Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Оценка 4.7
Лекции +4
ppt
дефектология
Все классы
31.05.2017
Цель данной работы - рассмотреть особенности развития речи и общения у детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения.
Задачи:
1. Подобрать и описать методики исследования речи школьников с нарушениями зрения.
2. Провести экспериментальное исследование особенностей речевого развития детей школьного возраста с нарушением зрения.
Речь ребенка с нарушениями зрения имеет свои особенности формирования — изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.
У этих детей наиболее типичны системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, причем встречаются они значительно чаще, чем у их здоровых сверстников. Многие дети с нарушением зрения не понимают смысловую сторону слова, которая не соотносится с чувственным образом предмета, используют слова, усвоенные на чисто вербальной основе, они страдают эхолалией, отсутствием развернутых высказываний из-за недостатка зрительных впечатлений.Презентация предназначена для учителей-дефектологов, тифлопедагогов и других педагогов, работающих с детьми с различными нарушениями зрения.
Нарушения устной речи у детей, имеющих зрительную патологию, рассматривают как сложный дефект, по-разному обусловливаемый влиянием ряда факторов, к числу которых относятся зрительный дефект и время его появления.
Разнообразие уровней сформированности речи, структуры ее нарушения, а также обусловливающих эти нарушения факторов объясняет и разнообразие динамики совершенствования речи слабовидящих детей в процессе педагогического воздействия.
Логопедическая работа с данной категорией детей специфическая и комплексная, дифференцированная и многосторонняя. В таких условиях возрастает компенсаторная роль речи и обеспечивается более прочная база для подготовки детей к школьному обучению.
Особенности развития речи.ppt
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Выполнила:
Сурганова Татьяна Александровна
Учитель 1 квалификационной
категории
КГОБУ «К(С)ШИ III-IV видов
г.Артёма»
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Актуальность темы развитие речи у
детей с нарушением зрения происходит со
значительным отставанием от нормы.
Цель работы рассмотреть особенности
развития речи и общения у детей
старшего дошкольного и младшего
школьного возраста с нарушением зрения,
разработать рекомендации воспитателям
и учителям начальных классов по
развитию речи детей с нарушениями
зрения.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Задачи:
1. Подобрать и описать
методики исследования речи
школьников с нарушениями
зрения.
2. Провести экспериментальное
исследование особенностей
речевого развития детей
школьного возраста с
нарушением зрения.
На основании теоретического
анализа и эксперимента
сделать выводы об
особенностях речевого
развития детей старшего
дошкольного возраста с
нарушением зрения.
Предложить рекомендации по
развитию речи и общения
детей старшего дошкольного
возраста с нарушением речи.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Зрение – это способность
ощущать и воспринимать
действительность посредством
зрительного анализатора. Оно
является определяющим в
формировании о реально
существующих предметах и
явлениях.
Орган зрения позволяет
Понятие «зрение»
получить до 90% информации
об окружающем мире.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
К детям с нарушением зрения относятся:
незрячие с полным отсутствием
зрения и дети с остаточным
зрением, при котором острота
зрения равна 0,05 и ниже на
лучше видящем глазу;
слабовидящие со снижением
зрения от 0,05 до 0,2 на лучше
видящем глазу с очковой
коррекцией;
дети с косоглазием и
амблиопией
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Причины зрительных нарушений
Органически
е
нарушения
Врожденная патология
Приобретенная патология
Генетические факторы:
наследственная передача
некоторых дефектов зрения:
микрофтальм –
уменьшение размера одного
или обоих глаз и значительное
понижение зрения;
анофтальм – врожденное безглазие.
катаракта – помутнение
хрусталика;
астигматизм – аномалии
рефракции, т.е. преломляющей
способности глаза;
нарушение обмена веществ (при
фенилкетонурии);
воздействие на плод инфекций.
