ЛЕКЦИЯ:
«Менеджмент и успешное управление.
Управление процессом принятия решений»
Профессор кафедры клинической фармации, фармакотерапии
и УЭФ ФПО
д.фарм.н.
Бушуева И.В.
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИПОЗДРАВЛЯЕТ СТУДЕНТОВ 4-ГО КУРСА С НАСТУПАЮЩИМ ДНЕМ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА И ЖЕЛАЕТ УСПЕШНОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ» !!!
План лекции
1. Понятие технологии менеджмента.
Стратегия
Исходя из этого:
стратегия формулируется и разрабатывается, как правило, высшим руководством;
в реализации стратегии принимают участие все уровни управления;
стратегия разрабатывается под с точки зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида;
стратегический план должен обоснован исследованиями и фактическими данными (сбор и анализ информации об области, рынке, конкуренции и прочие факторы);
стратегический план прибавляет фирме индивидуальности и определенности;
стратегический план должен быть разработан так, чтобы быть довольно гибким. Это должна быть программа, которая направляет деятельность фирмы.
Цели общие
отражают концепцию развития фирмы и разрабатываются на длительную перспективу. Они определяют основные направления программы развития фирмы
Схема ранжирования общих целей путем формирования общих направлений политики фирмы:
1) обеспечение оптимальной рентабельности, определяемой следующими показателями: объем продаж; уровень и норма прибыли; темпы ежегодного прироста объема продаж и прибыли; доход на одну акцию; доля на рынке; цена акций; уровень дивиденда; уровень качества продукции и др.
Схема ранжирования общих целей путем формирования общих направлений политики фирмы:
2) обеспечение устойчивости положения фирмы как цели глобальной политики по следующим направлениям: техническая политика (расходы на исследование и разработку новых лекарственных средств); потенциал конкурентоспособности (снижение издержек, проектирование новых рынков); инвестиционная политика (размеры капиталовложений и их направления); кадровая политика (обеспечение трудовыми ресурсами, их оплата и обучение, подготовка управляющих, технического персонала и квалифицированных рабочих).
Схема ранжирования общих целей путем формирования общих направлений политики фирмы:
3) разработка новых направлений развития, новых видов деятельности фирмы, что предполагает: определение конкретных фирм, акции которых подлежат покупке; разработку новых видов лекарственных средств
Специфические цели
разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности в каждом отделении фирмы и могут выражаться в количественных и качественных показателях
цели должны быть конкретными и измеримыми
а) увеличить продвижение по службе на 15% в год;
б) снизить текучесть кадров на 10% в год.
2) ориентация целей во времени.
Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки
долгосрочная цель (по Стейнеру) имеет 5-летний (и выше) горизонт планирования
среднесрочные цели имеют горизонт планирования от 1 до 5 лет.
краткосрочная цель представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
3) цель должна быть достижимой - чтобы служить повышению эффективности организации. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет
4) взаимно поддерживающие цели - т.е. действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей.
Процессуальный подход рассматривает управление как серию взаимосвязанных беспрерывных действий, любая из которых в свою очередь также есть процессом. Такие действия получили название управленческих функций.
Современная теория управления разрешает выделить такие функции
планирование
организация
Планирование как функция - это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации на достижение их общих целей.
Стратегическое планирование
представляет собой набор действий и решений, применяемых руководством, которые приводят к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
В рамках стратегического планирования рассматривают четыре вида управленческой деятельности:
распределение ресурсов;
адаптация к внешней среде;
внутренняя координация;
осмысление организационных стратегий или организационное стратегическое предвидение.
Процесс распределения ресурсов
Адаптация к внешней среде
охватывает все действия стратегического характера, которые улучшают отношения организации с ее окружением.
Внутренняя координация –
Процесс выработки стратегии (процесс стратегического планирования) можно представить в виде следующего алгоритма
а) оценка и анализ внешней среды;
б) управленческое обследование сильных и слабых сторон;
в) анализ стратегических альтернатив;
г) выбор стратегии;
д) реализация стратегии.
