Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
Оценка 4.8
Лекции
ppt
дефектология
Детсад
26.04.2018
Отдельные инициативы, проекты и программы в области ранней помощи детям и их семьям в США возникают и реализуются в 60–70 гг. ХХ в.
на волне экономического подъема и начавшегося перехода от индустриального к постиндустриальному обществу;
на волне демократических преобразований в политике государства и формирования новых ценностей общества – открытого гражданского общества и безбарьерного мира;
на волне формирующегося нового феномена культуры – постмодернизма и связанного с ним широкого антидискриминационного процесса, включающего феминистские и антирасистские движения;
нового понимания прав человека и прав меньшинств, включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (Н.Н. Малофеев).
глава 2.ppt
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
РАННЯЯ ПОМОЩЬ В
США: ОТВЕТЫ НА
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР.Б-4111
БУДАЕВА АННА
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
ИСТОРИЧЕСК
ИЙ КОНТЕКСТ
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
ПРЕДПОСЫЛКАМИ, ПРИВЕДШИМИ К СТАНОВЛЕНИЮ И
РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ, ПОСЛУЖИЛИ
НАУЧНЫЕ ИДЕИ, ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ О РАЗВИТИИ
МЛАДЕНЦА, СОЗДАННЫЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ
НАПРАВЛЕНИЯХ:
В исследованиях классической психоаналитической
школы
•З. Фрейд, социальные связи и взаимоотношения матери и ребенка
интерпретируются как трансформация либидозных тенденций
•А. Фрейд разработала концепцию линии развития –
последовательности перехода выраженной зависимости младенца от
материнской заботы к эмоциональной самодостаточности и взрослым
объектным отношениям
•М. Малер на основе проведенных наблюдений разработала теорию
индивидуализации (отделения) ребенка от матери
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
В бихевиоральном подходе
•развитие определяется понятием «научения», младенец выступает как
природное существо, приспосабливающееся путем научения к условиям
индивидуальной жизни на основе наличия или отсутствия подкрепления (B.F.
Skinner и др.).
В необихевиоральном подходе
•развитие ребенка понимается как «социальное научение», решающее
проблему социализации ребенка в системе отношений «ребенок – общество».
Основными понятиями этого подхода являются «социальное научение»,
«социальная реактивность» и «социальное подкрепление» (A. Bandura и
др.).
Достоинство подхода
•четкость экспериментальной постановки проблемы и накопление большого
фактического материала, характеризующего возможности ребенка и их
расширение на протяжении первого года жизни, рассмотрение ребенка во
взаимодействии со взрослым.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
Психотерапевтический подход, ориентированный на
систему «мать – младенец»
•В концепции Д.Штерна была выстроена система
предположений о субъективной жизни младенца, о
возникновении у него субъективного опыта и представлений
о себе, а также о своих отношениях с другими.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
НЕМАЛОВАЖНОЕ ВЛИЯНИЕ НА
СТАНОВЛЕНИЕ РАННЕЙ ПОМОЩИ
ОКАЗАЛИ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ,
ДОМИНИРУЮЩИЕ В СФЕРЕ
ЗДРАВООХРАНЕНИЯ, СОЦИАЛЬНОЙ
ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И
СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
США НА РУБЕЖЕ 60-Х ГГ.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
ТРАДИЦИОННО ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ С САМЫМИ МАЛЕНЬКИМИ
ДЕТЬМИ – ДЕТЬМИ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА ВО
ВСЕХ СТРАНАХ МИРА ОКАЗЫВАЛАСЬ И ОКАЗЫВАЕТСЯ В
СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:
• педиатрическую,
• неврологическую,
• психиатрическую,
• офтальмологическую,
• сурдологическую,
• физиотерапевтическую,
• логопедическую
• иную помощь. М. Селигман и
Р.Б. Дарлинг (2007)
пациент служб здравоохранения, а также
ярко выраженными клиническим и
профессионально-доминирующим
подходами во взаимодействии с семьей
этого ребенка
стенах лечебных учреждений теми же
профессионалами без участия семьи
ребенка
• лечение проводилось в основном только в
• от родителей ожидалось исполнение «роли
больного» – пассивность, готовность к
сотрудничеству, согласие со всеми
решениями профессионалов. Mercer (1965)
• основные тенденции в оказании
медицинской помощи были ориентированы
только на больном ребенке
• ребенок рассматривался как основной
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• По меткому определению М. Селигман и Р.Б. Дарлинг,
клинический подход с акцентом «возложения вины на
жертву» и профессионально-доминирующий подход в
эти годы объединяются, чтобы подавить сопротивление
родителей детей с ограниченными возможностями
здоровья.
