«Современные» родители и формы работы с ними»
В законе РФ «Об образовании» (статья 18) говориться: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
В настоящее время, большинству родителей приходиться выживать в сложных социальных условиях, поэтому некоторые родители отстранились от воспитания и развития детей. Многие семьи считают, что есть государственные организации, которые обязаны непосредственно заниматься развитием их детей, а именно: «Детский сад- воспитает, школа- научит, а армия- закалит!» Конечно же, это не приносит никаких положительных результатов и ребенок предоставляется «самому себе».
Важной задачей в работе с родителями является повышение их родительской компетентности, повышение их коммуникативной культуры, умения сотрудничать с детьми, находить с ними “общий язык”, развитие их родительских чувств. Одним из способов помочь детям и их родителям является просвещение родителей, обучение их навыкам сотрудничества с детьми, повышение их психолого-педагогической грамотности.
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса.
Практика работы в школе показывает, что родители начинают стремиться к активному сотрудничеству со школой и педагогом, если между ними возникает взаимопонимание. А оно рождается в совместной деятельности. Значит, учитель должен позаботиться о том, чтобы стать организатором жизненно важной программы взаимодействия семьи и школы.
Может быть, мое утверждение покажется странным, но я считаю, что родителей тоже надо формировать, воспитывать, конечно, с учетом их возрастного и жизненного опыта. Обучать взрослых гораздо сложнее, нежели детей, а степень такта, чуткости, терпения и профессионализма должна быть та же самая.
Современных родителей можно условно разделить на три группы.
Первая - родители–наблюдатели. Они редко появляются в школе, при этом стараются быть незаметными.
Вторая – родители-помощники.
Родитель - помощник активно участвует в жизни классного коллектива и тесно взаимодействует с педагогами школы, он заинтересован в успехах своего ребенка. Между ребенком, родителем и педагогом есть необходимое взаимное доверие.
Третья группа - родители оппоненты.
Пока не сложилась эта общность, родители и педагоги чувствуют себя оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в класс.
Проблемность вопроса, который я сегодня решила затронуть в своем выступлении, в том, что на него нельзя ответить однозначно. Ситуация настоящего времени такова, что все три категории присутствуют в каждом классном коллективе, разница лишь в их процентном соотношении. Конечно, хорошо, когда помощников у тебя больше, но это не значит, что надо закрыть глаза на существование двух других категорий. И поэтому педагог, которому не безразличны интересы его подопечных, который хочет отвечать за результаты своей работы вынужден искать способы превращения оппонентов в наблюдателей, а наблюдателей в помощников. Здесь стоит вспомнить о том, что главными учителями ребенка, главными людьми, ответственными за его здоровье и благополучие, все же являются родители.
Поэтому педагоги вынуждены искать новые пути взаимодействия с семьями воспитанников. И тогда на помощь приходят нетрадиционные формы сотрудничества - компьютерные технологии. Такие современные технологии помогают разнообразить и усовершенствовать партнерства с родителями.
Формы взаимодействие с родителями
1. Информационно- аналитическая
Начиная взаимодействие, необходимо использовать обратную связь, тут я выбираю две формы работы - тестирование и анкетирование.
Анкетирование
Вся работа с родителями осуществляется в 4 этапа:
1 этап – ежегодно в начале учебного года провожу обследование родительского контингента и анализирую его состав. Составляю социальный паспорт класса (малообеспеченные, многодетные, неполные, неблагополучные; образование, профстатус)
2 этап – выявляю семьи, находящиеся в социально опасном положении и детей, имеющих те или иные проблемы психологического плана:
· трудности в адаптации,
· агрессивность,
· страхи,
· проблемы общения со сверстниками,
· не усвоение программы и другие.
3 этап – анализ полученных данных и составление базы данных для составления плана взаимодействия с родителями на текущий год.
При составлении анкеты стараюсь четко ставить цель перед собой, что я хочу узнать из этой анкеты. Иногда я родителям разрешаю брать домой анкеты и опросники, где дома они спокойно сами считают баллы и читают вывод. Тем самым я для себя облегчаю работу и родителей не задерживаю.
2.
Обмен опытом родителей.