Первым шагом является изучение внешней среды, которую руководители оценивают по трем параметрам, необходимо:
1) Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии (например, изменение цен, изменение покупательской способности и т.д.);
2) Определить, какие факторы представляют 1) Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии (например, изменение цен, изменение покупательской способности и т.д.);
2) Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы (например, конкуренты);
3) Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.угрозу для текущей стратегии фирмы (например, конкуренты);
3) Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
А) Анализ внешней среды
представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы, которые обычно выделяют в семь областей:
экономика (темпы инфляции, уровень занятости населения, стабильность валюты, налоговые ставки и т.д.);
политика (кредиты правительства для финансирования долгосрочных вложений, возможность получения ссуды, соглашения по торговле с др. странами и т.д.);
рынок (демографические условия, жизненные циклы товаров, услуг, легкость проникновения на рынок, уровень конкуренции в отрасли и т.д.);
технология (руководство должно определить, какие факторы в технологической внешней среде могут привести к разрушению организации (пример с капсулами);
международное положение (угрозы и возможности могут возникать в результате легкости доступа к сырьевым материалам, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих в роли, например, рынков);
конкуренция (в анализе конкурентов присутствуют такие диагностические элементы:
1) анализ будущих целей конкурентов;
2) оценка их текущей стратегии;
3) углубленное изучение сильных и слабых сторон конкурентов;
4) анализ тенденции в отношение конкурентов);
социальное поведение (ожидания, отношения, нравы общества, отношение к предпринимательству и т.д.)
Б) Следующей проблемой, с которой сталкивается руководство, будет определение того, обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, а также выявление внутренних слабых сторон. Процесс, при помощи которого осуществляется диагноз внутренних проблем, называется управленческим обследованием, которое проводят по следующим разделам: маркетинг, финансы, производство, человеческие ресурсы, культура и имидж организации.
В) После того, как руководство сопоставит внешние угрозы и возможности с внутренними силами и слабостями, она может определить стратегию.
4 основные стратегические альтернативы:
- ограниченный рост (установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции, применяется в зрелых отраслях со статичной технологией);
- рост (значительное повышение уровня кратко- и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего года, применяется в динамично развивающихся отраслях с быстроизменяющимися технологиями);
- сокращение (уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом с целью рационализации и переориентации операций, варианты сокращения: ликвидация, отсечение лишнего, переориентация);
- сочетание (в основном придерживаются крупные фирмы, действующие в нескольких отраслях).
Г) Стратегическое управление предполагает, что фирма определяет свои ключевые позиции на перспективу в зависимости от приоритетности целей.
Различные виды стратегий, которые можно классифицировать следующим образом:
1) продуктово-рыночная стратегия направлена на определение видов конкретной продукции (лекарственных средств) и технологий, которые фирма будет разрабатывать; сфер и методов сбыта;
2) конкурентная стратегия направлена на снижение издержек производства (лекарственных средств), индивидуализацию и повышение качества продукции;
3) стратегия нововведения направлена на внедрение новых технологий и видов продукции (лекарственных средств);
4) стратегия маркетинга предлагает гибкое приспособление деятельности фирмы к рыночным условиям с учетом позиции товара на рынке, уровня затрат на исследование рынка, комплекса мероприятий по формированию сбыта;
5) стратегия развития направлена на реализацию целей обеспечения устойчивых темпов развития и функционирования фирмы;
6) стратегия ориентации на расширение экспортной деятельности
7) стратегия внешнеэкономической экспансии предполагает: создание заграничного производства лек. средств; экспорт в третьи страны лек. средств, заграничное лицензирование.
Характерной особенностью тактических планов является:
• тактику разрабатывают в развитие стратегии;
• в отличие от стратегии, тактика вырабатывается на уровне руководства среднего звена;
• тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия;
• тактические результаты, как правило, обнаруживаются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями.
