Презентация урока русского языка на тему «Род имен существительных». 5 класс

  • Работа в классе
  • Разработки уроков
  • pptx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация к уроку русского языка для учащихся 5 класса по программе Баранова М. Т., Ладыженской Т. А. и др. «Русский язык», 5-9 классы. Цели урока: повторить изученное о существительном; научить определять род существительных, согласовывать с другими частями речи; дать понятие об общем роде существительных; совершенствование умений определять род, используя словари; активизация учебного процесса при помощи игровых моментов и мультимедийной установки.
Иконка файла материала attachment_904825731.pptx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал  с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области       Тема урока: Род имён  существительных. Составила учитель русского языка  и литературы  Ефимова Нина Васильевна 5 класс. Русский язык
Проверка домашнего задания. 1.Объяснить орфограммы. 2.Работа по группам.
Повторим определение  рода имён  существительных.
Определение рода имен  существительных Выпишите  существительные по родам Мужской род Женский род Средний род Карандаш, одежда, ручка, печенье, тарелка,  небо, станок, ключ, яйцо, подъезд, колесо,  сосна, окно, морковь, тетрадь, человек,  качество, дом, шампунь, капуста,  мороженое
Проверьте себя Мужской  род Женский  род Средний род Карандаш, ключ, станок,  человек, подъезд, дом,  шампунь Одежда, ручка, тарелка, сосна,  морковь, тетрадь, капуста Печенье, качество, небо,  колесо, яйцо, окно,  мороженое
Решите «уравнения», подобрав  вместо Х однокоренные  существительные женского рода  Пианист­ пианистка = солист ­ х__________ солистка  Грек­ гречанка = турок ­ х________________  Купец­ купчиха = пловец – х_____________  Артист­ артистка = машинист – х_________ пловчиха – разгов. машинистка турчанка Обозначьте суффикс,  образующий новое слово.
Физкультминутка Быстро встали, улыбнулись, Выше – выше потянулись. Ну – ка, плечи  распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали. Сели, встали. И на месте побежали.
Определите род  данных имён  существительных? Он или она?  Мой или моя?     Эти слова называются  словами общего рода, и  «приобретают» они  мужской или женский  род только в контексте.
Имена существительные  общего рода Миша – большой неряха. Маша – большая неряха. В одном случае  говорящий  обращается к девочке,  в другом – к мальчику
Всегда ли легко определить род? Женский род Мужской род Средний род мозоль  вуаль туфля тюль  лебедь  шампунь какао  повидло Запомните! Два французских слова: какао и кофе –  употребляются как слова двух родов: ароматное какао   – среднего рода; терпкий кофе – мужского рода. В  современном русском языке слово кофе мужского  рода, но «допустимо употребление этого слова и в  среднем роде: сгущённое кофе с молоком».
Толковый словарь  Рояль, ­ я, м.р. Концертный рояль.  Шампунь, ­ я, м. р. Хороший шампунь.  Мозоль, ­ и, ж.р. Болезненная мозоль  Бандероль, ­ и, ж.р. Большая бандероль.
В каких строчках указаны слова         не только общего рода. а) гений, умница, капризуля, рева б) неряха, недотёпа, зануда, вредина в) зануда, красавица, молодец, жадина г) плакса, разиня, кривляка, сирота
В ы в о д Как мы определяем и  выражаем род  существительного? На род имени существительного (кроме его  падежного окончания) указывают: 1)формы прилагательного: большой стол,  красная ручка, широкое окно; 2)формы глагола: мальчик читал книгу;  девочка изучала язык.
У многих слов трудно определить род.                                           К ним относятся существительные: 1) мужского рода: толь, тюль, ботинок, табель,  занавес, комментарий, корректив, овощ, погон,  рельс, рояль, санаторий, профилакторий, зал, сленг; 2) женского рода: бандероль, бакенбарда, туфля,  тапка, простыня, мозоль, просека, расценка; 3) среднего рода: полотенце, повидло, чучело, щупальце. Запомните данные слова!  Употребление их в другом  роде является грубым  нарушением нормы!
Исправьте ошибки. Подберите пару  Мужской род Женский род корова курица овца слониха волчица табуретка Бычиха  Петушиха  Баранка  Слоныня  Волкушка   Стулка  Бык  Петух  Баран  Слон  Волк  Стул  Род и пол животных сводится к замене имеющегося  существительного мужского рода существительным  женского рода иного корня: бык – корова.
Оцените свою работу на уроке.  Поставьте на полях тетради «+», если отвечаете «ДА»,  если «НЕТ» , то «–» 1. Сможешь ли ты безошибочно найти в тексте имя  существительное? 2. Сможешь ли ты определить род имен  существительных? 3. Согласен ли ты, что в русском языке                         только два рода имен существительных? 4. Можешь ли при определении рода                                    пользоваться словами­ подсказками? 5. Сможешь ли ты определить род имен  существительных во                                       множественном числе?
Домашнее задание. Параграф­94,  упражнение № 505.
Литература. 1) Русский  язык  5  класс.  Учебник  для  общеобразовательных  учреждений.  Авторы­составители:  Ладыженская  Т.А.,  Баранов  М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2009. 2) Таблицы  и  раздаточный  материал  по  русскому  языку  для  5  класса. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А, Тростенцова Л.А. и др. –  М.: Просвещение, 2008. 3) Русский  язык  5  класс.  Поурочные  планы  по  учебнику  Т.А.Ладыженской, М.Т. Баранова и др. Автор – составитель И.В.  Карасева. – Волгоград.: Учитель, 2007. 4) Русский язык. Карточки­задания. 5 класс. Ларионова Л.Г.