Цель урока: познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева.
Задачи: - продолжить формирование умений работы с информационными источниками: историческими текстами, учебником, презентацией. - Развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей, давать характеристику исторической личности, сравнивать исторические события. – Развивать навык самостоятельной, творческой деятельности учащихся. - Развивать умения работать в парах. - Воспитывать чувства уважительного отношения к истории своей страны, своего края. - Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи. - Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
1 Правление Екатерины II - 1762 - 1796 гг. 2 В царствование Екатерины увеличилось помещичье землевладение 3 Бироновщина относится к правлению Екатерины II 4 Превращение дворянства из служилого населения в привилегированное сословие произошло в царствование Екатерины II 5 «Указ о вольности дворянства» от 1762 г опровергал все привилегии дворянства 6 В период правления Екатерины II был расцвет крепостного права 7 Власть над крестьянами переданная дворянам, ухудшила жизнь крестьян 8 В газетах были объявления о продаже крестьян 9 Крестьянам было разрешено жаловаться на дворян
Какие были привилегии дворян и каково положение крестьянства?
запрещение жалоб на дворян,
барщина достигла 4-5 дней в неделю,
продажа крестьян, ликвидация
вольности казаков,
барин стал распорядителем крестьян.
с "самого 1762 года ...яицкие казаки начали жаловаться на различные притеснения, ими претерпеваемые от членов канцелярии, учрежденной в войске правительством: на удержание определенного жалования, самовольные налоги и нарушение старинных прав и обычаев рыбной ловли. Чиновники, посылаемые к ним для рассмотрения жалоб, не могли или не хотели их удовлетворить".
Пугачев в июле 1774 года издает «Манифест»
«,,,Жалуем сим именным указом с монаршим нашим милосердием всех, находившихся прежде в крестьянстве и подданстве помещиков, быть верноподданными рабами собственной нашей короне и награждаем вольностию и свободою, владением землями и другими угодьями, не требуя подушных податей,,,»
2 часть. «…кои прежде были дворянами в своих поместьях - оных противников нашей власти и разорителей крестьян, ловить, казнить и вешать, и поступать равным образом так, как они, не имея в себе христианства, чинили с вами, крестьянами, а домы и все их имения брать себе в награждение…»
Видите ли вы в этом указе какое-либо противоречие?
3 этап: С июля по сентябрь 1774 г. - «крестьянский».
Е.И. Пугачёв переносит действия армии на правобережье Волги, занимает ряд городов.
на борьбу с Пугачевым правительство мобилизовало все силы.
Пугачев подошёл к Царицыну, где был разгромлен
собственные сторонники выдали самозванца правительству.
Почему выступление крестьян потерпело поражение?
1. Нет чёткой программы и плана действий.
2. Плохое вооружение.
3. Слабая военная подготовка, нет опыта
боевых действий.
4. Локальный характер.
5. Разрозненность, несогласованность.
6.Применение для подавления восстания регулярной армии во главе со знаменитыми полководцами
7. Предательство казаков
Какое значение имело восстание ?
1.Самое крупное выступление народа за всю историю России.
2.Впервые выдвинули идеи борьбы с крепостничеством и целым сословием – дворянством.
3.Совместно с крестьянами выступали работные люди, народы Поволжья, казаки.
4.Война не улучшила положения народа, крепостничество только усилилось.
5.Движение нанесло стране огромный экономический ущерб.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.