Осложнения детских инфекций: корь,
скарлатина, дифтерия;
осложнения общих инфекций:
сифилиса, оспы, туберкулеза глаз;
глаукома (заболевание, связанное с
повышением внутриглазного давления и
изменениями в тканях глаза);
внутричерепные и внутриглазные
кровоизлияния;
травмы головы;
атрофия зрительного нерва,
сетчатки (нарушение питания, гибель клеток);
нейроинфекции – менингит, энцефалит.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
ОСОБЕННОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ
СЛЕПЫХ ДЕТЕЙ
ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ
ОСЯЗАНИЯ,
ОРИЕНТИРОВКЕ
В ПРОСТРАНСТВЕ
ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ
СПЕЦИАЛЬНОГО
ДИДАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА
(РЕЛЬЕФНОГО)
УВЕЛИЧЕНИЕ СРОКА
ОБУЧЕНИЯ
ШКОЛА
III ВИДА
ОБУЧЕНИЕ ПРОВОДИТ
ТИФЛОПЕДАГОГ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ТИФЛОПРИБОРОВ
ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ
И ПИСЬМУ ПО СИСТЕМЕ
БРАЙЛЯ
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
В помещениях
создается
повышенная освещенность
Обучение по специальным
учебным пособиям с крупным
шрифтом
Увеличение срока обучения
ШКОЛА
IV ВИДА
Обучение по специальным
учебным пособиям с
крупным шрифтом
Используются специальные
оптические средства для
фронтального обучения:
диапроекторы и
интерактивные доски
Используются специальные
оптические индивидуальные
средства: очки,
лупы – ручные, стационарные
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
представленной
ситуации
Наиболее яркой характеристикой младшего школьника является
активное освоение им построения разных типов текстов. Ребенок
осваивает форму монолога. Речь становится контекстной, независимой от
наглядно
общения. Совершенствование
грамматического строя происходит в связи с развитием связной речи.
На шестом году в основном завершается освоение системы языка, но по
прежнему не усвоены многие единичные традиционные формы. По
прежнему активно протекает словотворческий процесс, количество
инноваций даже возрастает по сравнению с предыдущей возрастной
группой встречаются грамматические переборы, «нащупывание» формы:
бровь, бровев, бровей; многочисленные случаи неверной постановки
ударения: на сАнях, скомкАлся, родИла, зИма, подкралАсь к кувшинУ,
вЕселый. Инновации
том, что ребенок не
воспроизводит готовую форму, а активно самостоятельно ее образовывает.
свидетельствуют о
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
и
рассказывания
большим
в
слов,
Формирование структуры
предложений
На шестом году жизни очень активно
способов
протекает
в
словообразования. Это проявляется
количеством
овладении
производных
интенсивности
словотворчества. Инновации охватывают
основные части речи: существительное
(ласкунька, ластонька, аистик, аиститенок,
скворенки),
скворятки,
прилагательное
сердитные,
обиденные, обедный, длинноуший), глагол
(гакает, прокатнулся, втыкнул). В этом
возрасте
наблюдается
практически у всех детей. Это период
расцвета
словотворчества. Оно имеет
теперь форму
что
проявляется в особом эмоциональном
отношении ребенка к экспериментам со
словом.
В процессе освоения связной
речи
дети
начинают активно пользоваться
формальной
сочинительной
связью. (Например: Потом раз,
подбежали... И под бревно, и все
соскользнули
упали.)
Возрастает удельный вес простых
распространенных предложений,
сложносочиненных
и
сложноподчиненных. Широко
используется
речь.
Предложения соединяются при
помощи слов и, вот, потом, через
синонимическую замену, лекси
ческий повтор.
языковой
игры,
скворчатки,
(кашенная,
и
прямая
освоение
словотворчество
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Формирование структуры предложений
Ребёнок не только сам начинает
правильно говорить, но замечает
малейшую ошибку в речи других,
хотя и не может объяснить, почему
так нельзя говорить.
На протяжении дошкольного
Так, пятилетний ребёнок, слыша,
как двухлетний говорит: «Петя
ходила», назидательно его
поправляет: «Нужно сказать
ходил, а не ходила». Но когда его
спрашивают, почему так нельзя
говорить, он недоуменно отвечает:
«Так не говорят, так неправильно».
Он ещё недостаточно осознаёт и не
умеет формулировать правила,
которыми уже практически
пользуется в своей речи.
возраста, при правильной
организации воспитательном
работы, ребёнок практически
усваивает основные правила
грамматики родного языка и
пользуется ими в своей устной
речи.
Однако путь усвоения ребёнком
грамматики в дошкольном возрасте
весьма своеобразен и существенно
отличается от того, по которому
идёт школьное обучение.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
красного,
У слабовидящих наблюдаются трудности при
опознании рисунков и предметов, при восприятии формы,
величины предметов. Причина этого – сужение поля
зрения, соскальзывание взгляда с контура, частые
изменения направления движения взгляда, его возвраты.
