дневник.ру», участвуют дистанционно во всероссийских, международных конкурсах. Мероприятия, которые
проводятся очно в Центре дистанционного образования проходят в онлайн трансляции на
сайте образовательного учреждения.
Список литературы:
1. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год.
2. Черемных Г.В. Приемы визуализации в педагогических технологиях
http://ito.edu.ru/1999/II/5/5/
2. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и
подготовка педагоговдефектологов //Дефектология. 1992. №1.
3. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Презентация" Социализация детей-инвалидов в информационно-коммуникационной среде"
Презентация" Социализация детей-инвалидов в информационно-коммуникационной среде"
Презентация" Социализация детей-инвалидов в информационно-коммуникационной среде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.