Презентация" Вопросы системного подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников."

  • Семинары
  • pptx
  • 11.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Образовательные стандарты нового поколения заставляют нас по-новому взглянуть на само определение значение слова «чтение». Чтение следует рассматривать как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения. Поэтому техническую сторону следует рассматривать как подчинённую смысловой. Данные требования ФГОС НОО невозможно, как мне кажется, реализовать, не обучив ребёнка смысловому чтению.
Иконка файла материала Смысловое чтение.pptx
Вопросы системного «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» В.А.Сухомлинский подхода к формированию навыков смыслового чтения младших школьников. .
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения - формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию).
1 класс  – обучение детей чтению и  пониманию прочитанного  текста, его осознанного  восприятия.  ­Практическое отличие  текста от набора  предложений. ­Выделение абзаца,  смысловых частей под  руководством учителя. ­Знание структуры текста:  начало текста, концовка,  умение видеть  последовательность событий.  ­Озаглавливание текста  (подбор заголовков).  ­Составление схематического  или картинного плана под  руководством  учителя.                      2 класс  ­ обучение детей работать с  текстом: ­ смысловое чтение; ­ владение пересказом  разного вида; ­ деление на абзацы и  составление плана  прочитанного текста  (произведения); ­ выделение опорных слов  (словосочетаний); ­ характеристика героев и их  поступков. ­Подбор антонимов и  синонимов к словам. ­Нахождение пропущенных  букв, используя и подбирая  самостоятельно  проверочные слова                                 3 – 4 класс  – обучение находить информацию,  интерпретировать тексты и  рефлексировать их содержание,  давать оценку прочитанному: ­ самостоятельное выделение основной  мысли (в целом текста или его  фрагмента); ­ нахождение информации в тексте на  поставленные вопросы в прямой или иной форме; ­ выделение главной и второстепенной  информации; ­ выявление разных жизненных  позиций героев и их совпадение с  собственными убеждениями  (знаниями); ­ прогнозирование содержания по  заглавию, иллюстрации, отрывку; ­ самостоятельное формулирование  вопросов по тексту; ­сравнивание текстов разных жанров,  разных стилей(деловой, научный,  художественный, публицистический,  разговорный) с похожим содержанием
Навык чтения смысловая сторона техническая сторона понимание содержания и смысла читаемого способ чтения темп чтения правильность чтения выразительность
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из: • осмысления цели чтения (для чего?), • умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?), • умения определять основную и второстепенную информацию. • умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей, • умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Сопоставлять иллюстративный материал с текстовой информацией Переносить информацию текста в виде кратких записей Различать темы и подтемы текста Изучающее Ставить перед собой цель чтения Выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей Сопоставлять разные точки зрения по теме Ознакомительное Извлекать ключевую информацию Виды чтени я Поисковое Предвосхищать содержание текста по заголовку Вдумчиво Понимать основную мысль е Анализировать изменения текста своего эмоционального состояния в процессе чтения Находить конкретную информацию, конкретный факт ПоисковоеНаходить конкретную информацию,конкретный фактВдумчивоеАнализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтенияПонимать основную мысль текстаПредвосхищать содержание текста по заголовкуИзучающееСтавить перед собой цель чтенияРазличать темы и подтемы текстаПереносить информацию текстав виде кратких записейСопоставлятьиллюстративный материалс текстовой информациейВыполнятьсмысловое свёртываниевыделенных фактов и мыслейСопоставлять разные точки зрения по темеОзнакомительноеИзвлекатьключевую информацию
Стратегии смыслового чтения- это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия текстовой информации и ее переработки в соответствии с коммуникативно- познавательной задачей.
Работа с любым текстом предполагает 3 этапа: 1 2 3 До чтения текста Во время чтения текста После чтения текста
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст»
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст» 3. Работа с ключевыми словами. ФУТБОЛ Сказала тетя: - Фи, футбол! Сказала мама: - Фу, футбол! Сестра сказала: - Ну, футбол… А я ответил: - Во, футбол! (Г.Сапгир)
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст» 3. Работа с ключевыми словами. 4. «Инсерт» (чтение с пометками)
Инсерт (insert) – маркировка текста. Цель: сформировать умение читать вдумчиво,    оценивать    информацию,  формулировать мысли  автора своими словами.     Учитель дает ученикам задание написать на полях  значками информацию по следующему алгоритму:     V    Знакомая информация     !    Новая информация     ­    Я думал (думала) иначе     ?   Это меня заинтересовало (удивило), хочу        узнать больше.