Вышеперечисленные нарушения затрудняют восприятие
предметов
оценку
пропорций, протяжённости, расстояний. Известно, что у
значительного числа слабовидящих детей ослаблено
нарушена
восприятие
дифференциальная
контрастности.
Поэтому дети недостаточно точно выделяют из фона и
дифференцируют чёрнобелые и цветные изображения с
пониженной контрастностью. В связи с этим они плохо
соотносят изображения с предметами и явлениями
окружающей действительности. Восприятие движения
затрудняют нарушения остроты зрения, поля зрения,
зрительной
глазодвигательных и других функций
системы. Нарушение восприятия влечёт
за собой
снижение уровня обобщённости и чёткости зрительных
представлений, а также их фрагментарность.
чувствительность
цветов,
и
изображений,
глазомерную
синего
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
У слабовидящих детей плохо развито произвольное
внимание. Расстройства внимания возможны как
следствие болезни или утомления
многих детей с нарушениями зрения характерны
трудности в концентрации внимания: они отвлекаемы,
не могут длительно заниматься одним делом и в
результате – плохо запоминают
память данной категории детей часто характеризуется
меньшей продуктивностью по сравнению с нормой,
снижением запоминания наглядного материала, так
как у них недостаточно полные, чёткие и стойкие, с
низким уровнем обобщённости представления;
нарушено восприятие и внимание
низкий уровень сформированности понятий и решения
умственных действий по сравнению с уровнем
нормально видящих детей. Наблюдаются трудности
установления смысловых связей между объектами,
изображениями на картинке, затруднения при
классификации предметов
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Особенности развития речи у детей с
нарушением зрения
У незрячих речевые недостатки встречаются
вдвое чаще, чем у нормально видящих. Связь
нарушения звукопроизношения и состояния
зрительного анализатора прослеживаются
при дефектах звукопроизношения, которые
проявляются в неправильной артикуляции.
резкое отставание слабовидящих детей в
области развития фонематического слуха,
звукового анализа и первичных навыков
чтения
изза нарушения зрительного восприятия не
формируются
представления
действительности, а значит, нет полно
весных словесных значений
образные
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Направления коррекционного
воздействия на речевое развитие
1. Коррекция зрительного
восприятия и пространственного
гнозиса
2. Коррекция моторных нарушений
3. Коррекция звукопроизношения,
фонематических процессов и
лексикограмматического строя
речи
Гносиз – совокупность процессов
восприятия, являющихся
основой распознавания образов в
сознании
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Одним из наиболее распространённых проявлений патологии зрения у
детей дошкольного возраста является косоглазие, которое встречается у детей
в 1,52% случаев.
Косоглазие
затрудняет восприятие, переработку и использование
зрительной информации, ориентацию в окружающей обстановке и может
явиться причиной существенного ограничения в выборе профессии, так как
всегда при этом у детей отсутствует бинокулярное зрение и в подавляющем
большинстве случаев имеется амблиопия.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Уровни речевой сформированности у детей
с нарушением зрения
1. Единичные нарушения звукопроизношения
2. Активный словарь детей ограничен, допускаются ошибки в
соотнесении слова и образа предмета, в употреблении
обобщающих понятий, грамматических категорий, а также в
составлении предложений и развёрнутых рассказов. Нарушения
звукопроизношения детей этого уровня выражается в
различных видах сигматизма, ротацизма, ламбдацизма,
парасигматизма, параротацизма, параламбдацизма
3. Экспрессивная речь отличается бедностью словаря. На низком
уровне находятся соотнесённость слова и образа предмета и
знание обобщающих понятий. Связная речь аграмматична,
состоит из перечислений и однодвухсловных предложений
4. Экспрессивная речь крайне ограничена, имеются значительные
нарушения в соотнесённости слова и образа предмета,
обобщающих понятий. Отмечаются эхолалии. Отмечается
полная несформированность процессов фонематического
анализа и синтеза.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Цель данной работы рассмотреть особенности
развития речи и общения у детей младшего школьного возраста с
нарушением зрения.
Задачи:
1. Подобрать и описать методики исследования речи
школьников с нарушением зрения.
2.Провести экспериментальное исследование особенностей
речевого развития детей младшего школьного возраста с
нарушением зрения.
