Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Оценка 4.7
Семинары
pptx
Междисциплинарный 6
1 кл—5 кл
11.01.2017
Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой. Данные требования ФГОС НОО невозможно, как мне кажется, реализовать, не обучив ребёнка смысловому чтению.
Смысловое чтение.pptx
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Вопросы системного
«Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить»
В.А.Сухомлинский
подхода к
формированию навыков
смыслового чтения
младших школьников.
.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Смысловое чтение – вид чтения,
которое нацелено на понимание
читающим смыслового
содержания текста.
Цель смыслового чтения -
формирование умения
воспринимать текст как единое
смысловое целое (точно и полно
понять содержание текста и
практически осмыслить
извлеченную информацию).
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
1 класс
– обучение детей чтению и
пониманию прочитанного
текста, его осознанного
восприятия.
Практическое отличие
текста от набора
предложений.
Выделение абзаца,
смысловых частей под
руководством учителя.
Знание структуры текста:
начало текста, концовка,
умение видеть
последовательность событий.
Озаглавливание текста
(подбор заголовков).
Составление схематического
или картинного плана под
руководством
учителя.
2 класс
обучение детей работать с
текстом:
смысловое чтение;
владение пересказом
разного вида;
деление на абзацы и
составление плана
прочитанного текста
(произведения);
выделение опорных слов
(словосочетаний);
характеристика героев и их
поступков.
Подбор антонимов и
синонимов к словам.
Нахождение пропущенных
букв, используя и подбирая
самостоятельно
проверочные слова
3 – 4 класс
– обучение находить информацию,
интерпретировать тексты и
рефлексировать их содержание,
давать оценку прочитанному:
самостоятельное выделение основной
мысли (в целом текста или его
фрагмента);
нахождение информации в тексте на
поставленные вопросы в прямой или
иной форме;
выделение главной и второстепенной
информации;
выявление разных жизненных
позиций героев и их совпадение с
собственными убеждениями
(знаниями);
прогнозирование содержания по
заглавию, иллюстрации, отрывку;
самостоятельное формулирование
вопросов по тексту;
сравнивание текстов разных жанров,
разных стилей(деловой, научный,
художественный, публицистический,
разговорный) с похожим содержанием
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Навык чтения
смысловая
сторона
техническая
сторона
понимание
содержания и смысла
читаемого
способ чтения
темп чтения
правильность чтения
выразительность
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ представляет
собой комплексное УУД, состоящее из:
• осмысления цели чтения (для чего?),
• умения выбирать вид чтения в
зависимости от его цели (как? каким
образом?),
• умения определять основную и
второстепенную информацию.
• умения свободно ориентироваться и
воспринимать тексты различных
стилей,
• умения адекватно оценивать
информацию, полученную из текста.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Сопоставлять
иллюстративный
материал
с текстовой информацией
Переносить информацию текста
в виде кратких записей
Различать темы и подтемы текста
Изучающее Ставить перед собой цель чтения
Выполнять
смысловое свёртывание
выделенных фактов и
мыслей
Сопоставлять
разные точки
зрения по теме
Ознакомительное
Извлекать
ключевую информацию
Виды
чтени
я
Поисковое
Предвосхищать
содержание текста по
заголовку
Вдумчиво
Понимать
основную мысль
е
Анализировать изменения
текста
своего эмоционального
состояния в процессе
чтения
Находить конкретную информацию,
конкретный факт
ПоисковоеНаходить конкретную информацию,конкретный фактВдумчивоеАнализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтенияПонимать основную мысль текстаПредвосхищать содержание текста по заголовкуИзучающееСтавить перед собой цель чтенияРазличать темы и подтемы текстаПереносить информацию текстав виде кратких записейСопоставлятьиллюстративный материалс текстовой информациейВыполнятьсмысловое свёртываниевыделенных фактов и мыслейСопоставлять разные точки зрения по темеОзнакомительноеИзвлекатьключевую информацию
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового чтения-
это различные комбинации
приемов, которые используются
для восприятия текстовой
информации и ее переработки в
соответствии с коммуникативно-
познавательной задачей.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Работа с любым текстом предполагает 3
этапа:
1
2
3
До чтения текста
Во время чтения текста
После чтения текста
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
3. Работа с ключевыми словами.
ФУТБОЛ
Сказала тетя:
- Фи, футбол!
Сказала мама:
- Фу, футбол!
Сестра сказала:
- Ну, футбол…
А я ответил:
- Во, футбол!
(Г.Сапгир)
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
3. Работа с ключевыми словами.
4. «Инсерт» (чтение с пометками)
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Инсерт (insert) – маркировка
текста.
Цель: сформировать умение читать вдумчиво,
оценивать информацию, формулировать мысли
автора своими словами.
Учитель дает ученикам задание написать на полях
значками информацию по следующему алгоритму:
V Знакомая информация
! Новая информация
Я думал (думала) иначе
? Это меня заинтересовало (удивило), хочу
узнать больше.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
3. «Работа с ключевыми словами»
4. «Инсерт» (чтение с пометками)
5. «Взаимовопросы»
6. «Ромашка Блума»
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
На уроке литературного
чтения:
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
На уроке окружающего мира:
Текст «Как растет сосулька»
Простые вопросы: Как растет сосулька?
Уточняющие вопросы: Если я правильно
поняла, сосульки образуются в
результате того, что одна капля
намерзает на другую?