• Объединение вскоре оборачивается угрозой утраты доверия
и уважения к профессиональному сообществу.
• В ходе проведенных в США опросов населения было
выявлено, что с 1950 г. общественное доверие и уважение к
врачам и специалистам, работающим в системе
здравоохранения, начинает снижаться, в 1966 г. им
доверяли 72 % населения, а в 1975-м – всего 43 % (цит. по:
М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007).
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Рассматривая многие факторы, которые могли стать предпосылками к
созданию системы ранней помощи в США, ряд исследователей (W.J.Doherty,
1985; Darling & Peter, 1994; М. Селигман, Р.Б. Дарлинг, 2007 и др.)
• Выделяют первые эксперименты по проведению семейно ориентированной
помощи, организованные в системе здравоохранения США:
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
В 1939 Г. В НЬЮ-ЙОРКЕ БЫЛ НАЧАТ
ПРОЕКТ КОРНЕЛЛА
• Цель: выявление взаимосвязи между здоровьем, характеристиками
взаимодействия между членами семьи и методами лечения,
определяемого командой различных специалистов.
• В проекте приняли участие 15 семей, данные собирались и
анализировались в течение двух лет. Проект был прерван в связи со
вступлением США во Вторую мировую войну.
• По мнению W.J.Doherty, этот проект существенного влияния на
развитие практики здравоохранения в США не оказал, но его
результаты стали поводом для возобновления подобных
экспериментов в 50-е гг. XX в.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
ПРОЕКТ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ МОНТЕФИОРЕ
(1950–1959)
• В основу легла гипотеза о возможности предотвращения заболеваний у
отдельных членов семьи путем работы со всей семьей в целом
• В эксперименте принимали участие 100 семей и большая группа
специалистов, состоящая из терапевтов, педиатров, медицинских сестер и
социальных работников
• М. Селигман и Р.Б. Дарлинг, указывают, что потенциал проекта не был в
полной мере реализован с возникшими трудностями в команде специалистов,
нежелания членов команды расширить свою профессиональную деятельность,
взяв на себя новые, не свойственные их профессии, роли
• В 1969 г. в США идея семейно-ориентированного лечения была
реализована в новой лечебной специальности – семейной медицине
• К 1980-м гг. в этой дисциплине начали разрабатываться и активно
использоваться технологии, включающие в процесс лечения пациента членов
его семьи
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Программы по пропаганде грудного вскармливания детей стали
важной вехой на пути развития системы ранней помощи.
• С конца 40-х гг. и до 70-х гг., женщины из разных слоев населения
начинают отдавать предпочтение искусственному вскармливанию
младенцев (G. Craig и др.).
• Процесс напрямую был связан с социальной политикой государств,
развитием индустрии детского питания и заменителей материнского
молока, с материальным положением семей, семейными и
культурными представлениями об уходе за ребенком и способе его
кормления, с консультированием кормящих матерей специалистами. (G.
Craig, Latham, М. Селигман, Р.Б. Дарлинг и др.)
• К 1971 г. в США только 10 % матерей продолжали кормить своих детей
грудью после трехмесячного возраста, это было вызвано бурным развитием
индустрии детского питания, а также длительным отсутствием права на
получение отпуска по уходу за ребенком, когда многие из кормящих
матерей возвращались на работу через 6 недель после родов.
