Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Оценка 4.7

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Оценка 4.7
Лекции
pptx
дефектология
Взрослым
02.04.2018
Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Лекция № 2 по теме: "Заикание у детей" в ходе лекции раскрываются следующие вопросы: Анатомо – физиологические механизмы речи (строение отделов речевого аппарата), приведена характеристика сторон речи; Типы, виды заикания; Степень и симптоматика заикания. В конце лекции представлен список литературы.
Заикание лекция 2 строение артик аппарата речи.pptx

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Заикание у детей  Лекция № 2 Анатомо – физиологические механизмы речи. Типы, виды заикания. Степень и симптоматика заикания.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Лекция № 2  • Анатомо – физиологические механизмы  речи; • Типы, виды заикания; • Степень и симптоматика заикания.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Речь является продуктом психической деятельности  человека и результатом сложного взаимодействия разных  мозговых структур. Наша речь осуществляется чрезвычайно  сложным анатомо­физиологическим аппаратом, состоящим  из центрального и периферического отделов.     Знание анатомо­физиологических механизмов речи, т.е.  строения и функциональной организации речевой  деятельности, позволяет, во­первых, представлять сложный  механизм речи в норме, во­вторых, дифференцированно  подходить к анализу речевой патологии и, в­третьих,  правильно • определять пути коррекционного воздействия.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Речевой аппарат состоит из отделов • 1) центрального (или регулирующего): • ­ кора головного мозга (преимущественно левого полушария), • ­ подкорковые узлы, • ­ проводящие пути, • ­ ядра ствола (прежде всего продолговатого мозга), • ­ нервы, идущие к дыхательным, голосовым и артикуляторным  мышцам. • 2) периферического (или исполнительного): • ­ органы слуха, • ­ органы дыхания, • ­ органы голоса, • ­ органы артикуляции.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Центральный отдел  • Кора головного мозга представляет собой сложнейшую  функциональную систему. Корой осуществляется  физиологическая основа речи – вторая сигнальная система.  И.П. Павлов под второй сигнальной системой подразумевал  не только речь как средство общения, но связывал ее со  способностью обобщать, абстрагировать. Следовательно,  корковый отдел  ­ центральный, регулирующий, орган речи. • Однако некоторые отделы головного мозга имеют  главенствующее значение в образовании речи. Это лобная,  височная, теменная и затылочная доли, преимущественно  левого полушария мозга (у левшей – правого).

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Центральный отдел  • Лобные извилины (нижние) являются двигательной областью и участвуют в образовании собственной устной речи (центр Брока). Височные извилины (верхние) являются речеслуховой областью, куда поступают звуковые раздражения (центр Вернике). Благодаря этому осуществляется процесс восприятия речи. Для понимания речи имеет значение и теменная доля коры головного мозга. Затылочная область является зрительной областью и обеспечивает усвоение письменной речи (восприятие буквенных изображений при чтении и письме). Кроме того, у ребенка речь начинает развиваться благодаря зрительному восприятию им артикуляции взрослых.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
2. Подкорковые ядра ведают ритмом, темпом и выразительностью речи. 3. Проводящие пути. Кора головного мозга (КГМ) связана с органами  речи (периферическими) двумя видами нервных путей:  центробежными      и центростремительными. • Центробежные – или двигательные, соединяют кору головного  мозга с мышцами, регулирующими деятельность периферического  речевого аппарата. Центробежный путь начинается в коре головного  мозга, в центре Брока. • Центростремительный путь начинается в проприорецепторах и в  барорецепторах. Когда мы говорим, происходит раздражение проприо­  и барорецепторов, которое идет по центростремительному пути к  КГМ. Центростремительный путь играет роль общего регулятора всей  деятельности речевых органов.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Черепно – мозговые нервы • Все органы периферического речевого аппарата иннервируются • - тройничный (иннервирует мышцы, приводящие в движение • - лицевой (иннервирует мимическую мускулатуру, в т.ч. ЧМН. Главные из них: нижнюю челюсть); движение губ, надувание и втягивание щек); • - языкоглоточный и блуждающий (иннервируют мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого неба). Кроме того, языкоглоточный является чувствительным нервом языка, а блуждающий – иннервирует мышцы органов дыхания и сердца; • - добавочный (иннервирует мышцы шеи); • - подъязычный (снабжает мышцы языка двигательными нервами общает ему возможность разнообразных движений). Через эту систему ЧМН передаются нервные импульсы от и со- централь- ного речевого аппарата к периферическому.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Периферического отдела речевого  аппарата Периферический речевой аппарат состоит из  трех отделов: • 1) дыхательного; • 2) голосового (фонаторного); • 3) артикуляционного  (звукопроизносительного).

