Причины и мотивы девиантного поведения детей и подростков в семьях социального неблагополучия. (Слайд 1)
Сегодня для нашей страны характерно большое число неблагополучных семей, которые в силу различных причин прибывают в состоянии жизненного затруднения, сталкиваясь при этом с большим числом всевозможных проблем, среди которых: социально-экономические, социально-бытовые, социально-психологические проблемы, проблемы рождаемости, планирования семьи, семейного воспитания и так далее.
Все это вызывает не только структурные деформации семьи (увеличение количества детей, воспитывающихся за пределами семьи - социальных сирот, рост числа неполных семей, перераспределение семейных ролей, а также отказ от выполнения семейных обязанностей в случае переноса их на иные социальные институты), но и изменения, сопряженные с психологическим внутрисемейным климатом (асоциальные, деструктивные, конфликтные, педагогически несостоятельные семьи и др.).
Семейное неблагополучие крайне негативно воздействует на развитие личности ребенка, приводя к всевозможным деформациям: начиная с социального инфантилизма, появления всевозможных зависимостей и заканчивая асоциальным поведением.
«Трудный» подросток, как правило, живет в трудной семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь когда с подростком случается беда, окружающие обращают внимание на уклад жизни семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими, непосредственными факторами формирования личности.
Какие семьи относятся к неблагополучным?(Слайд 2)
Неблагополучная семья подразумевает следующие социально незащищённые группы
населения:
- малообеспеченные семьи;
- неполные семьи;
- семьи, в которых родители имеют низкий уровень образования, не выполняющих
родительские обязанности, и/или имеющие историю психологических расстройств;
- семьи, нуждающиеся в социальной поддержке ;
- беженцы или вынужденные переселенцы;
- семьи, в которых есть дети с ограниченными возможностями;
Природа отклоняющегося поведения неоднородна.
Различают поведение (Слайд 3)
- девиантное, т.е. отклоняющегося от принятых в обществе норм;
-делинквентное - преступное, криминальное;
- аддиктивное - характеризующееся к стремлению употребления одурманивающих (наркотических) веществ;
- аномальное, характеризующееся наличием мозговой патологии.
В наши дни особенно остро встала проблема девиантного поведения в подростковой среде. Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. (Слайд 4) По-другому его еще называют переходным возрастом.(Слайд 5)
(Слайд 6,7)Девиантным называется общественное поведение, которое отклоняется по своим мотивам, ценностным ориентациям и результатам от принятых в данном обществе норм, ценностей, идеалов, т. е. нормативных стандартов.
Термин «девиантное поведение» может применяться к детям не младше 9 лет!(Слайд 8)
Формы проявления девиантного поведения (Слайд 9)
- пьянство и алкоголизм;
- суицидальное поведение;
- токсикомания и наркомания;
- проституция;
- девиантное поведение на почве сексуальных отклонений;
- вандализм;
- побеги из дома и бродяжничество.
В целом стоит отметить, что в наиболее широком смысле причины девиантного поведения подростков можно подразделить на три основные группы, в которые входят биологические, социальные и психологические факторы.
К биологическим относятся наследственная предрасположенность к тому или иному поведению, особенности темперамента. (Слайд10)
К социальным – влияние на подростка семьи, школы, сверстников и общества в целом.(Слайд 11)
Социально-педагогические .(Слайд 12)
Психологические причины(Слайд 13) девиантного поведения большинства подростков также напрямую зависит от стиля семейного воспитания. Риск приобщения подростка к преступной деятельности также существенно возрастает если в его семье есть люди, ведущие антисоциальный образ жизни.
В 50% семей отмечается нарушение поведения(Слайд 14)
- бродяжничество;
- агрессивность
- кражи;
- хулиганство, правонарушения;
- неадекватные реакции на замечания взрослых.
В 70% семей отмечается нарушение развития детей:
- низкая успеваемость, уклонение от учебы;
- недоедание, болезни;
- неуравновешенность психики, неврастения;
- отсутствие навыков личной гигиены;
- подростковый алкоголизм.
