Чтобы повысить интерес учащихся к уроку, необязательно подбирать какой – либо особо интересный материал. При изучении любой темы достаточно добиться активной мыслительной деятельности учащихся над изучаемым материалом.
При проведении устного счета на уроке 3 класс по теме «Решение уравнений», предлагаю задания:
Какое из вычислений выполнено верно?
А) | 3 | 2 | ||
1 | 9 | |||
2 | 8 | |||
3 | 2 | |||
x
+
Б) | 3 | 2 | ||
1 | 9 | |||
2 | 8 | |||
3 | 2 | |||
В) | 3 | 2 | ||
1 | 9 | |||
2 | 8 | |||
3 | ||||
x
x
+
+
Учащиеся должны проверить свои знания на умножение двузначных чисел столбиком. Обратим внимание, как правильно должно быть подписано второе произведение.
Среди других заданий, предлагаю в устном счете задание на смекалку:
Олег, Игорь и Оля учатся в одном классе. Среди них есть лучший математик, лучший спринтер, лучший художник класса. Известно, что лучший художник не нарисовал своего портрета, но нарисовал портрет Игоря; Оля никогда не уступала мальчикам в спринте.
Кто в классе лучший математик, лучший спринтер, лучший художник?
Решая задание на смекалку учащиеся используют логические умозаключения. Предлагая решение, убеждаются в отсутствии противоречий с условием.
На этапе «Постановка проблемы» или «Актуализация знаний», предлагаю задание:
- Прочитайте математические записи, данные на доске:
127 + 943
127 + Х = 400
387 - 207
Х – 191 = 381
На какие две группы их можно разделить?
I группа
выражения;
II группа уравнения.
127 + 943
387 - 207
127 + Х = 400
Х – 191 = 381
Докажите, что II группа – это уравнения.
Что называется уравнением?
(Равенство, содержащее переменную)
Чтобы поддержать внимание к уроку, снять напряжение, меняю вид деятельности, предлагаю выполнить устно задание на смекалку.
Например: 1. Найти правило нахождения чисел и заполнить свободные места:
50
(25+63):2=44
(20+74):2=47
(84+16):2=50
Соединить числа стрелками последовательно в порядке возрастания, начиная с самого маленького числа, а затем записать цепочку неравенств:
4. Сравнить числа.
153 < 304 < 710 < 800
Назовите самое большое число.
Выполнить по образцу.
5. Продолжи ряды чисел:
275, 375, 475, …
604, 603, 602, …
Задания повышенной трудности на этапе «Повторение».
Реши круговые примеры:
А) 48 + 24; 18 · 5; 72 : 4; 96 : 2; 6 · 16; 90 : 15.
Б) 70 · 8; 360 : 4; 270 - 60; 560 - 200; 90 · 3; 210 : 3.
2. Выпиши уравнения, которые решаются делением, и реши их.
Х : 7 = 14
Х · 7 = 14
16 · Х = 64
44 + Х = 88
75 : Х = 5
75 – Х = 5
19 · Х = 19
19 : Х = 1
3. Груша дороже яблока в 2 раза. Что дороже: 8 яблок или 4 груши?
(Ответ: 8 яблок и 4 груши стоят поровну).
С целью развития логического мышления при проверке домашнего задания, предлагаю работу по карточкам:
К-1. Заполни «окошки».
К-2. Заполни «окошки».
К-3. Решить уравнение
К-4. Решить уравнение
Х : 12 = 149
Х – 308 = 543
Для активизации мыслительно деятельности я использую физминутки («Истинно-ложно»).
Ставлю задачу – оценить математические предложения. Если предложение верное, то вы сидите, если оно ложное, вы встаете. И кто-то из учеников объясняет, почему ложное.
1. В записи числа «одна тысяча» – три нуля.
(верно)
2. В записи «один миллион» – пять нулей.
(6. ложно)
3. В записи натуральных чисел употребляется одиннадцать цифр.
(10. ложно)
Игра «Перекличка».
Я начинаю, а вы хором заканчиваете.
- Равенство, содержащее неизвестное…
(называется уравнением)
- Сумма всех сторон прямоугольника называется….
(периметром)
- У треугольника стороны: а, в, с. Чему равен периметр…
(а + в + с)
- Назовите компоненты при сложении…
(слагаемое, слагаемое, сумма)
- Назовите компоненты при делении…
(делимое, делитель, частное)
- Чтобы найти неизвестное уменьшаемое …
(надо к разности прибавить вычитаемое)
Полезно для развития внимания, мышления решать логические задачи, задачи-шутки, задачи на смекалку.
Например:
«Горели 7 свечей, три потушили, сколько свечей осталось?»
Задачи на сообразительность:
«На уроке физкультуры ученики выстроились в линейку на расстоянии 1 метр друг друга. Вся линейка растянулась на 25 метров. Сколько было учеников?»
Начинаем рассуждать от простого:
1 метр образует 2 человека
2 метра – 3 человека;
3 метра – 4 человека.
Замечаем закономерность на доступных примерах. 25 метров образуют 26 человек (25 + 1 = 26). Учеников на 1 больше, чем количество метров.
Задача 1. Бревно надо распилить на 13 частей. Сколько необходимо сделать распилов?
Решение: Начнем рассуждать от простого.
Если выполнить один распил, то получим две части,
если выполнить два распила, то получим три части.
Число распилов на 1 меньше, чем частей.
Необходимо выполнить 12 распилов, чтобы было 13 частей.
Ответ: 12 распилов.
Задача 2. Полоска с надрезами.
Задание 1. Каждый должен предположить сколько частей получится, если дернуть полоску за концы.
Задание 2. Проверим свои предположения и дернем полоску за концы.
Вопрос: Почему ответы Задания 1 разные?
Ответ: Народная мудрость: «Где тонко, там и рвётся».
Задача 3. Внимательно посмотрите на плакат. Даётся 1 секунда, после чего он будет убран, а вы должны сложить три числа, которые были на нем, и назвать сумму этих чисел.
Вопросы:
Какое число записано в квадрате?
2. Какое число записано в треугольнике?
3. Какое число записано в круге?
- Результат последнего эксперимента «Тренировка внимания» оцените сами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.