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Дыхательный отдел периферического  речевого аппарата • Составляет энергетическую основу речи, обеспечивая так называемое речевое дыхание. Анатомически этот отдел представлен грудной клеткой, легкими, межреберными мышцами и мышцами диафрагмы. Легкие обеспечивают определенное подсвязочное давление воздуха. Оно необходимо для работы голосовых складок, модуляций голоса и изменений его тональности.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• При физиологическом дыхании (т.е. вне речи) вдох происходит активно за счет сокращения дыхательных мышц, а выдох — относительно пассивно за счет опускания стенок грудной клетки, эластичности легких. Фазы вдоха и выдоха в покое мало отличаются по длительности. По способу преимущественного расширения грудной полости физиологическое дыхание подразделяется на различные типы: 1) реберное (грудное); 2) брюшное; 3) смешанное (грудо- брюшное). В свою очередь, реберное дыхание бывает трех разновидностей: а) ключичное; б) верхнереберное; в) нижнереберное.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Ключичное и верхнереберное дыхание относится к нерациональным способам дыхания, так как расширение грудной клетки ограничено вследствие малой подвижности реберных стенок. При брюшном дыхании дыхательный объем существенно не отличается от такового при нижнереберном дыхании, однако дыхательные движения при этом пластичнее. Более рациональным является грудо-брюшное дыхание, которое нередко в практике называют диафрагмальным. При этом типе дыхания обеспечивается не только достаточный объем воздуха, но и оптимальная пластичность дыхательных движений. Этот тип дыхания наиболее адекватен и для фонации.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха. Перед началом речи обычно делается быстрый и более глубокий, чем в покое, вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот, а в процессе речевого выдоха поток воздуха идет только через рот. “Речевой” вдох характеризуется наличием определенного объема воздуха, способного обеспечить поддержание под связочного давления. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. синтагмы).