Типы неблагополучных семей, способствующих формированию девиантного поведения детей и подростков:
Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:
- с явной (открытой) формой неблагополучия;
- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).(Слайд 15)
Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Пример:
Нравственно неблагополучные семьи. К таким семьям относятся семьи с алкоголе зависимыми и наркозависимыми родителями. Подростки в семьях с алкоголе зависимыми родителями отличаются повышенным уровнем тревожности и отчуждения. Происходит оскудение эмоционально-волевой сферы, задерживается развитие коммуникативных способностей и ограничиваются волевые ресурсы, необходимые для преодоления трудностей. Также отсутствие должного родительского воспитания и заботы приводит к эмоциональной холодности, черствости, неразвитости эмпатии, развитию агрессивности и разных видов насильственных поступков (например, издевательство над животными, одноклассниками). В нравственно неблагополучных семьях складывается попустительский стиль воспитания, характеризующийся отсутствием внимания и контроля за поступками, поведением и даже соблюдением санитарно-гигиенических норм. В результате запущенность подростка перерастает в беспризорность и безнадзорность.
Криминальная семья. Дети и подростки в криминальной семье рано вовлекаются в преступную деятельность, часто под давлением старших. По мнению А.Н. Ильяшенко, «такое насилие ведет к реконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской безнадзорности и беспризорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность». Подросток, приобщаясь к ценностям и нормам криминальной субкультуры, очень быстро усваивают девиантные формы поведения.
Вторую группу ( со скрытой формой неблагополучия: внутренне (Слайд 16)неблагополучные) - представляют семьи, которые на первый взгляд вполне благополучны: родители заботятся о детях – об их умственном и физическом развитии, дети вовремя накормлены, хорошо одеты. Однако при более близком знакомстве выясняется, что в семье напряженная атмосфера, между родителями постоянные конфликты. От посторонних глаз это скрыто, но ребенок изо дня в день живет в этой обстановке, что травмирует его психику.
Тот или иной тип неблагополучной семьи влияет на выбор и интенсивность проявления стиля воспитания. Так, в отечественной литературе представлено несколько особых стилей воспитания в неблагополучных семьях.
1.Негармоничный стиль воспитания. В данном стиле выделяют шесть типов негармоничного воспитания, которые могут привести к формированию девиаций у подростка:
· Потворствующая гиперпротекция. Родители уделяют своему ребенку излишне много времени и внимания. Данному типу воспитания свойственно удовлетворение любых потребностей подростка, постоянная похвала и обожание. Дети в таких семьях не знают отказа в своих желаниях и наказания за провинности. В результате у детей формируется «завышенная самооценка, непереносимость трудностей и неспособность преодолевать препятствия на пути к удовлетворению желаний». Подростки, сталкиваясь с трудностями и не имея навыков и желания преодолеть их, прибегают к употреблению ПАВ, которые дают им возможность без всяких усилий изменить свое настроение.
· Доминирующая гиперпротекция. Родители устанавливают над подростком полный контроль, они сами выбирают для него друзей, организуют досуг, навязывают свои взгляды и нормы поведения. Данный тип негармоничного воспитания характеризуется мелочным контролем за действиями подростка, жесткой системой запретов и в некоторых случаях слежкой. Это приводит к формированию в ребенке чувства неполноценности, неумению самостоятельно действовать и принимать решения, к отсутствию инициативы и ответственности за свои поступки. В результате подросток в такой семье стремится к самостоятельности, убегает из дома, становится неуправляемым, формирует конфликтный тип личности. У него возникает «страх перед ситуацией напряженности, испытанием, что в дальнейшем часто становится толчком к употреблению психотропных веществ».
· Повышенная моральная ответственность. Характеризуется завышенными требованиями со стороны родителей к своему ребенку, не соответствующих его возможностям. При таком типе воспитания, родители игнорируют потребности и интересы подростка, его психофизиологические особенности. Как результат подростки, не выдерживая возложенных обязанностей, избегают всякой ответственности, становятся агрессивными к членам своей семьи, испытывают возмущение и ненависть.
· Эмоциональное отвержение. Родитель отвергает подростка в явной или скрытой формах. В данном случае подросток ощущает, что им тяготятся, что без него в семье было бы лучше и т. д. Отвержение может проявляться вместе с жестким контролем, навязыванием надлежащего типа поведения. Но также отвержение может сочетаться и с недостатком контроля и равнодушием. В такой ситуации подростки проявляют независимость, протест, пытаются привлечь к себе внимание с помощью необъяснимых краж, показного интереса к алкоголю и табаку, демонстрации суицидальных наклонностей. Некоторые подростки, не получив любви от своих родителей ищут внимание на стороне или уходят в себя, погружаясь в собственные фантазии.