• К концу 80-х гг. в США более 50 % матерей начинают предпочитать
грудное вскармливание искусственным смесям.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Социальная сфера страны на рубеже 60-х гг. ХХ в. была нацелена на
решение двух глобальных задач: поддержку семей и детей из
малообеспеченных слоев общества и обеспечение системы попечения
детей-инвалидов
• В 1964 г. создана федеральная программа «Head Start» («Высокий старт»)
и ее вариант для самых маленьких детей «Early Head Start» - готовность
детей из семей с низким доходом к школе через систему педагогического
образования их родителей и интенсивную подготовку самих детей
• Программа, с помощью которой удается добиться достаточно хороших
результатов у детей в начальной школе, функционирует до настоящего
времени в США. Она относится к департаменту здравоохранения и
охватывает семьи с детьми из малообеспеченных слоев общества
• В дальнейшем с развитием системы ранней помощи в США эта программа
дополнена блоком скрининг-диагностики развития детей
младенческого и раннего возрастов, т. е. механизмами наиболее раннего
выявления детей с возможными нарушениями в развитии, и, таким образом,
стала неотъемлемой частью национальной системы ранней помощи в
настоящее время
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Социальная программа Ирмы Гордон (1969) помощи младенцам из семей
социального риска в США, ориентированной на участие родителей и
организованной в домашних условиях
• Она поставила цель добиться значительного продвижения в развитии детей
посредством информационно-просветительской работы с их семьями.
• Она обучила группу женщин из крестьянских общин основам детской
психологии и педагогики, навыкам интервьюирования родителей
• Они выступали в качестве ее помощниц. Семьи знакомили с конкретной
программой занятий и условиями, которые необходимо было обеспечивать
детям в их возрасте для нормального развития. Дети, которые в течение 2–3
лет участвовали в данной программе, демонстрировали достижения,
значительно превышающие результаты контрольной группы детей
• Наблюдения за этой группой детей показали отдаленные результаты
социальной программы, в которой они участвовали, а именно: дети
значительно реже в школьном возрасте попадали в классы для
отстающих детей, чем их сверстники
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Развитие подхода в системе социальной защиты населения,
ориентированного на участие приходящего в семью
персонала, было в дальнейшем апробировано в комплексе
программ под названием «Darcee Infant Programs»,
разработанных в 70-е гг. в Педагогическом университете
Пибоди штата Теннесси (США)
• Цель программ: научить родителей справляться с трудностями
повседневной жизни, повысить уровень родительской
компетентности в отношении развития детей и возможности
использования поощрения определенных форм их поведения
• Результаты программ: у родителей существенно изменился
стиль воспитания детей, он стал более заботливым и
поддерживающим, а дети, прошедшие эти программы,
демонстрировали хорошие результаты в тестах достижений (цит.
по: Г. Крейг, 2000)
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
ВЫВОД:
• Таким образом, США имеют пятидесятилетний опыт
разработки различных мер, предваряющих поступление в
школу детей из бедных семей. В настоящее время сохраняется
актуальность подобных мер, говорящих о том, что можно
делать для детей, попадающих в группу социального риска по
причине бедности. Бедность, разумеется, является лишь
одним из факторов риска для неблагополучных семей, и для
оказания полноценной помощи требуется широкий набор
медицинских, социальных и образовательных программ.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• В социальной сфере страны была проблема, связанная с попечением
инвалидов.
• В 60-е гг. преобладает медицинская модель инвалидности. В рамках
медицинской модели, инвалидность- наличие некого дефекта,
неполноценности, который приводит к неспособности выполнения
определенной деятельности и, как следствие, ограничению возможности
участвовать в традиционной социальной деятельности.
• Складывается представление о реабилитационной модели инвалидности.
• Модель базируется: наличие у больного не соответствующих норме тела
или психики и нуждающихся в медицинском лечении и реабилитации, чтобы
устранить или компенсировать возникшие функциональные расстройства.
• Основная задача в модели: адаптировать инвалида к существующей
социальной сфере, предоставив набор специализированных медицинских,
социальных и образовательных услуг
• Предлагается соответствующая поддержка в виде различных форм
обслуживания и попечения инвалидов, как правило, в специально созданном
для этого особом пространстве (медицинские клиники, специализированные
интернаты и другое).