а) на основании теоретического анализа и эксперимента
сделать выводы об особенностях речевого развития детей
младшего школьного возраста с нарушением зрения.
б) предложить рекомендации воспитателям и учителям
начальных классов по развитию речи и общения детей младшего
школьного возраста с нарушением речи.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Объектом в данной работе выступает развитие речи у детей
младшего школьного возраста.
Предметом особенности речевого развития детей младшего
школьного возраста с нарушением зрения.
Гипотеза исследования заключается в том, зрительная
депривация у детей младшего школьного возраста отрицательно
сказывается на развитии речи.
В исследовании участвовали 7 детей в возрасте 7 9 лет.
База исследования: специальная (коррекционная) школа
интернат IIIIV видов г.Артёма Приморского края.
Методики исследования:
Методика «Словесные ассоциативные ряды» для исследования
чувственных представлений, имеющихся в основе понятий, которые
ребенок использует в своей речи.
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Результаты экспериментального
исследования
Общительность детей с
нарушениями зрения в
коммуникативных ситуациях
Общительность
детей с нарушениями
Количество детей с нарушениями зрения
зрения
Общительные
Не очень общительные
Необщительные
(малообщительные,
замкнутые)
Абсолютное
число
4
2
1
в %
71,1
28,6
14,3
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Результаты экспериментального
исследования
Результаты наблюдений за
общением детей с
нарушениями зрения
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Коррекционная направленность
логопедических занятий
1. Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 1520 см)
и дифференцированной индивидуальной (от 1 до 5 см); использование фонов,
улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов;
преобладание пособий красного, оранжевого, желтого цвета, подставок,
позволяющих рассматривать объекты в вертикальном положении;
2. Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных
возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня развития
восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требует смены
деятельности. Как обязательная часть любого занятия вводятся
физкультминутки;
3. Индивидуальный и дифференцированный подход с учетом рекомендаций
тифлопедагога, уровня развития и возможностей ребенка. В индивидуальной
работе необходимо учитывать остроту зрения и в зависимости от этого
возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе обучения,
темп выполнения задания, реакцию на оценку деятельности, устойчивость
внимания;
4. Создание условий для лучшего зрительного восприятия при проведении
фронтальных занятий с детьми, размещение наглядного материала на фоне
других объектов. Следует рассаживать детей как можно ближе к
рассматриваемому объекту, использовать индивидуальную наглядность для
детей с низкой остротой зрения
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Нарушения речи представлены
обширно как у незрячих, так и у
слабовидящих детей, причем у
большинства из них эти нарушения
затрагивают не столько отдельные,
сколько все или почти все компоненты
речевой структуры как целостной
системы
Нарушения устной речи у незрячих и
слабовидящих детей следует
рассматривать как сложный дефект, по
разному обусловливаемый влиянием ряда
факторов, к числу которых относятся
зрительный дефект и время его
проявления
Степень и качество нарушений
различных речевых компонентов у разных
групп детей с глубокими дефектами
зрения представлены поразному. Это и
определяет различные уровни
сформированности речи в большей своей
части как системного недоразвития, а
также структуры речевого дефекта
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Логопедическая работа с данной
категорией детей специфическая и
комплексная, дифференцированная и
многосторонняя. В таких условиях
возрастает компенсаторная роль речи и
обеспечивается более прочная база для
подготовки детей к школьному обучению.
Ранние выявления нарушений речи и
организация коррекционной работы
способствуют предупреждению
дальнейших отклонений в речевом
развитии детей (в том числе и в
формировании письменной речи).
Совершенствование речи стимулирует
высокое личностное развитие незрячего и
слабовидящего ребенка на самых ранних
этапах его воспитания
Разнообразие уровней
сформированности речи, структуры ее
нарушения, а также обусловливающих
эти нарушения факторов объясняет и
разнообразие динамики
совершенствования речи незрячих и
слабовидящих детей в процессе
педагогического воздействия
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Несмотря
правильном
на многочисленные
отклонения в развитии различных
компонентов речевой деятельности
при глубоких нарушениях зрения,
следует отметить, что в целом речь
при
формирующем
воздействии со стороны родителей и
воспитателей достигает нормального
уровня и служит мощным средством
компенсации, существенно расширяя
возможности
видах
деятельности.
во
всех
Презентация "Специфические особенности формирования речи у детей с нарушениями зрения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.