· Жестокие взаимоотношения. Данный стиль характеризуется физическим насилием, суровыми наказаниями за мелкие проступки, срыванием зла родителями в отношении своего ребенка. Подростки в таких семьях становятся ранимыми и мнительными, они не доверчивы, не могут разобраться в собственных чувствах и переживаниях, склонны к жестокости.
· Гипопротекция. Родители уделяют пониженное внимание к подростку, мало интересуются его делами, переживаниями. Подростки в таких семьях растут бесконтрольными и безнадзорными. В результате, дети и подростки вырастают агрессивными, способными добиваться своих целей обманом и силой.
2.Хаотический стиль или непоследовательное руководство. Данному стилю свойственно отсутствие единого подхода к воспитанию, конкретных требований к подростку, выраженные разногласия в стиле воспитания. Данный стиль воспитания влечет за собой повышенную тревожность, неуверенность и импульсивность, а также импульсивность, неуправляемость и социальную дезадаптацию подростков.
Коррекция общения в семьях, где
воспитываются подростки с девиантным поведением. (Слайд 17,18)
1.Прямое воздействие.
Психологическое просвещение родителей.
2.Опосредованное воздействие .
1.Работа с подростками.
2. Организация совместной деятельности.
3. Общение детей и взрослых в семье, в школе, по месту жительства.
Этапы работы с несовершеннолетними, имеющими отклонения в поведении в школе. (Слайд 19)
1. Этап ранней профилактики.
Оздоровление среды и помощь несовершеннолетним, оказавшимся в неблагоприятных условиях, ещё до того, как отрицательное действие этих условий существенно скажется на их поведении.
2. Этап профилактики девиантного поведения.
Недопущение предпреступного поведения и создание условий для исправления лиц с уже значительной степенью дезадаптации, совершающих правонарушения непреступного характера.
3.Этап профилактики предпреступного поведения.
Предотвращение преступного поведения и создание условий для исправления лиц, систематически совершающих правонарушения, характер и интенсивность которых указывают на вероятность совершения преступления в ближайшем будущем.
Педагогические условия работы с обучающимися с девиантным поведением.(Слайд 20)
1. Учебная деятельность.
2.
Система взаимоотношений: педагог, ребёнок, родитель.
3. Психологическая
помощь.
Педагогические условия, способствующие устранению у школьников девиантного поведения. (Слайд 21)
1.Принцип поддержки.
Обучающийся должен видеть в педагоге не угнетателя, а доброжелателя.
2. Принцип стимулирования.
Педагог должен постоянно находить новые формы и методы работы, с целью поддержания вовлеченности обучающихся в процесс социализации.
3. Принцип умеренной требовательности.
Позволяется всё, не противоречащее законам, учебному укладу, не наносящее вред здоровью и не понижающее самооценку других обучающихся.
Для выявления причин отклоняющегося поведения педагог может использовать ряд простых диагностических методик, направленных на описание и диагностику различных видов и уровней девиантного развития детей и подростков.
1.Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (см.приложение № 1).
2.Опросник Айзенка (см. приложение № 2). Посредством данной методики исследуется шкала тревожности, шкала фрустрации, шкала агрессии и шкала ригидности.
3. "Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения" (см. приложение № 3). Данная методика направлена на изучение социального развития подростка, семейного и личностного развития.
4. Помимо диагностики самих детей логично провести диагностику родителей этих детей. При анкетировании можно воспользоваться опросником Т.М. Ахенбаха "Анкета для родителей детей 4-18 лет" (см. приложение № 4). Данная методика полезна тем, что ответы дают не сами подростки, а родители своих детей-подростков описывают их поведение, видя их как бы "со стороны".
(Слайд 22)
Сочетание индивидуального и коллективного педагогического и психологического воздействия, применение различных форм, методов и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической и психологической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает её результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности осуществимыми.
(Слайд 23)Предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания девиантного поведения, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершён.
Для того,чтобы «срабатывали» правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путём целенаправленного воспитательного воздействия.
