Цели урока:
Развить следующие компетентности учащихся:
1.Информационная
- Планирование информационного поиска
- Извлечение первичной информации
- Обработка информации
2. Коммуникативная компетентность
- Публичное выступление
- Продуктивная групповая коммуникация
- Письменная коммуникация
3. Компетентность разрешения проблем
- Индентификация проблемы
- Целеполагание и планирование деятельности
- Применение технологий
- Планирование ресурсов
- оценка деятельности
- Оценка результата продукта деятельности
Стимул
В одном из древнегреческих мифах описан страшный поединок Зевса с Тифоном – чудовищем, олицетворяющем огнедышащие горы и землетрясения. Поднялся Тифон из недр Земли, диким воем сотряс воздух. Бурное пламя клубилось вокруг него, и земля дрожала под его ногами. Но смело кинулся бог – громовержец Зевс и разогрелся бой. Земля и небо сотрясались до основания. Сотнями сыпались огненные стрелы – молнии Зевса, казалось что от огня горит воздух и даже тёмные грозовые тучи. Рухнул Тифон на Землю. Зевс поднял поверженного врага и кимнул в мрачный Тартар. Но и в Тартаре грозит грозный Тифон богам и всему живому, вызывает бури и извержение вулканов.
Известен и знаменит был у греков Гефест – искусный мастер, покровитель кузнечного дела. Древние греки считали, что живёт он на острове Гиеру в Средиземном море и в глубине горы, над которой всегда клубится дым, куёт оружие.
Самая главная кузница бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна (высота 3263 м) бушевала 130 раз.
У древних римлян бог огня и кузнечного дела тоже сначала назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулкано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом как и бога огня.
Задание 4 группе.
Найдите информацию о вулканах как стихийных бедствиях природы. Какие стихийные природные явления несёт извержение вулкана? Как нужно себя вести при поступлении информации МЧС о возможном извержении вулкана?
Дополнительная литература Н.А. Никитина «Материки, океаны, народы и страны» с.250.
Кратер – углубление диаметром от нескольких десятков метров до нескольких километров. Обычно располагается на вершине.
Жерло – вертикальный или наклонный канал, по которому вытекает лава.
Конус – вулканическая гора образованная застывшей лавой.
Очаг магмы – глубинные трещины земной коры, заполненные магмой.
Кратер – углубление на вершине или на склонах вулкана
2 группа
В земной коре образуется трещина из неё изливается лава, выливается первый слой лавы и застывает по нему выливается второй слой. Вулканы образуются как на суше так и на дне океана.
4 группаПодготовка к извержению
эвакуация из опасной зоны после сообщения о возможном извержении;
- при невозможности эвакуации - уплотнение окон, дверей, дымоходов;
- установка техники в гараже
помещение животных в сараи;
- подготовка автономных источников освещения (свечи, лампы);
- связи (радиоприемник на батарейках);
- создание запасов воды, продуктов питания на 3-5 суток;
-подготовка аптечки медицинской помощи.
Поведение после извержения
- использование простейших средств защиты органов дыхания (марлевых повязок, тканевых масок) для исключения вдыхания пепла;
- применение защитных очков и одежды для защиты от ожогов;
- уборка пепла с крыш здания для исключения ее перегрузки и обрушения.
Поведение при извержении
при нахождении вне помещения защита головы и, тела от камней и пепла шлемом, каской, плотной шапкой;
- нахождение вдали от рек, ложбин, оврагов у вулкана во избежание попадания в зону лавовых потоков и селей;
- не использование автомобиля;
- укрытие от палящей тучи в воде, в подземном убежище.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.