Презентация" Социализация детей-инвалидов в информационно-коммуникационной среде"

Презентация" Социализация детей-инвалидов в информационно-коммуникационной среде"

Медиа
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 7
1 кл—11 кл
13.03.2017
Антонова_Социализация детей-инвалидов.docx
«Дистанционное обучение – взгляд из настоящего в будущее» Социализация детей­инвалидов в информационно­коммуникационной среде Антонова Светлана Владимировна,                        учитель Центра дистанционного образования                                             Липецкой области ОАУ С(К)О школы­интерната III­IV вида Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом  определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые  входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет  функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений. В  традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие  личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами,  институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная  позиция личности[1]. Особенности дистанционного обучения раскрывают большие возможности для  формирования личности ребенка и дальнейшего его саморазвития. Для этого необходимо  вести планомерную работу по формированию знаний, умений и навыков работы в  информационно­коммуникационной среде.  Можно выделить несколько направлений работы:   фиксирование и закрепление пройденного учебного материала в виде текста или  графического изображения, систематизация компьютерной графической  информации и фрагментов компьютерного набора; развитие навыков работы с  текстовыми и графическими редакторами.   подготовка детей к сохранению интеллектуальной собственности способами  самостоятельной, творческой деятельности по приобретению знаний с помощью  выполнения компьютерной графики и набора; интерпретирование учебной информации в соответствии с условиями и сценарием  урока[2]. Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к  социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального  функционирования общества.  Учитывая особенности состояния здоровья детей­инвалидов, следует при проведении  уроков применять такой вид работы как работа  « в файле», « работа в презентации». У  многих детей­инвалидов слабо развита моторика рук, поэтому этот вид работы  способствует выработке навыков орфографического письма, письменной монологической   речи. Кроме этого, в этом процессе формируются пассивные  приемы  визуализации  учебного материала ­ выполнение статических изображений, работа с текстовыми  редакторами, что необходимо детям в дальнейшем профессиональном дистанционном  образовании. Демонстрация даже  красочных слайдов может удержать внимание человека  максимум на две минуты, а если этот прием визуализации используется из урока в урок, то  ребенок привыкает и очень быстро внимание его рассеивается. Исходя из этого, мне  пришлось пересмотреть принцип составления учебных презентаций для он­лайн уроков:
разместила слайды без текста, которые привлекают внимание ребенка, потому что надо  услышать рассказ или разъяснение учителя; те слайды, которые содержат текст,  предназначены для  работы обучающегося по аналогии с работой по учебнику. Исходя из  того, что обучающиеся Центра дистанционного образования изучают основы  информационно­коммуникационных технологий со второго класса, применяю работу по  созданию  слайдов презентаций в процессе изучения материала, используя заранее  приготовленные к уроку шаблоны. Таким образом, обучающиеся приобретают знания  путем выполнения компьютерной графики и набора, проявляют элементы творческой  деятельности. Особенно интересными получаются уроки­презентации обобщающего типа,  где каждый этап урока – это создание нового слайда под руководством учителя.  Рефлексией такого урока является демонстрация созданной во время урока презентации. Данное направление  в работе является подготовкой детей к сохранению интеллектуальной собственности, что важно для социализации детей­инвалидов. Причем, в процессе этой  работы происходит двусторонний процесс обучения «учитель­ ученик», «ученик –  учитель», что является закономерным и приемлемым в процессе дистанционного  образования. Таким образом, происходит самоутверждение  и повышение самооценки   личности обучающегося, что является первостепенным в работе с детьми­инвалидами Процесс социализации ­ это процесс взаимодействия личности и общества. Данное  взаимодействие включает в себя, одной стороны, способ передачи индивиду социального  опыта, способ включения его в систему общественных  отношений, с другой стороны,  процесс личностных изменений. Ребенок, имеющий инвалидность – часть и член общества, он хочет, должен и может  участвовать во всей многогранной жизни. Ребенок, имеющий инвалидность может быть так же способен и талантлив, как и его  сверстники, не имеющие проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их,  приносить с их помощью пользу обществу, ему мешает неравенство возможностей. Ребенок – не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет  право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении,  творчестве[3]. При выполнении учебных заданий необходимо ознакомить с базой данных сайта  образовательного учреждения, электронными учебниками, виртуальными библиотеками.  Работа в дистанционных  предметных курсах позволяет детям­инвалидам познакомиться и  овладеть навыками получения знаний в  образовательной среде «Мооdle» .Эти активные  приемы работы с информацией способствуют формированию  навыков самостоятельной,  творческой деятельности, а также овладение культурными ценностями общества, что  обогащает духовный мир ребенка.  Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с  миром,  в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в  ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям. Дистанционное  обучение как форма работы позволяет снять эти ограничения, раздвинуть  рамки  ограниченного пространства существования ребенка­ инвалида.  В процессе обучения дети  общаются в чатах, обсуждают проблемы на форумах  дистанционных курсов, создают группы по интересам в сети «Дневник.ру», участвуют
дистанционно во всероссийских, международных конкурсах. Мероприятия, которые  проводятся очно в Центре дистанционного образования проходят в он­лайн трансляции на  сайте образовательного учреждения. Список литературы:  1. Р. С. Немов "Психология" Книга 1. М., 1998 год. 2. Черемных Г.В.­ Приемы визуализации в педагогических технологиях  http://ito.edu.ru/1999/II/5/5/ 2.    Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными   возможностями   и    подготовка   педагогов­дефектологов //Дефектология. 1992. №1. 3.    Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)