(Слайд 24)Характер детей – в руках взрослых.
Пусть эти руки будут нежными, разумными и справедливыми!
Приложение 1
Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения
· Фамилия, имя
· Год рождения, класс, школа
· Здоровье: хорошее (5), удовлетворительное (4), слабое (3), патологии (2), хронические болезни (1).
· Учеба: отличная (5), хорошая (4), средняя (3), слабая (2), неудовлетворительная (1).
· Поведение в школе: примерное (5), хорошее (4), удовлетворительное (3), неудовлетворительное (2), состоит на учете в ИДН (1).
· Общественная активность: организатор коллективных дел (5), активный участник коллективных дел (4), пассивный участник коллективных дел (3), не участвует в общественной жизни (2), бойкотирует коллективные мероприятия (1).
· Отношение к учебе: учится охотно (5), избирательное (4), равнодушное (3), учится неохотно (2), учится крайне неохотно (1).
· Состав семьи: мать и отец (5), мать и отчим (4), одна мать (3), мачеха и отец (2), нет родителей (1).
· Количество детей в семье.
· Образование родителей: высшее у обоих (5), высшее у одного (4), среднее у обоих (3), среднее у одного из родителей (2), родители не имеют среднего образования (1).
· Степень выраженности аморальных проявлений в семье: семья ведет здоровый образ жизни (5), один из родителей склонен к выпивке, скандалам (4), у родителей эпизодические запои, семейные скандалы (3), частые запои, дебоши, аморальное поведение родителей (2), повседневные проявления аморальности, алкоголизм родителей, необходимость лишения родительских прав и изъятия детей (1).
· Степень выраженности девиантных, стяжательских взглядов, убеждений в семье: семья характеризуется разумным сочетанием духовных и материальных потребностей (5), духовные потребности недооцениваются (4), для семьи характерна духовная, идейная индифферентность (3), преобладают стяжательские настроения (2), в семье не осуждаются нетрудовые доходы, допускаются любые средства достижения корыстных целей (1).
· Характер эмоциональных отношений в семье:
· 5 - атмосфера дружбы, взаимопонимания и поддержки;
· 4 - отношения ровные, но без эмоциональной близости;
Приложение 2
Опросник Айзенка
Вопросы анкеты.
· Часто я не уверен в своих силах.
· Нередко мне кажется безысходным положение, из которого можно было бы найти выход.
· Я часто оставляю за собой последнее слово.
· Мне трудно менять свои привычки.
· Я часто из-за пустяков краснею.
· Неприятности меня сильно расстраивают и я падаю духом.
· Нередко в разговоре я перебиваю собеседника.
· Я с трудом переключаюсь с одного дела на другое.
· Я часто просыпаюсь ночью.
· Меня легко рассердить.
· Я очень осторожен по отношению к переменам в моей жизни.
· При крупных неприятностях я обычно виню только себя.
· Я легко впадаю в уныние.
· Несчастье и неудачи ничему меня не учат.
· Мне приходится часто делать замечания другим.
· В споре меня трудно переубедить.
· Меня волнуют даже воображаемые неприятности.
· Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесполезной.
· Я хочу быть авторитетом для окружающих.
· Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы избавиться.
· Меня пугают трудности, с которыми мне предстоит встретиться в жизни.
· Нередко я чувствую себя беззащитным.
· В любом деле я не довольствуюсь малым, а хочу добиться максимального успеха.
· Я легко сближаюсь с людьми.
· Я часто копаюсь в своих недостатках.
· Иногда у меня бывают состояния отчаяния.
· Мне трудно сдерживать себя, когда я сержусь.
· Я сильно переживаю, если в моей жизни что-то неожиданно меняется.
· Меня легко убедить.
· Я чувствую растерянность, когда у меня возникают трудности.
· Предпочитаю руководить, а не подчиняться.
· Нередко я проявляю упрямство.
· Меня беспокоит состояние моего здоровья.
· В трудные минуты я иногда веду себя по-детски.
· У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
· Я неохотно иду на риск.
· Я с трудом переношу время ожидания.
· Я думаю, что никогда не смогу исправить свои недостатки.
· Я мстителен.
· Меня расстраивают даже незначительные нарушения моих планов.
· Ключ.