Политика - это общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика формируется на продолжительный период и рассматривается как кодекс законов организации.
Процедуры - сформулированные формальным образом стандартизированные указания, которые описывают способ действий в конкретной ситуации. Разрабатываются процедуры на дополнение к политике и основываются на накопленном опыте.
Правила точно определяют, что должно быть сделано в специфической единичной ситуации. Правила ограничивают действия работника, чтобы гарантировать их выполнения лишь определенным способом.
Решение как процесс характеризуется тем, что он, протекая во времени, осуществляется в несколько этапов: подготовки, принятия и реализации.
Решение как результат выбора представляет собой предписание к действию: как началу роботы, осуществлению варианта проекта и т.п.
Решение - один из видов мыслительной деятельности и проявление воли человека. Оно имеет следующие признаки:
возможность выбора из множества альтернативных вариантов;
наличие цели: бесцельный выбор не рассматривается как решение;
необходимость волевого акта лица, принимающего решения (ЛПР), т.к. ЛПР формирует решение через борьбу мотивов и мнений.
Решения классифицируют:
по сфере действия: политические, социальные, экономические, организационные, технологические, технические;
срокам действия: оперативные, тактические, стратегические;
виду ЛПР: индивидуальные и коллективные;
степени уникальности: рутинные, нетворческие и уникальные (творческие);
степени неопределенности (полноте информации): решения в условиях определенности, риска и неопределенности;
функциональному содержанию: плановые, организационные, стимулирующие, регулирующие и контрольные;
по уровню управляющей системы: решения на уровне отдела аптеки, аптеки, ПО "Фармации" и т.д.);
по организационному оформлению: конкретно-жесткие (точно определены задания, сроки, исполнители); нормативные, гибкие (предусматривают определенные задания, давая возможность к индивидуальному подходу путей и методов их решения); ориентирующие (указывают общее направление без конкретных заданий и сроков).
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ ФАРМАЦИИПОЗДРАВЛЯЕТ СТУДЕНТОВ 4-ГО КУРСА С ДНЕМ ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА! С 23 ФЕВРАЛЯ!
И ЖЕЛАЕТ МУЖЕСТВЕННОГО ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ В ФАРМАЦИИ» !!!
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из 3 стадий: - подготовка решения, - принятие решения, - реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации, включающий поиск, сбор, обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; выбор и принятие наилучшего решения
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения
Принципы управленческого решения:
формирование проблем, разработка и выбор решения должен быть сконцентрирован на том уровне иерархии управления, где для этого имеется соответствующая информация;
информация должна поступать от всех подразделений фирмы, находящихся на разных уровнях управления и выполняющих различные функции;
выбор и принятие решения должны отражать интересы и возможности тех уровней управления, на которые будет возложено выполнение решения или которые заинтересованы в его реализации.
Модель – это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Так, например, организация - целостность, а схема организации - это и есть модель, которая представляет ее структуру. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации к которой она применяется.
Физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта. Примеры физической модели - рисунки, уменьшенные копии-макеты зданий, машин и др.
Аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который поводит себя как реальный объект, но не выглядит такой. Примером аналоговых моделей могут служить графики зависимости (соотношение торговых наложений и товарооборота, зависимость уровня спроса и товарооборота, зависимость уровня спроса от цены на товар и др.).
Математическая модель разрешает вообразить свойства и характеристики объекта или события с помощью математических символов
Методы принятия решения могут быть следующими:
1) метод, основанный на интуиции руководителя, которая обусловлена наличием у него ранее накопленного опыта и суммы знаний в конкретной области деятельности;
2) метод, основанный на понятии "здравого смысла", когда управляющий, принимая решения, обосновывает их последовательными доказательствами, содержание которых опирается на накопленный им практический опыт;
3) метод, основанный на научно-практическом подходе, предполагающий выбор оптимальных решений на основе переработки больших количеств информации, помогающий обосновать принимаемые решения. Этот метод требует применения современных технических средств.