Используя материалы специальной литературы и результаты анкетирования родителей
по теме собрания, проведенного заранее, можно организовать активный родительский
обмен опытом и дать рекомендации на основе своего педагогического опыта. Очень
важно расположить к себе родителей, завоевать их доверие, разбудить желание
поделиться своими мыслями, сомнениями.
Я в своей работе, исходя из образовательных задач, потребностей родителей и особенностей детей класса, вовлекаю родителей в организацию различных совместных с детьми форм деятельности.
3. Традиционные формы работы с родителями
· -родительские собрания;
· -общеклассные и общешкольные конференции;
· -индивидуальные консультации педагога;
· -посещения на дому.
Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
4. Нетрадиционные формы работы с родителями.
· -тематические консультации
· -родительские чтения
· -родительские вечера
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:
1. Ребенок не хочет учиться.
2. Как развить плохую память ребенка.
4. К чему может привести тревожность детей.
Неплохие результаты дают открытые уроки, особенно в 1-2 классе, где родителям предоставляется возможность убедиться, что игровая деятельность очень помогает в учебе.Наблюдения за детьми на уроках позволяют родителям понять, на что следует обратить особое внимание. К этому дню тщательно готовлюсь. Уроки строю так, чтобы папы, бабушки, мамы поняли, чему мы научились за месяц, за четверть, за год.
Всегда говорю что-то хорошее о каждом ребенке, не зачитываю оценки слабых учеников, не отчитываю родителей за промахи детей. Родители обычно занимают места своих детей, куда я кладу конверт с записями только для этого родителя, с конкретной информацией об успехах и недостатках детей.
Информация для размышления о своем ребенке необходима каждому родителю. Более тактично это делать в письменном виде. На собрании обязательно подвожу итоги работы родителей, благодарю тех, кто уделяет много внимания воспитанию детей в семье и помогает в работе с классом.
Тематика классных родительских собраний
Классы |
Тема |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Кроме того, в своей работе я практикую такие формы, как
На собраниях всегда говорю родителям, что недопустимо, чтобы родители неуважительно отзывались об учителе, позволяли себе пренебрежительные высказывания в его адрес. Ставя под сомнение авторитет учителя, родители тем самым подрывают уважение детей к другим окружающим взрослым людям, в том числе и к самим себе. Честнее и проще выяснить какие-либо возникшие недоразумения в личной беседе с педагогом.
Таким образом, я считаю, что все вышеперечисленные формы взаимодействия с родителями рано или поздно принесут свои плоды, и я смогу с полной уверенностью сказать: « Родители «моих» детей – мои помощники!» И тогда, возможно, у меня больше не возникнет вопрос о том « Кто же такие современные родители: помощники, оппоненты или наблюдатели?»
Приложения:
1. Советы педагогам и родителям
Если:
1. Ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
2. Ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
3. Ребенка хвалят, он учится быть благородным.
4. Ребенка поддерживают, он учится ценить себя.
5. Ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.
6. Ребенок растет в атмосфере терпимости, он учится понимать других.
7. Ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
8. Ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
9. Ребенок живет во вражде, он учится быть агрессивным.
10. Ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить людей в этом мире.
Приложение 1
Личный листок учащегося _______ класса
Фамилия, и.о.-------------------------------------------------------------------------------------------------
Дата и место рождения------------------------------------------------------------------------------------
Домашний адрес-------------------------------------------------------------------------------------------
Телефон (сотовый) -----------------------------------------------------------------------------------------
Состояние здоровья----------------------------------------------------------------------------------------
Увлечения, интересы__________________________________________________________
Особенности характера________________________________________________________
Кто из семьи наиболее авторитетен для ребёнка__________________________________
Чем занят в свободное время___________________________________________________
Участие в домашнем труде_____________________________________________________
В какой помощи нуждается ребёнок (что необходимо для полноценной учёбы) ________
Друзья (их возраст, характер взаимоотношений, их влияние) _________________________
Родители Отец Мать
Фамилия --------------- -----------------------------
Имя ------------------- -----------------------------
Отчество ------------------- ----------------------
Образование ------------------- ------------------------
Место работы ------------------- ---------------------------
Должность ------------------------ --------------------------
Телефон раб. ------------------- ------------------------
Сотовый _________ ________________
Возраст существования семьи___________________
Семья полная, неполная (нужное подчеркнуть)
Состав семьи_____________
Жилищные условия (квартира, съёмная квартира, отдельная комната у ребёнка, место для приготовления уроков и т.д.) ________________-
Семейный бюджет в расчёте на 1 человека________________-
Чем можете помочь классу:_______________
(материально, организовать экскурсию, поездку, классный час, беседу, помочь с транспортом или что - либо ещё)
Приложение 2
Анкета «Близкие тебе люди»
1. Представьте себе, что вы отправляетесь со своим классом в поход. Без взрослых вы не имеете права идти. Кого из взрослых вы бы пригласили в поход?