· Шкала тревожности: 1. 5. 9. 13. 17. 21. 25. 29. 33. 37.
· Шкала фрустрации: 2. 6. 10. 14. 18. 22. 26. 30. 34. 38.
· Шкала агрессии: 3. 7. 11. 15. 19. 23. 27. 31. 35. 39.
· Шкала ригидности: 4. 8. 12. 16. 20. 24. 28. 32. 36. 40.
· При обработке результатов подсчитывается количество ответов "1" и "2", совпадающих с ключом. За каждый совпавший с ключом ответ "2" начисляется 2 балла, за ответ "1" - 1 балл. Затем ответы по каждой шкале суммируются. Средний балл по каждой шкале - 10. Превышение его свидетельствует о преобладании исследуемого качества в структуре личности.
· Характеристики, которые исследуются в опроснике, имеют следующие определения:
· личностная тревожность - склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги;
· фрустрация - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующее достижению цели;
· агрессия - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству путем применения силы по отношению к другим людям;
· ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
Приложение 3
Опросник Т. М. Ахенбаха
Анкета для родителей детей 4-18 лет
· Фамилия ребенка______________________________________________
· Имя______________________Отчество____________________________
· Пол__________Национальность__________________________________
· Мальчик (1) девочка (0)
· Дата заполнения анкеты День рождения ребенка
· _____/_______/ 200____ ______/_______/ 200___
· число месяц год число месяц год
· В каком классе учится Ваш ребенок
· _______/ «__________»
· Отвечая на эти вопросы, придерживайтесь, пожалуйста, Вашей личной точки зрения, даже если Вы думаете, что другие члены семьи не будут с ней согласны.
· Если ваш ребенок еще не ходит в школу, сделайте, пожалуйста, пометку в этом квадрате
· Профессии родителей, если даже Вы не работайте сейчас. (Назовите, пожалуйста, профессию, которую Вы и Ваш супруг (а) получили согласно образованию или согласно которой Вы работали большую часть своей профессиональной карьеры. Будьте, пожалуйста, специфичны в указании своей профессии. Например, инженер-автомеханик, сборщик, продавец).
· Папина_______________________________________________________
· Мамина______________________________________________________
· Образование родителей мама папа
· неполное среднее
· среднее
· среднее специальное
· незаконченное высшее
· высшее
· Ответы на этот опросник были даны:___________(мамой - 0, папой - 1)
· Кем-нибудь другим (укажите степень родства по отношению к ребенку)__________________________________________
I. Назовите, пожалуйста, увлечение (кружки, коллекционирование, игры - все, что интересно Вашему ребенку, включая спорт). Примерами могут служить коллекционирование марок, игра на музыкальных инструментах, чтение, драмкружок, вязание, катание на коньках и т. д. |
а. ________________________________________ б. ________________________________________ в. ________________________________________ г. у него/нее нет увлечений________________ |
|||||||
По сравнению с другими детьми того же возраста, как много времени он (она) проводит, занимаясь этим (и) увлечением? |
По сравнению с другими детьми того же возраста, насколько успешен (а) он (она) в этом? |
|||||||
Не знаю |
Меньше других |
Как все |
Больше других |
Не знаю |
Меньше других |
Как все |
Больше других |
|
а) |
||||||||
б) |
||||||||
в) |
||||||||
II. Перечислите, пожалуйста, все обязанности, которые есть у Вашего ребенка. Например, уборка постели, мытье полов, подметание, покупка хлеба, сидение с младшим братом/сестрой и т. д. |
По сравнению с другими детьми того же возраста, насколько хорошо он (она) с ними справляется? |
|||||||
а. ____________________________________________ б. ____________________________________________ в. ____________________________________________ г. у моего ребенка нет никаких обязанностей______ |
Не знаю |
Хуже других |
Как все |
Лучше других |
||||
а) б) в) |
||||||||
· III. 1. Сколько близких друзей у Вашего ребенка? (Не считая братьев и сестер)
· ни одного -
· 1 -
· 2 или 3 -
· 4 или больше -
· 2. Сколько (примерно) раз в неделю Ваш ребенок делает что-нибудь (играет, встречается в кружках, гуляет со своими друзьями (не считая братьев и сестер)) вне школы или детского сада?