Интерпретационные (объясняющие)
вопросы: Почему капля не может сразу
оторваться и полететь вниз?
Творческие вопросы: Что было бы, если
капля не встретила бы препятствия?
Практические вопросы: Где мы можем
наблюдать как растет сосулька?
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
3. «Работа с ключевыми словами»
4. «Инсерт» (чтение с пометками)
5. «Взаимовопросы»
6. «Ромашка Блума»
7. «Толстые и тонкие вопросы»
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
«Толстые и тонкие
вопросы»
Тонкие вопросы – вопросы,
требующие простого,
односложного ответа.
Толстые вопросы – вопросы,
требующие подробного,
развернутого ответа.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Тонкие вопросы
Что известно в задаче?
Что необходимо найти?
Какова зависимость
между…?
Достаточно ли данных в
задаче для её решения?
Толстые
вопросы
Установите закономерность
(построения фигур,
изменения какой- либо
величины…)
При каком условии задача
будет иметь несколько
решений?
Рационально ли решена
задача? Почему?
Существует ли …., если…?
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Составление краткой записи задачи
В 7 одинаковых ящиках 56 кг
винограда. Сколько кг винограда в
10 таких же ящиках?
7 ящ. – 56 кг
10 ящ.- ? кг
1 ящ. - ? кг
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Стратегии смыслового
чтения, применяемые на
разных этапах работы с
текстом:
1. «Работа с вопросником»
2. «Ассоциативный куст»
3. «Работа с ключевыми словами»
4. «Инсерт» (чтение с пометками)
5. «Взаимовопросы»
6. «Ромашка Блума»
7. «Толстые и тонкие вопросы»
8. «Синквейн»
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Смысловое чтение
вдумчивое изучающее
вникать выделять обобщать
Вдумчивое чтение – успех в
науках.
Понимание информации.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Чтение является универсальным
навыком на всех уроках в начальной
школе: это то, чему учат, и то,
посредством чего учатся. Как
установили ученые, на успеваемость
ученика влияет около 200 факторов.
Фактор №1 – это навык чтения,
который гораздо сильнее влияет на
успеваемость, чем все вместе
взятые. Исследования показывают:
для того, чтобы быть компетентным
по всем предметам и в дальнейшей
жизни, человек должен читать 120-
150 слов в минуту. Это становится
необходимым условием успешности
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
Непонимание обучающимися
формулировок
работы
заданий к текстам при выполнении
Шаги:
Систематическая работа по анализу
учебных заданий, инструкций:
• развивать умения вчитываться в
задание;
• выделять ключевые слова в
формулировке задания;
• переводить содержание задания
или инструкцию в алгоритм
действий
Шаги:Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций:• развивать умения вчитываться в задание;• выделять ключевые слова в формулировке задания;• переводить содержание задания или инструкцию в алгоритм действий
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
с текстом
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
Ограничение самостоятельной работы
Шаги:
• использовать для
самостоятельной работы тетради с
печатной основой;
• использовать различные формы
организации учебной деятельности
(индивидуальная работа, работа в
парах, в группах);
• разнообразить виды заданий к
текстам
Шаги:• использовать для самостоятельной работы тетради с печатной основой;• использовать различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);• разнообразить виды заданий к текстам
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
Использование лишь традиционных
технологий и методов обучения
Шаги:
Изучать и использовать
инновационные педагогические
технологии. Например, технология
«Развитие критического мышления
через чтение и письмо»
Шаги:Изучать и использовать инновационные педагогические технологии. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
Узкий круг самостоятельного
детского чтения
Шаги:
• использовать возможности урока
развития речи для знакомства с
текстами разных стилей;
• предлагать обучающимся читать
не только «сплошные» тексты, но и
«несплошные» (таблицы,
диаграммы, графики и др.)
Шаги:• использовать возможности урока развития речи для знакомства с текстами разных стилей;• предлагать обучающимся читать не только «сплошные» тексты, но и «несплошные» (таблицы, диаграммы, графики и др.)
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
Низкий уровень читательской культуры
родителей обучающихся.
Шаги:
• Анкетирование родителей,
тематические родительские
собрания, открытые уроки с
приглашением родителей,
индивидуальная работа с
родителями.
Шаги:• Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Незнание или непонимание
психологических составляющих
Проблемы при формировании
навыков смыслового чтения:
навыков смыслового чтения.
Шаги:
• Для оказания помощи в преодолении
перечисленных трудностей учитель
должен понимать психологические
составляющие смыслового чтения. Это
зрительное восприятие, произвольное
внимание, смысловая память, логическое
мышление, мотивация.
• Для выявления детей, испытывающих
подобные затруднения, необходима
совместная работа учителя, педагога –
психолога, логопеда и своевременная
диагностика.
Шаги:• Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. • Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Сегодня информации так много,
Порой поток ее сбивает с ног.
И цель моя как педагога,
Чтобы ребенок сам в ней разобраться
Важная задача в школе - к чтению
смог.
мотивация,
информация.
Чтобы посильна ребенку была любая
И нет сомнения, скажете вы дружно,
Что смысловое чтение нам на уроках
нужно!
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Используемые источники:
1. Федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования // [Электронный
ресурс] http://standart edu.ru
2. Примерная основная образовательная программа
начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009
г.
3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в
начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа
плюс: до и после // Электронный ресурс www.school
2100.ru
Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."
Спасибо за
внимание!
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.