Задача:
Координация работы всех элементов воспитательной системы, установление взаимосвязи между действиями учителей-предметников, социального педагога, психолога, врача, коллективом учащихся и воспитанником.
Кто, как не классный руководитель способен первым увидеть тревожные проявления неблагополучия положения ребёнка, порадоваться его успеху, ободрить в случае неудачи?
В начале каждого учебного года классный руководитель ставит перед собой следующие задачи:
– создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
– оказать семье учащегося квалифицированную педагогическую помощь в воспитании;
– сформировать у ребёнка позитивные ценностные отношения к обществу, учёбе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам.
– оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем;
На основании собранного материала составляется личная карточка учащегося, продумывается план воспитательной работы с учащимися и план работы с семьями учащихся, что является наиболее важным моментом в воспитательном процессе классного руководителя.
При планировании индивидуальной работы необходимо учитывать два вопроса:
Что нужно устранить? (отрицательные факторы семейного и школьного воспитания, стихийно-группового общения, негативные особенности и т.д.)
Как это устранить? (проанализировать учёбу учащегося и оказать необходимую помощь в ликвидации пробелов, помочь изменить характер отношений со значимыми людьми, вовлечь в практическую деятельность и т.д.)
Профилактическая работа – это система мер,
направленных
на предупреждение возникновения
явления.
Основой ранней профилактики является, прежде всего, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у учащихся определенного возраста.
ВИДЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:
профилактика правонарушений;
пропаганда здорового образа жизни;
профилактика травматизма;
профилактика суицидов;
профилактика алкоголизма, табакокурения и наркомании;
профилактика дорожно-транспортных происшествий;
безопасность в интернете.
МЕТОДЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА:
изучение школьной документации;
запрос информации из подразделений по делам несовершеннолетних;
беседа, опрос мнений;
наблюдения на уроках, внешкольных мероприятиях, в семье;
методы педагогической диагностики;
методы самоизучения и самооценки (анкетирование, тестирование, сочинения, игры на самопознание);
психологический диагностический комплекс.
Алгоритм работы классного руководителя с учащимися
по профилактике противоправного поведения:
Изучение нормативно-правовой базы.
Выявление учащихся, склонных к совершению противоправного поведения.
-посещение на дому;
-составление социального паспорта класса;
-наблюдение, ведение личной карточки учащегося;
-индивидуальная работа с учащимися;
-учет пропусков и опозданий;
-проверка дневников;
-беседы с классом.
3. Сбор и анализ информации, изучение личности.
-изучение положения учащегося в окружающей микросреде: семья, класс, уличная группа;
-выявление отрицательных и положительных качеств личности, её склонностей;
-изучение результатов медицинского обследования;
-изучение основных ценностных ориентаций личности;
-получение информации от учителей – предметников;
-проведение социометрии;
-беседы с родителями;
-составление психолого-педагогической характеристики личности.
екеке
4. Взаимодействие со службой СППС, переориентационный период, формирование положительного стереотипа поведения.
-составление индивидуального плана работы;
-формирование положительных качеств личности;
-привлечение к КТД;
-оказание помощи в реализации потребностей учащихся;
-создание ситуаций успеха в учебной деятельности;
-формирование объективной самооценки;
-убеждение, поощрение, беседы с родителями и учащимся;
-ежемесячный отчет о работе классного руководителя по профилактике безнадзорности и противоправного поведения.
5. При отсутствии результатов – написание докладной на имя заместителя директора по ВР с указанием проделанной работы.
6. Принятие решения о рассмотрении на совете профилактики.
7. Постановка на ВУК.
8. Если родители уклоняются от воспитания учащегося – сообщение на место работы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ:
Не используйте нравоучения. Не подчеркивайте проступки, воспитывайте на положительных примерах.
2. В конфликтных ситуациях не старайтесь одерживать победу любой ценой, иногда можно и уступить.
3. Действуйте только тактическим маневром и никогда-прямой атакой. Выслушивайте всё, не реагируя тот час, и только потом, без раздражения высказывайте своё мнение, вносящее поправки в услышанное.
4. Старайтесь настолько укрепить доверие детей, чтобы они делились с вами своими неприятностями.
5. Не ставьте на ребенке крест.
6. Не загоняйте ребенка в угол, поставив в затруднительное положение.
7. Беседу всегда начинайте с дружеского тона.
8. Диалог с трудновоспитуемым ребенком начинайте с тех вопросов, мнения по которым совпадают.
9. В процессе общения инициативу держите в своих руках, старайтесь диалог вести на равных.
10. Умейте смотреть на вещи глазами ребенка.
тебя
лНаше счастье - наши дети! Лучше нету их на свете, Словно бабочки летают, Смыслом жизнь нам наполняют! Без детей не жизнь, а скука. Нет тепла и нет уюта, Нет веселья, нет огня, Продолженья нет тебя…
ицо или дурное, они всех готовы с радостью целовать, всякого любят — старого и молодого, богатого и бедного! Лагерлеф)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.