- классного руководителя;
- своих родителей;
- старших друзей;
- учителя физкультуры;
- взрослого вне школы
.
2. Кого из взрослых вы считаете для себя примером нравственного поведения?
- учителей;
- родителей;
- героев книг;
- никого.
3. Кто для вас является образцом для подражания?
- родители;
- друзья;
- одноклассники;
- выдающиеся люди;
- никто.
4. Если у меня возникают в жизни проблемы, требующие помощи или подсказки, я всегда обращаюсь:
-
к родителям;
- учителям;
- своим друзьям;
- одноклассникам;
- друзьям родителей;
- родственникам.
5. Если я добиваюсь определённых успехов, то мне сразу хочется сообщить об этом:
-
моим родителям;
- друзьям;
- родственникам;
- учителям;
- одноклассникам;
- никому
.
6. Если со мной случится неприятность, я могу, не боясь, сообщить об этом:
-
моим родителям;
- моим друзьям;
- одноклассникам;
- учителям;
- родственникам;
- никому.
7. Место, где меня понимают, это:
мой дом;
- дом моих родственников;
- дом моих друзей;
- школа;
- такого места нет
.8. Чей номер телефона самый важный и необходимый в моей жизни? Это номер:
- моих родителей;
- моих родственников;
- моих одноклассников;
- моих учителей;
- моих друзей;
- ничей.
9. Если бы у меня была возможность, то самый дорогой подарок я подарил(а) бы:
- своим родителям;
- своим учителям;
- знакомым;
- одноклассникам;
- друзьям;
- никому.
10. Мне хотелось бы сделать более тёплыми и добрыми отношения:
- с родителями;
друзьями;
- учителями;
- одноклассниками;
- приятелями;
- родственниками;
- ни с кем.
Приложение 3.
Памятка
“Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?”
Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией своего поведения.
Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь установить её, не обсуждая все подробности с ребёнком.
Следите, чтобы ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище.
Пусть ребенок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время вы проводите за книгами, а не у телевизора.
Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью вашей жизни.
В школе ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Приложение 4.
1.Анкета для родителей
1. Какие меры наказания и поощрения используются в семье?
2. За что вы наказываете и поощряете ребенка?
3. Как реагирует ребенок на поощрения и наказания?
2.
Анкета для родителей
1. Бывает ли ваш ребенок агрессивным?
2. В каких ситуациях он проявляет агрессию?
3. Против кого он проявляет агрессию?
4. Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребенка?
Приложение 5.
Как воспитать у ребёнка любовь к чтению
Памятка.
1. Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
2. Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
3. Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
4. Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
5. Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги.
6. Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом интересном месте.
7. Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
9. Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
11. Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя реликвии своей семьи.
12. Дарите своем у ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями.
Приложение 6 Дети и телевидение
Правила борьбы с телеманией.
1. Совместное определение детьми и родителями телепередач для просмотра на последующую неделю.
2. Обсуждение взрослыми и детьми любимых телепередач после просмотра.
3. Выслушивание мнения детей о взрослых передачах и мнения взрослых о детских.
4. Телевизор не должен быть значимой частью в жизни родителей.
5. Необходимо помнить о том, что ребёнок ежедневно смотрит сцены насилия, убийства, привыкает к ним и даже испытывает удовольствие от таких эпизодов. Не разрешайте ребёнку смотреть такие сцены.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.