· реже, чем один раз в неделю -
· 1 или 2 -
· 3 или больше -
· IV. По сравнению с другими детьми того же возраста, насколько хорошо Ваш ребенок:
Хуже, чем другие |
Как все другие |
Лучше, чем другие |
||
а) дружит с сестрами/братьями б) общителен (а), легко сходится с другими детьми в) хорошо себя ведет с родителями г) играет и занимается сам с собой д) не имеет братьев/сестер |
||||
· V. 1. Как, с Вашей точки зрения, учится Ваш ребенок (для школьников)? Если Ваш ребенок не посещает школу, назовите, пожалуйста, причину___________________________________________________________
Неудовлетворительно |
Хуже, чем другие |
Как все другие |
Лучше, чем другие |
||
а) чтение или литература б) русский язык в) история г) математика д) физика е) химия ж) биология, природоведение з) другие школьные предметы (укажите, какие)______________________________ |
|||||
· 2. Обучается ли Ваш ребенок в какой-либо специальной школе или в какой-либо специальном классе? Назовите, пожалуйста, специализацию_____________________________________________________
· 3. Оставался ли Ваш ребенок когда-либо на второй год? Назовите, пожалуйста, в каком году, и по какой причине_______________________________
· 4. Есть ли (были ли) у Вашего ребенка проблемы, связанные с успеваемостью или поведением в школе? Перечислите их, пожалуйста________________________________________________________
· Назовите, пожалуйста, когда начались эти проблемы?___________
· Кончились ли эти проблемы? Когда?____________________________
· 5. Есть ли у Вашего ребенка какие-либо хронические заболевания, физические нарушения или задержка психического развития? Пожалуйста, назовите___________________________________________________________
· 6. Что Вас в Вашем ребенке беспокоит больше всего?______________
· 7. Что Вас радует больше всего в Вашем ребенке? Что в нем хорошего?__________________________________________
· Далее следует список утверждений, описывающих поведение детей и подростков. Если данный пункт соответствует поведению Вашего ребенка в настоящее время полностью или почти полностью, то обведите, пожалуйста, цифру «2» в графе ответов. Если данный пункт описывает поведение, характерное для Вашего ребенка только в некоторой степени или только иногда, то, пожалуйста, обведите цифру «1». И, наконец, если данное утверждение вообще не соответствует поведению Вашего ребенка, то обведите, пожалуйста, цифру «0».
· 0 = Вообще не соответствует (насколько мне известно);
· 1 = В некоторой степени (иногда) соответствует;
· 2 = В настоящее время (всегда) соответствует.
· 0 1 2 1. Ведет себя, как маленький (поведение не соответствует возрасту)
· 0 1 2 2. Огрызается, спорит
· 0 1 2 3. Хвастается, задирается
· 0 1 2 4. Не может сконцентрироваться, удержать свое внимание на чем-то одном
· 0 1 2 5. Не может отделаться от навязчивых мыслей
· Опишите, пожалуйста______________________________________
· 0 1 2 6. Не может усидеть на месте, неутомим, слишком активен
· 0 1 2 7. Слишком зависим от взрослых, несамостоятелен
· 0 1 2 8. Жалуется на одиночество
· 0 1 2 9. Неорганизован, рассеян
· 0 1 2 10. Много плачет
· 0 1 2 11. Жесток, задирист, злобен по отношению к другим
· 0 1 2 12. Много фантазирует, выдумывает, погружен в свои мысли
· 0 1 2 13. Любит, чтобы на него обращали внимание
· 0 1 2 14. Намеренно ломает и уничтожает свои игрушки, книги, вещи
· 0 1 2 15. Нарочно ломает и уничтожает вещи, принадлежащие семье, родителям, другим людям
· 0 1 2 16. Непослушен дома
· 0 1 2 17. Непослушен в школе
· 0 1 2 18. Плохо ест
· 0 1 2 19. Не ладит с другими детьми
· 0 1 2 20. Не чувствует себя виноватым, даже сели сделал что-нибудь плохое
· 0 1 2 21. Ревнив
· 0 1 2 22. Боится, что может подумать или сделать что-нибудь плохое
· 0 1 2 23. Считает, что всегда должен быть безупречен
· 0 1 2 24. Ему кажется, что никто его не любит
· 0 1 2 25. Ему кажется, что другие люди хотят ему досадить или причинить вред
· 0 1 2 26. Чувствует себя неполноценным, никчемным
· 0 1 2 27. Ввязывается в драки
· 0 1 2 28. Его часто дразнят
· 0 1 2 29. Водится (входит в компании) с другими детьми, которые часто попадают в неприятные истории или даже затевают их
· 0 1 2 30. Слышит вещи, которые, кроме него, никто не слышит
· Опишите, пожалуйста_______________________________________
· 0 1 2 31. Несдержан, импульсивен, действует необдуманно
· 0 1 2 32. Предпочитает одиночество
· 0 1 2 33. Обманывает, мошенничает
· 0 1 2 34. Нервничает, чувствительный, напряженный
· 0 1 2 35. Нервные движения или тики (подергивание век, покусывание губ, постукивание ногой по полу и т. д.)