• Основная социальная тенденция– изоляция детей-инвалидов и взрослых
инвалидов от остального общества.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
•
К 60 гг. ХХ в. критическое отношение к закрытым медицинским
или социальным учреждениям во всех странах мира возрастает
• Призывы профессионалов ликвидировать закрытые учреждения
для детей и взрослых стали набирать силу как в странах Европы,
так и США
• В течение 60-х гг. в США были выделены значительные
средства. Появились центры дневного пребывания для детей-
инвалидов и взрослых с организацией посильной работы и
досуга, пансионаты и дома совместного проживания
• Закрытые учреждения и интернаты начинают считаться
устаревшими формами попечения, и постепенно их количество
сокращается
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Медицинская и реабилитационная модели инвалидности в 70–80-е гг.
подвергаются пересмотру, начинается переход к социальной модели,
определяющей инвалидность как нормальный аспект жизни индивида, а не
отклонение, и полагающей наиболее значительной проблемой, связанной с
инвалидностью, социальную дискриминацию
• Социальная модель инвалидности сдвигает акцент в решении проблемы
инвалидности с изменения индивидуума на изменение тех аспектов
социальной жизни, которые могут быть изменены
три главных типа ограничительных барьеров, которые могут и должны
быть устранены, чтобы интегрировать инвалидов в общество:
1) негативные установки по отношению к инвалидам, превалирующие до
сих пор в социуме и функционирующие как на микро-, так и на макроуровне,
включая язык повседневных практик, навешивающий ярлыки и
формирующий оскорбительные стереотипы;
2) институциональные барьеры, резко уменьшающие «жизненные шансы»
инвалидов;
3) архитектурные, транспортные и иные физические барьеры, мешающие
созданию комфортной жизненной среды
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• В 60–70 гг. XX в. в образовании детей с отклонениями в развитии с
закрытыми формами специального образования начинают возникать
открытые формы – службы и центры консультирования и
сопровождения родителей детей с отклонениями в развитии.
• В США создаются и растут неправительственные
негосударственные организации, общества, ассоциации, пытающиеся
решать проблемы социальной опеки и поддержки семей с
проблемными детьми
• Семьи детей с особыми образовательными потребностями начинают
обретать некоторые формальные возможности выбора типа школы,
возможности создавать родительские ассоциации, общества и
комитеты, входить в попечительские советы образовательных
учреждений (Н.Н. Малофеев)
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Ценности самого раннего этапа комплексной помощи ребенку
младенческого и раннего возраста, связанные с устранением тех или иных
проблем в развитии ребенка и преодолением имеющегося дефекта, стали
дополняться существенными смысловыми компонентами и обрели новую
формулу – «нормализация жизни особого ребенка»
• Термин «нормализация» «использование культурных средств для
того, чтобы люди обрели возможность жить полноценной культурной
жизнью» (цит. по: С.Дж. Рут, 1986. – С.12). Voyscey (1975), рассматривая
процесс формирования ценностей, связанных с понятием «нормализация»
в среде американских семей с детьми с ограниченными возможностями
здоровья младенческого и раннего возраста, высказывает
предположение, что родители начинают стремиться к нормализации,
поскольку другие лица и организации – родительские сообщества и
ассоциации, различные специалисты, священнослужители, авторы книг и
журнальных публикаций – ожидают от них и их ребенка «нормальности» и
возможности жить полноценной жизнью
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Основные ценностные ориентиры новой философии начали охватывать
следующие области жизни ребенка и его семьи: создание нормальных
условий жизни ребенка в семье; создание совместно с семьей условий
для развития ребенка: наличие развивающего общения, игровой среды,
специальных и развивающих занятий, информирование, просвещение и
обучение членов семьи в целях оказания максимально возможной помощи
ребенку; создание нормальной социальной среды, окружающей ребенка в семье
и вне ее, при посещении детского сада, развивающего центра, клиники и пр.
• Меняются цели оказания ранней помощи. Акцент переносится с развития
ребенка на вопросы обеспечения качества его жизни. Ценностно-целевые
ориентиры, в свою очередь, отражаются на результатах ранней помощи. Они
начинают определяться как возможность достичь ребенком нормализованного
стиля жизни
• В итоге складывается модель ранней помощи, названная моделью «союза с
семьей». В модели «союза с семьей» профессионалы, обучая родителей,
просвещая их и информируя, начинают использовать имеющиеся в семье
ресурсы в работе с ребенком (Dunst, Johanson, Trivette, Hambry, 1991)
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Программа «Каролина» для младенцев и детей младшего возраста с
ограниченными возможностями здоровья (авторы: Н.М. Джонсон-
Мартин, К.Г. Дженс, С.М. Аттермиер, Дж. Хаккер).