При выборе управленческого решения к нему предъявляют следующие требования:
обоснованность решения;
оптимальность выбора;
правомочность решения;
краткость и ясность;
адресность к исполнителям;
оперативность выполнения.
Два аспекта организационного процесса:
первый - основан на взаимоотношениях полномочий
второй - на делении организации на подразделения соответственно его целям и стратегиям
Фармацевтические предприятия имеют, как правило, такую структуру:
аппарат управления (генеральный директор, его заместители, главный инженер, главный технолог и прочие);
отделы: планово-финансовый, бухгалтерия, технологические отделы, отдел сбыта, отдел кадров;
производственные отделы: отдел инъекционных препаратов, отдел таблетированных препаратов, фитопрепаратов и т.п.;
отдел технического контроля и центральная заводская лаборатория.
Современная теория управления предполагает существование нескольких альтернативных вариантов
1. Бюрократическая организационная структура характеризуется четким разделением труда, иерархическим соподчинением сотрудников и органов управление, наймом І профессиональным ростом сотрудников, который базируется на компетентности, а также упорядоченной системе правил и стандартов, которые определяют функционирование организации.
2. Функциональные структуры предусматривают деление организации на отдельные элементы, любой из которых имеет четко определенную задачу и обязанности. Так, традиционными функциональными блоками фирм-производителей являются отделы производства, маркетинговый и финансовый
3. Дивизиональная структура считается более эффективной для больших фирм с широкой номенклатурой товаров, которые вырабатываются, и осуществляют диверсификацию в другие области.
4. Адаптированные структуры более гибки, поскольку лучше приспособлены к быстрому изменению внешних условий и появления новой наукоемкой технологии. Это временные структуры, создаваемые в рамках главной организации для решения конкретных задач.
Разделение работ по вертикали, включая и принятие управленческих решений, определяет существование централизованных и децентрализованных организаций
Централизованными организациями называются те, в которых большая часть полномочий, необходимых для принятия решения, сосредоточенная у высшего руководства. Преимущества централизованной структуры состоят в экономически эффективном использовании персонала, высокой степени координации и контроля по специальным видам деятельности.
Децентрализованные организации - это организации, в которых полномочия, связанные с управлением, переданы низшим уровнями управления. Преимущества такой структуры состоят в улучшении обмена информацией между руководителями разных уровней, повышении эффективности процесса принятия решений, усилении мотивации деятельности руководителей.
По характеру влияния различают методы непосредственного влияния и косвенные методы
Методы непосредственного влияния | Методы косвенного влияния |
Экономические | - Научно-технического и экономического прогнозирования |
Экономические методы управления -
это способы влияния на трудовую деятельность людей, основанные на сознательном использовании всей системы экономических законов и категорий.
К экономическим методам принадлежат: планирование, хозяйственный расчет, материальное стимулирование, использование фондов развития производства, распределение прибыли, ценообразование, кредитование,осуществление материальных санкций, распределение капитальных вложений и некоторые другие.
Методы организационного влияния -
это методы, которые опираются на власть руководителя, на его права, на присущую организации дисциплину и ответственность.
Организационное нормирование -
это использование норм, правил, инструкций, которые являются базой для организации процесса управления.
Организационное планирование -
призвано определять исполнителей отдельных процессов, сроки выполнения и необходимые ресурсы. Конечным результатом организационного планирования есть организационный план управленческой деятельности.
Оперативное планирование -
это определение ориентировочных следствий работы в конкретном периоде; распределение работы между исполнителями с соблюдением необходимой преемственности, пропорциональности и соответствия прав и ответственности.
Организационнаяраспорядительность -
это своевременное издание распоряжений основным, вспомогательным и обслуживающим подразделам;
постановка конкретных задач перед исполнителями всех уровней управления, которые являются текущей административной распорядительностью.