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Фонаторный отдел периферического речевого аппарата • Анатомически представлен гортанью и ее голосовыми складками. Вне речи складки раздвинуты. При фонации голосовые складки напрягаются, смыкаются и производят колебательные движения. Именно колебательные движения голосовых складок и порождают звуковые волны.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок. Основной и дополнительный тоны голоса модулируются системой резонаторов. Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску. В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой. Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Частотная и силовая характеристики человеческого голоса являются отражением амплитуды и частоты колебания голосовых складок. Основной и дополнительный тоны голоса модулируются системой резонаторов. Основными резонаторами человеческого голоса являются глотка, ротовая полость и полость носа с его придаточными пазухами, а также лобная полость. Кроме того, определенный тембр голосу придают полости трахеи и бронхов, грудной клетки в целом, полости гортани. Резонаторы отличаются у отдельных людей по форме, объемам, особенностям их использования во время речи, что придает голосу индивидуальную тембровую окраску. В эффекте резонанса принимает особое участие мягкое небо и те мышцы, которые перекрывают пространство между носоглоткой и ротоглоткой. Резонаторы, которые образуются костями черепа, а именно: носовая полость, лобная полость, не меняют своего объема, поэтому генерируют звуки на очень узкий диапазон.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Артикуляционный отдел периферического речевого аппарата Представлен: 1. полостью pтa, 2. нижнeй челюстью, 3. языком,  4. губами,  глоткой  5. 6. мягким небом.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Мягкое небо при спокойном дыхании расслаблено, частично закрывает вход в ротовую полость из глотки. Во время глубокого дыхания, зевания и речи небная занавеска поднимается вверх, открывая проход в полость рта и, наоборот, закрывая проход в носоглотку. Все случаи, когда голос приобретает носовой оттенок, называются открытой назализацией. Если носовой оттенок голоса отсутствует при произнесении носовых звуков (Н, М), говорят о закрытой назализации.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Основную роль в произнесении речевых звуков играют  мышцы языка. Кроме него, в артикуляторном акте  принимают участие мышцы губ и щек, мышцы,  поднимающие нижнюю челюсть и мышцы шеи. Язык представляет собой массивную мышцу, которая не  имеет сухожилий. В нем можно выделить функционально  большое количество мышечных групп, которые  анатомически не обособлены, но осуществляют в процессе  речи разные задачи. Например, кончик языка, боковые  мышцы, мышцы спинки языка, мышцы корня и т.д. Можно  выделить функционально отдельные волокна, которые  выполняют свою особую роль в произнесении звука. При  произнесении отдельного речевого звука часть мышечного  волокна может быть напряжена, а другая часть расслаблена.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Напряжение артикуляторной мышцы  в процессе устной речи связано не  только с конкретной работой по  произнесению отдельного звука. Оно  несет на себе влияние остаточного  напряжения от произнесении  предыдущего звука, а также  подготовительное напряжение,  связанное с произнесением  последующего звука, которые входят  в состав слова (коартикуляция).  Кроме этого, эмоциональное  состояние, в котором находится  говорящий, также влияет  на степень  напряжения мышц как языка, так и  всего речевого аппарата.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Таким образом, мышцы языка испытывают комплекс различных влияний. Каждый речевой звук — результат сложных мышечных синергий, то есть одновременных сокращений разных мышечных волокон, относящихся к разным функциональнвм группам. Наиболее сложные мышечные синергий необходимы для артикуляции переднеязычных звуков, т.е. смычных, щелевых, дрожащего “р”. Необходимые для этого тонкие движения мышц кончика языка осуществляются при условии фиксации корня языка его внешними мышцами, а также мышцами подъязычной кости и шеи.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Характеристика компонентов  интонационной стороны речи Голос  –  это  совокупность  разнообразных  по  своим  звуков,  возникающих  в  результате  характеристикам  колебания эластических голосовых складок.  Тон  голоса  –  это  расстояние  между  двумя  звуками,  включающее  2  полутона.  Тон  голоса  характеризуется  его  высотой,  вибрацией  и  модуляцией.  Хороший  голос  отличается легкими изменениями тона. • Высота звука – субъективное восприятие органом слуха  частоты колебательных движений. Чем больше частота  колебаний в единицу времени, тем выше звук; чем меньше  приходится колебаний на это время, тем звук ниже.  Качество высоты звука зависит от частоты колебаний в  одну секунду.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Диапазон – высотный объем голоса, измеряется количеством  тонов. Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких  случаях две октавы. Но в быту человек говорит на трех –  четырех нотах.  • Сила голоса – его энергия, мощность, определяется  интенсивностью амплитуды колебаний голосовых складок и  измеряется в децибелах. С силой звука связана его громкость.  Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее  звучит голос. • Тембр – является существенной характеристикой качества  голоса, индивидуальной особенностью, окраской звука. • Длительность звука – это его продолжительность во времени.  Длительность звука в речи измеряется в тысячных долях  секунды – миллисекундах. В некоторых языках (английский,  немецкий, французский) различаются долгие и краткие ударные  гласные.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
• Плавность речи – эта характеристика отражает слитность или  раздельность звучания отдельных просодических элементов,  морфем и синтаксических единиц, соотношений пауз и звучащей  речи. Русская речь достаточно мелодичная и напевная благодаря  полнозвучности: открытые слоги, редкие случаи стечения  согласных.  • Выносливость – высокая работоспособность, стойкость голоса,  которая обеспечивается мерами по гигиене голоса.      Речь человека характеризуется еще 2 компонентами: темпом и  ритмом. • Темп – характеризует скорость речи, количество слов,  произнесенных в определенный промежуток времени. Темп  является одним из выразительных средств устной речи. • Ритм речи – последовательное чередование звуков различной  высоты и длительности, имеющее смысловое и выразительное  значение.

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2

Презентация "Заикание у детей" лекция № 2
Литература по теме: • Белякова Л.И. Проблемный подход к анализу  патогенетических механизмов заикания. //  Заикание: проблемы теории и практики. Под  ред. Беляковой Л.И. М.— 1992. С. 3­20. • Логопедия. Под ред. Волковой Л.С. М. — 1989. • Шкловский В.М Заикание М — 1994. • Клиника и терапия заикания. Под ред. Г.В.  Морозова. М.— 1984. • Филичева Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В.  Нарушение речи у детей.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2018