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст» 3. «Работа с ключевыми словами» 4. «Инсерт» (чтение с пометками) 5. «Взаимовопросы» 6. «Ромашка Блума»
На уроке литературного чтения:
На уроке окружающего мира: Текст «Как растет сосулька» Простые вопросы: Как растет сосулька? Уточняющие вопросы: Если я правильно поняла, сосульки образуются в результате того, что одна капля намерзает на другую? Интерпретационные (объясняющие) вопросы: Почему капля не может сразу оторваться и полететь вниз? Творческие вопросы: Что было бы, если капля не встретила бы препятствия? Практические вопросы: Где мы можем наблюдать как растет сосулька?
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст» 3. «Работа с ключевыми словами» 4. «Инсерт» (чтение с пометками) 5. «Взаимовопросы» 6. «Ромашка Блума» 7. «Толстые и тонкие вопросы»
«Толстые и тонкие вопросы» Тонкие вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа. Толстые вопросы – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
Тонкие вопросы Что известно в задаче? Что необходимо найти? Какова зависимость между…? Достаточно ли данных в задаче для её решения? Толстые вопросы Установите закономерность (построения фигур, изменения какой- либо величины…) При каком условии задача будет иметь несколько решений? Рационально ли решена задача? Почему? Существует ли …., если…?
Составление краткой записи задачи В 7 одинаковых ящиках 56 кг винограда. Сколько кг винограда в 10 таких же ящиках? 7 ящ. – 56 кг 10 ящ.- ? кг 1 ящ. - ? кг
Стратегии смыслового чтения, применяемые на разных этапах работы с текстом: 1. «Работа с вопросником» 2. «Ассоциативный куст» 3. «Работа с ключевыми словами» 4. «Инсерт» (чтение с пометками) 5. «Взаимовопросы» 6. «Ромашка Блума» 7. «Толстые и тонкие вопросы» 8. «Синквейн»
Смысловое чтение вдумчивое изучающее вникать выделять обобщать Вдумчивое чтение – успех в науках. Понимание информации.
Чтение является универсальным навыком на всех уроках в начальной школе: это то, чему учат, и то, посредством чего учатся. Как установили ученые, на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые. Исследования показывают: для того, чтобы быть компетентным по всем предметам и в дальнейшей жизни, человек должен читать 120- 150 слов в минуту. Это становится необходимым условием успешности
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: Непонимание обучающимися формулировок работы заданий к текстам при выполнении Шаги: Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций: • развивать умения вчитываться в задание; • выделять ключевые слова в формулировке задания; • переводить содержание задания или инструкцию в алгоритм действий Шаги:Систематическая работа по анализу учебных заданий, инструкций:• развивать умения вчитываться в задание;• выделять ключевые слова в формулировке задания;• переводить содержание задания или инструкцию в алгоритм действий
с текстом Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: Ограничение самостоятельной работы Шаги: • использовать для самостоятельной работы тетради с печатной основой; • использовать различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, в группах); • разнообразить виды заданий к текстам Шаги:• использовать для самостоятельной работы тетради с печатной основой;• использовать различные формы организации учебной деятельности (индивидуальная работа, работа в парах, в группах);• разнообразить виды заданий к текстам
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: Использование лишь традиционных технологий и методов обучения Шаги: Изучать и использовать инновационные педагогические технологии. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Шаги:Изучать и использовать инновационные педагогические технологии. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: Узкий круг самостоятельного детского чтения Шаги: • использовать возможности урока развития речи для знакомства с текстами разных стилей; • предлагать обучающимся читать не только «сплошные» тексты, но и «несплошные» (таблицы, диаграммы, графики и др.) Шаги:• использовать возможности урока развития речи для знакомства с текстами разных стилей;• предлагать обучающимся читать не только «сплошные» тексты, но и «несплошные» (таблицы, диаграммы, графики и др.)
Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: Низкий уровень читательской культуры родителей обучающихся. Шаги: • Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями. Шаги:• Анкетирование родителей, тематические родительские собрания, открытые уроки с приглашением родителей, индивидуальная работа с родителями.
Незнание или непонимание психологических составляющих Проблемы при формировании навыков смыслового чтения: навыков смыслового чтения. Шаги: • Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. • Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика. Шаги:• Для оказания помощи в преодолении перечисленных трудностей учитель должен понимать психологические составляющие смыслового чтения. Это зрительное восприятие, произвольное внимание, смысловая память, логическое мышление, мотивация. • Для выявления детей, испытывающих подобные затруднения, необходима совместная работа учителя, педагога – психолога, логопеда и своевременная диагностика.
Сегодня информации так много, Порой поток ее сбивает с ног. И цель моя как педагога, Чтобы ребенок сам в ней разобраться Важная задача в школе - к чтению смог. мотивация, информация. Чтобы посильна ребенку была любая И нет сомнения, скажете вы дружно, Что смысловое чтение нам на уроках нужно!
Используемые источники: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // [Электронный ресурс] http://standart edu.ru 2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования. – М. : Просвещение, 2009 г. 3. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после // Электронный ресурс www.school 2100.ru
Спасибо за внимание!

Посмотрите также