Процесс принятия решения
Стадия 1. ПРИЗНАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ |
Интерпретация и формулирование проблемы |
Стадия 2. ВЫРАБОТКА РЕШЕНИЯ |
Разработка альтернатив |
Стадия 3. ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЯ |
Организация выполнения решения |
Сравнение стратегического и оперативного менеджмента
Признаки | Стратегический менеджмент | Оперативный менеджмент |
Иерархические ступени | В основном на уровне высшего руководства | Включает все уровни с основным упором на среднее звено управления |
Неопределенность | Существенно выше | Меньше |
Вид проблем | Большинство проблем не структурировано | Относительно хорошо структурированы |
Временной горизонт | Акцент на долгосрочные, а также на средне- и краткосрочные аспекты | Акцент на кратко- и среднесрочные аспекты |
Нужная информация | В первую очередь из внешней среды | В первую очередь из самого предприятия |
Альтернативы планов | Спектр альтернатив в принципе широк | Спектр ограничен |
Охват | Концентрация на отдельных важных позициях | Охватывает все функциональные области и интегрирует их |
Степень детализации | Невысокая | Относительно большая |
Основные | Потенциалы успеха (например, рост доли рынка) | Прибыль, рентабельность, ликвидность |
Информация и инструменты стратегического планирования
структура конкурентов;
структура рынков сбыта;
тенденции технического развития и эволюции моды;
структура рынков снабжения;
правовая, социальная, экономическая, экологическая и политическая окружающая среда;
собственные сильные и слабые стороны.
Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы
однородны, т.е. нацелены на определенный достаточно однородный круг потребителей;
могут действовать независимо от других подразделений предприятия;
распоряжаются достаточно большой долей рынка, чтобы проведение исследований по разработке специфической стратегии было выгодным.
Матрица портфеля Бостонской консалтинговой группы
Высокий | 1. Звезды | 3. Знак вопроса (трудные дети) |
Низкий | 2. Дойные коровы | 4. Собаки |
Рост спроса / | Высокая | Низкая |
На основе анализа можно проанализировать несколько возможных стратегий:
«строить», т.е. «знаки вопроса» переводить в «звезды»;
«держать», т.е. «дойные коровы» должны удерживать свои доли рынка и стремиться к росту прежде всего для поддержки «звезд» и «знаков вопроса»;
«собирать урожай», т.е., не принимая во внимание долгосрочные последствия, снимать сиюминутные «сливки» (при этом идет речь о «слабых» - «дойных коровах», «собаках» и «знаках вопроса»);
«выселяться», т.е. «собаки» и «знаки вопроса» убираются с рынка (перестают выпускаться), поскольку они ничего не приносят и не ожидается их рост, и т.д.
Методы списка и суммарной оценки
Продукты | А | Б | В |
Степень инноваций | хорошо | средне | плохо |
Число возможных покупателей | плохо | хорошо | средне |
Готовность к кооперации в торговле | средне | хорошо | хорошо |
Барьеры для вхождения новых продавцов | хорошо | плохо | |
Обеспеченность сырьем | плохо | средне | хорошо |
Для получения суммарной оценки необходимо знать веса факторов
Пусть фактор 1 оценивается экспертами как вдвое более важный, чем фактор 2.
Поскольку сумма весов факторов должна составлять 1, то вес фактора 1 есть 0,67, а фактора 2 - 0,33.
РЕЗУЛЬТАТ:
Суммарная оценка по продукту А равна
0.67 х 40 % + 0,33 х 50 % = 26,8 % + 16,5 % = 43,3 % ,
суммарная оценка по продукту Б равна
0.67 х 90 % + 0,33 х 20 % = 60,3 % + 6,6 % = 66,9 % .
Менеджер - главное лицо в перспективном планировании
Если прогнозирование - научно-исследовательская работа, ее результаты можно сравнить с прожектором, освещающим основные черты грядущего, то планирование - частный вид принятия решений.
Именно он несет ответственность за судьбу фирмы, и именно на свое знание дела, на свою интуицию он должен полагаться при принятии решений в стратегическом менеджменте
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.