Программа "Одаренные дети", реализуемая на базе МБОУ СОШ № 64 г. Новосибирска, включает в себя 3 этапа:
1 этап: диагностико-прогностический, методологический 2017-2018 годы
• пополнение банка данных по одаренным детям;
• банка творческих работ учащихся;
• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
2 этап: деятельностный (2018-2019 годы)
•Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
•Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
•Активное использование инновационных методов.
3 этап: констатирующий (2020-2022 годы)
•Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
•Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».Программа "Одаренные дети", реализуемая на базе МБОУ СОШ № 64 г.
Основания для разработки программы
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ
образовании в Российской Федерации»
Федеральная целевая программа развития образова
ния на 2013 2017 годы. «Национально образователь
ная стратегия – инициатива «Наша новая школа».
Конвенция о правах ребенка.
Федеральные государственные образовательные
стандарты второго поколения
Санитарноэпидемиологические правила СанПин
2.4.2.117802 «Гигиенические требования к условиям
обучения в общеобразовательных учреждениях»
Федеральная целевая программа «Одаренные дети»,
в рамках Президентской Программы «Дети России»,
утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002 г.
Методические рекомендации по организации учеб
новоспитательного процесса в соответствии с
бованиями ФГОС.
Устав и локальные акты МБОУ СОШ № 64
Этапы работы
1 этап: диагностикопрогностический, методологический 20172018 годы
• пополнение банка данных по одаренным детям;
• банка творческих работ учащихся;
• банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов;
2 этап: деятельностный (20182019 годы)
•Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
•Организация системы научноисследовательской деятельности учащихся.
•Активное использование инновационных методов.
3 этап: констатирующий (20202022 годы)
•Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными.
•Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».
Участники реализации программы
Руководители:
зам. директора по УВР и руководители МО
Творческая группа:
Руководитель НОУ и:
учителя начальных классов
учителяпредметники;
школьный психолог;
школьный библиотекарь;
педагоги дополнительного образования
руководители спортивных секций
социальный педагог школы.
А также:
учащиеся МБОУ СОШ № 64
родители детей
5
НОУ МБОУ СОШ № 64
«Союз ума,
добра и
красоты»
Дата основания:
2009 год
ТРАДИЦИОННО
НПК школьников
48 классы
(февраль)
911 классы
(ноябрь)
традиционно
Школьный конкурс
чтецов
Районные конкурсы
1.«Искусство звучащего
слова»
2.«Классика»
Всероссийская олимпиада школьников 411 классы
ТРАДИЦИОННО
Всероссийский
конкурс
сочинений
Дистанционные конкурсы различного
уровня
Всероссийские
Областные
Региональные
«Битва хоров»
Литературная
гостиная
14
Смотр достижений
«Союз ума, добра и красоты»
Ниже перечислены личностные
черты и деловые качества,
которые учитель встречает у
своих учеников.
Отметьте знаком «+»
те свойства, которые Вам
нравятся в учениках,
а знаком «» те, что
не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, «на лету» схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству
или официальному руководителю.
Каких «+» у Вас больше?
Если чётных «+» больше, то
Вы – нестандартный учитель,
умеющий обнаружить, выявить,
разглядеть скрытую
незаурядную одарённость.
На практике такие учителя
встречаются редко!
19
Сегодня одаренными детьми
называют:
• детей с интеллектом выше среднего;
• детей с высоким уровнем творческих
способностей;
• детей, достигших успехов в определенных
областях деятельности (юные музыканты,
художники, математики, шахматисты);
• детей, хорошо обучающихся в школе
(академическая одаренность).
Условия развития одаренности
Все маленькие дети наделены с рождения
определенными задатками и способностями.
Однако не все они развиваются.
Нераскрытые возможности постепенно
угасают вследствие невостребованности.
Процент одаренных с годами резко
снижается: если в 10летнем возрасте их
примерно 60 70 %,
— 30 40 %,
15 20 %.
‑
а к семнадцати — только
то к четырнадцати годам
‑
‑
Условия развития одаренности
Интеллектуальное развитие к 5,5 годам
имеет положительное ускорение,
которое сменяется отрицательным, а к
12 годам в основном завершается.
К 8 годам достигается 90% развития
интеллекта;
По результатам диагностики интеллект
12летних подростков и учся 11х
классов существенно не
отличаются.
22
Степень одаренности
первая — сверходаренные дети, таких
называют гениями. Это самая малочисленная
группа, к которой относят не более одного
человека на десять тысяч.
вторая — высокоодаренные, или талантливые,
примерно 2 3 %.