· 0 1 2 36. Нелюбим другими детьми
· 0 1 2 37. Слишком боязлив и тревожен
· 0 1 2 38. Частые головокружения
· 0 1 2 39. Считает себя виноватым во всем
· 0 1 2 40. Переутомлен
· 0 1 2 41. Слишком много весит
· 0 1 2 42. Имеет проблемы, связанные со здоровьем, медицинская причина которых неясна
· 0 1 2 а) телесные боли (не включая, головные)
· 0 1 2 б) головные боли
· 0 1 2 в) тошнота, недомогание
· 0 1 2 г) проблемы с глазами
· Опишите, пожалуйста___________________________________
· 0 1 2 д) сыпи или другие кожные заболевания
· 0 1 2 е) боли в животе или судороги
· 0 1 2 ж) отрыжка
· 0 1 2 з) другие физические проблемы
· Опишите, пожалуйста_____________________________________
· 0 1 2 43. Агрессивен, нападает на людей
· 0 1 2 44. Плохо учится
· 0 1 2 45. Плохо скоординирован, неуклюж
· 0 1 2 46. Предпочитает проводить время и играть с детьми более старшего возраста
· 0 1 2 47. Предпочитает проводить время и играть с детьми более младшего возраста
· 0 1 2 48. Отказывается разговаривать
· 0 1 2 49. Снова и снова повторяет одни и те же действия (Например, теребит пуговицу, проверяет, закрыты ли двери и т. п.)
· 0 1 2 50. Убегает из дома
· 0 1 2 51. Крикливый
· 0 1 2 52. Скрытен, держит все в себе
· 0 1 2 53. Видит что-то, что, кроме него, не видит никто
· 0 1 2 54. Стеснителен, легко смущается
· 0 1 2 55. Часто играет с огнем. Устраивает поджоги
· 0 1 2 56. Выставляет себя, паясничает
· 0 1 2 57. Застенчив или робок
· 0 1 2 58. Безучастно (с отсутствующим видом) смотрит куда-то или на что-то
· 0 1 2 59. Ворует в кругу семьи (у родителей или братьев и сестер)
· 0 1 2 60. Ворует вне дома
· 0 1 2 61. Ведет себя странно
· Опишите, пожалуйста________________________________________
· 0 1 2 62. Имеет странные идеи
· Опишите, пожалуйста__________________________________________
· 0 1 2 63. Упрям, угрюм, раздражителе
· 0 1 2 64. Внезапные перемены настроения
· 0 1 2 65. Дуется, обидчив
· 0 1 2 66. Подозрителен
· 0 1 2 67. Ругается матом, использует неприличные слова
· 0 1 2 68. Слишком разговорчив
· 0 1 2 69. Дразнится
· 0 1 2 70. Вспыльчив, легко выходит из себя
· 0 1 2 71. Слишком много думает о сексе
· 0 1 2 72. Угрожает людям
· 0 1 2 73. Прогуливает школу
· 0 1 2 74. Недостаточно активен и энергичен
· 0 1 2 75. Несчастлив, грустен, угнетен
· 0 1 2 76. Слишком шумный, говорит слишком громко
· 0 1 2 77. Употребляет спиртное или наркотики
· Опишите, пожалуйста__________________________________________
· 0 1 2 78. Сознательно ломает и портит вещи
· 0 1 2 79. Замкнут, не вступает в контакты с другими
· 0 1 2 80. Чем-то взволнован, обеспокоен
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.