• Предназначена для работы с младенцами и детьми младшего возраста
(от рождения до 2 лет), имеющими различные нарушения в развитии.
• Основана на знании закономерностей развития ребенка, при этом во
внимание принята возможность неравномерного развития ребенка в
каждой области.
• В программе подробно описываются навыки детей в разных областях
развития и способы их оценки
Программа решает проблему нетипичного развития ребенка двумя
путями:
• Во-первых, навыки в каждой области развития разделены на
логические разделы обучения
• Во-вторых, в содержание многих разделов были включены изменения
для детей с сенсорными и двигательными ограничениями
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Психотерапевтически ориентированные методы и программы на этом этапе
ранней помощи, как отмечает ряд исследователей (У.Б. Брак, К. Заримски и др.)
были представлены эмпирическим подходом, большую роль в котором играли
методы поведенческой терапии, значительно усилившей свои позиции к 60-м гг.
прошлого века. Были созданы психометрические тестовые методики для детей
различных возрастов, отличавшиеся надежными критериями, началась
разработка методов терапии поведенческих нарушений и отставаний в развитии
ребенка. Оптимальная программа научения отличалась тщательным
структурированием условий обучения, включала анализ отдельных шагов
выполнения поставленных задач и подбором различных техник
инструктирования. Центральную роль в такой программе играет инструктаж
родителей. Это касается как общего стиля воспитания, так и инструктажа
родителей при проведении тренинговых программ.
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• В практике ранней помощи складываются мультидисциплинарный
подход и мультидисциплинарная командная работа профессионалов.
В команду входят специалисты разных профессиональных групп и разных
дисциплин
• Взаимодействие специалистов в такой команде слабо выражено, процессы
коммуникации формальны и передача информации от специалиста к
специалисту, как правило, осуществляется плохо. Специалисты работают с
ребенком и его семьей независимо друг от друга, без пересечения
профессиональных границ
• Мэри Уилт, анализируя эту модель организации групповой работы в
системе ранней помощи США, отмечает, что при таком подходе «работа
распадается на отдельные фрагменты, члены команды меньше
контактируют между собой и, таким образом, теряют возможность в
процессе своей деятельности уделять внимание развитию других
необходимых навыков у ребенка. Когда каждый педагог ставит конкретные
цели, касающиеся только одной области развития, он не согласует свою
работу с работой других специалистов» (М. Уилт, 2009. – С.246)
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Необходимость повышения качества социальных услуг,
а также новые ценности, цели и планируемые
результаты ранней помощи приводят к некоторому
изменению отношений специалистов и родителей
• Отношения специалистов и семьи в условиях
обновления ценностей начинают двигаться от
клинического, экспертного подхода к социальному
взаимодействию, от профессионального
доминирования к социальному партнерству, защите
прав родителей и перераспределению ответственности
за результаты оказываемой помощи
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
• Переход на следующий уровень развития системы ранней помощи
был определен развернувшимися исследованиями взаимодействия
матери и ребенка младенческого и раннего возраста
• Теоретические обобщения, нацеленные на осмысление раннего
социального взаимодействия ребенка и матери, влияния этого опыта
на последующее развитие ребенка (D. Bowlby, R.A. Spitz, D.W.
Winnicott, M. Mahler, M. Ainsworth, D. Bowlby, D. Stern и др.),
проведенные в различных психологических подходах, послужили
толчком для развития таких направлений психотерапевтической
ранней помощи, как поведенческая терапия взаимодействия матери
и ребенка (T. Field, T.B Brazelton и др.), психодинамическая
терапия (S. Fraiberg и др.) и системный подход в психотерапии
взаимодействия матери и ребенка (D. Stern, N. Stern-Bruschweiler)
Презентация:Ранняя Помощь В США: Ответы На Вызовы Времени
РАННЯЯ ПОМОЩЬ В
США: ОТВЕТЫ НА
ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ
ВЫПОЛНИЛА
СТУДЕНТКА ГР.Б-4111
БУДАЕВА АННА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.