третья — собственно одаренные (15 25 %).
•Остальные дети входят в пределы нормы
(70 %) и 25% относят к умственно отсталым.
‑
‑
Типы характеров
одаренных детей
• 1й тип – подвижный, веселый,
коммуникабельный, открытый, с
хорошим речевым развитием, лидер,
фантазер.
• 2й тип – замкнутый, тихий,
размышляющий,
застенчивый пугливый.
24
«Плата за талант»
Развитая речь и богатый словарный запас часто
могут проявляться только в устной речи .
Любознательны, однако часто не могут заучить легкий,
но неинтересный материал.
Способны к длительной интенсивной деятельности, но
не способны к выполнению заданий, ограниченных по
времени, иногда безнадежно неорганизованны.
«Плата за талант»
Перфекционизм – стремление к совершенству
и жуткие переживания в случае неудачи
Для одаренных особенно важно совпадение
стиля обучения и их познавательных
особенностей.
Развитие интеллекта и чувств у одаренных идет
неравномерно, поэтому они стремятся использовать
свои преимущества в интеллектуальной сфере для того,
чтобы замаскировать эмоциональную незрелость.
26
Рекомендации учителям
Учителю не следует уделять слишком много внимания
•
игровому обучению с ярко выраженным элементом соревновательности.
Одаренный ребенок будет чаще
всего оказываться победителем, что может вызвать
неприязнь соучеников и не благоприятствует созданию атмосферы всеобщей
заинтересованности, к которой
стремится учитель.
•
пьедестал или делать из него вундеркинда в глазах других учеников. Успехи
Учитель не должен возводить одаренного ребенка на
его будут должным образом оценены, а неуместное выпячивание его
исключительности достижений рождает чаще всего раздражение, ревность
и отторжение вместо ожидаемой похвалы. Другая крайность —
преднамеренное публичное принижение уникальных способностей и даже
сарказм со стороны учителя,— конечно, недопустима.
Рекомендации учителям
• Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям
действовать независимо, не давайте прямых
инструкций относительно того, чем они должны
заниматься .
• Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то,
что они могут сделать самостоятельно .
• Научите школьников прослеживать межпредметные
связи и использовать знания, полученные при
изучении других предметов.
• Приучайте детей к навыкам самостоятельного
решения проблем, исследования и анализа ситуации.
• Используйте трудные ситуации, возникшие в школе
или дома, как область приложения полученных
навыков при решении задач.
• Помогайте детям научиться управлять процессом
усвоения знаний .
Ожидаемые результаты
1.Активиация инициативы и творчества учащихся в разных областях наук.
2.Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и
творческого потенциала учащихся.
3.Создание индивидуальных образовательных программ.
4.Создание системы подготовки, переподготовки и повышения
квалификации педагогов, психологов и других специалистов для работы с
одарёнными детьми.
5.Формирование интереса учащихся к личностнотворческой самореализации.
6.Повыению качества образования и воспитания школьников.
Источники информации
1.Борздун, В.Н., Овчинникова, Е.Г. Исследовательская деятельность школьников как объект
целенаправленного педагогического руководства [Текст] / В.Н. Борздун, Е.Г. Овчинникова // Учитель
Кузбасса. 2006 №1 С.8190
2.Кларин, М.В. Характерные черты исследовательского подхода: обучение на основе решения проблем [Текст] /
М.В. Кларин // Школьные технологии. 2006. № 3. С.2223.
3.Леонтович, А.В. Учебноисследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии
[Текст] / А.В. Леонтович // Народное образование. – 1999. № 10. – С. 152158.
4.Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность учащихся [Текст]: сборник статей/ Под
ред. А.С. Обухова. М.: Журнал «Исследовательская работа школьников», 2006. – 114с.
5.Организация исследовательской деятельности школьников в условиях перехода к профильному обучению
[Текст]: учебнометодическое пособие/ В.Н. Борздун, Н.А. Заруба, Е.Г. Овчинникова и др.; науч. ред. Е.Г.
Овчинникова. – Кемерово: Издво КРИПКиПРО,
2005. – С. 2026.
6.Рождественская, И.В. Система работы по интеллектуальнотворческому развитию учащихся [Текст] /И.В.
Рождественская //Исследовательская работа школьников.2006.№1. С.165174.
7.Савенков, А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей
шкльников [Текст]: методическое пособие для школьных психологов/ А.И. Савенков. М., Генезис, 2005. 203с.
ВДОХНОВЕНИЯ, ТВОРЧЕСТВА, КРЕАТИВНОСТИ !!!
НОВЫХ ПОБЕД !!!