Причины конфликтов между учителями и родителями

  • docx
  • 23.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Причины конфликтов между учителями и родителями.docx

Причины конфликтов между учителями и родителями и пути их разрешения

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом приблизиться к пониманию индивидуальных особенностей развития и способностей, формирования ценностных жизненных ориентиров, помочь в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.

Возникшие вопросы, проблемы и задачи учителя и родители должны решать сообща,  приходя к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединяя усилия для достижения взаимопонимания.

К сожалению, гармонии отношений добиться не всегда удается.

Казалось бы, родителям и учителям   делить нечего: и та и другая сторона действуют в интересах и во благо ребенка. Однако между учителями и родителями обучающихся может возникнуть недопонимание, которое иногда приводит к конфликтам. Поводы для конфликтов могут быть разные. Чаще всего они отражают отношение учителя к определенному ребенку, а родители могут иметь свое собственное, отличное от других мнение  по поводу организации учебно-воспитательного процесса в школе.

При этом, некоторые родители отвергают помощь школы, некоторые пассивно взирают на мучения своего ребенка или его учителя.

Одни постоянно скандалят с несговорчивым учителем, другие идут жаловаться директору школы или в управление образования.

 В основе возникающих конфликтов лежит неудовлетворенность родителей в области обучения и воспитания детей, организации учебно-воспитательного процесса, положением ребенка в системе внутри классных связей или отношением учителя к ребенку или родителям.

 

Перечень действий, которые могут спровоцировать создание конфликтной ситуации со стороны родителей:

проявления агрессии или антипатии родителей к учителю, родителей к другим родителям класса;

проявление недовольства руководством, построением образовательного процесса в классе;

постоянные придирки к деятельности учителя;

отрицательная оценка профессиональной деятельности учителя или общественной деятельности других родителей;

истерическое состояние родителей, чаще всего мам и бабушек;

активное навязывание своей точки зрения;

отказ от компромиссов, предлагаемых учителем или директором;

создание групп и коалиций, противоборствующих целям школы;

втягивание обучающихся и родителей в назревающий конфликт;

Справедливости ради надо сказать, что конфликтную ситуацию иногда создает и учитель. В этом случае его действия, ведущие к конфликту, могут быть следующими:

использование стиля руководства, неадекватного требованиям времени; игнорирование мнения родителей при решении насущных задач класса;

отсутствие интереса к личностям обучающихся и родителей;

использование внутришкольной информации во вред отдельным обучающимся  и родителям;

игнорирование интересов обучающихся и родителей;

неумелое решение вопросов индивидуального характера, касающихся взаимодействия родителей и учителя;

создание «свиты» в виде любимчиков из числа родителей, приближенных к учителю.

Если ситуация складывается зримо и появление конфликта не за горами, можно воспользоваться следующими рекомендациями предупреждения конфликта:

1. Рационально, с учетом индивидуальных особенностей школьников и их родителей, равномерно распределять участие родителей в делах класса.

2. Своевременно информировать родительскую общественность обо всех изменениях, касающихся жизни класса в целом и отдельных обучающихся.

3. Относиться к родителям  вежливо и терпимо.

4. Нельзя ставить в неловкое положение отдельного родителя перед другими родителями или обучающимися.

5. Учитель должен уметь выслушать собеседника, не перебивая, и вникнуть искренне в его проблемы.

6. Учитель должен подавать образец толерантности к родителям, мыслящим не так, как он.

7. Содействовать созданию творческой, теплой атмосферы в классе.

8. Четко и логично строить образовательный процесс в классе.

 Если конфликт уже возник,то для его разрешения:

* создайте атмосферу сотрудничества;

* переведите конфликт из эмоционального состояния в рациональное;

* учитывайте индивидуальные особенности детей и родителей участвующих в конфликте;

* найдите оптимальные способы управления конфликтом;

* Без амбиций относитесь к критическим замечаниям.

  • Говорите родителям об их ребёнке объективно и непредвзято.
  • Верьте в потенциальные возможности их ребёнка, даже если он неважно учится и ведёт себя.
  • Не сравнивайте его с другими детьми.

 

Психологические рекомендации

1.УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2. Помните, что для человека звук его имени является самым важным звуком в человеческой речи. Как можно чаще обращайтесь к другому человеку по имени.

3. Умейте четко и искренне признавать хорошее в других.

 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы,  дети и родители  будут дорожить вашими словами, помнить их.  

5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Какими бы путями ни решались конфликтные ситуации, какими бы благородными целями ни руководствовались их участники, они никогда не должны противоречить нормам педагогической этики и требованиям общественной морали.

Компромиссное решение – это самое гармоничное разрешение конфликта, то есть умение договориться друг с другом. Обе стороны в спокойном тоне приводят свои аргументы, факты, которые подтверждают их правоту. Затем каждый решает, на какие уступки он пойдет. И это всегда взаимные уступки. Нужно чем-то пожертвовать, чтобы что-то получить.

Важная роль в решении конфликтных ситуаций между учителем  и родителями принадлежит классному руководителю.

 Возникнет ли конфликт или же общение будет развиваться конструктивно –  во многом зависит от стратегии классного руководителя.

Родителей необходимо рассматривать как полноправных участников педагогического процесса, а не как палочку-выручалочку, о которой вспоминают тогда, когда педагоги не справляются с ситуацией.

Родителям можно раздать рекомендации в виде памятки

Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников.

Помните родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя.

Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка.

Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка.

Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях.

Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них.

Помните главный принцип совместной работы школы и семьи «Не навреди!»

Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет.

На заметку бабушке и дедушке

Подсказывайте своим детям, что лучше любое дело решить миром.

Старайтесь ходить в школу вместе с родителями внуков.

Поддерживайте желание родителей участвовать в делах класса.

Используйте свою мудрость в предупреждении назревающих конфликтов.

Старайтесь не участвовать в конфликте, даже если он инициирован вашей дочерью или зятем.

Уважаемые коллеги, чтобы избежать возникновения конфликтных ситуаций помните слова А. Сухомлинского: "Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам.

 Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения.

 

Педагог создает предпосылки к тому, чтобы обучающиеся самостоятельно определили предмет конфликта и постарались самостоятельно найти пути выхода из конфликтной ситуации.

Учитель должен дать возможность каждой стороне конфликта высказаться, внимательно выслушать каждого обучающегося, не реагировать на раздражение сторон участников конфликта.

Не стоит забывать и про правила педагогической этики педагог должен доброжелательно, тактично общаться с учащимися.

Если конфликт не удается разрешить педагогу, то возможно привлечь других специалистов школы. Возможно, обратиться к психологу за консультацией, социальному педагогу, если конфликт обострился и есть признаки агрессивного поведения.