Урок № ___ «ПРИЧИНЫ, ЦЕНА И ЗНАЧЕНИЕ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ»
11 класс Дата___________
Общие цели: охарактеризовать причины и значение Великой Победы.
Вспомогательные цели: назвать решения Потсдамской конференции, конференции «Большой Тройки»; высказать свою точку зрения на причины вступления СССР в войну с Японией.
Дополнительные цели: дать сравнительную характеристику и проанализировать соотношение сил СССР и Германии в разные периоды войны, объяснить причины изменений; основываясь на данных таблицы «Конференция "Большой Тройки"», проанализировать решения Потсдамской и Ялтинской конференций; участвовать в дискуссии о причинах вступления СССР в войну с Японией и трактовках этого события; определить решающую роль СССР в победе во Второй мировой войне.
Основные понятия и термины: Потсдамская конференция, репарации, Нюрнбергский процесс, Организация Объединенных Наций (ООН), Совет Безопасности ООН.
Важнейшие даты и события:
Апрель-август 1945 г. - международная конференция в Сан-Франциско.
1946 г. - Международные трибуналы в Нюрнберге и Токио.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Тест
П. Изучение нового материала.
План
1. Потсдамская конференция.
2. Окончание Второй мировой войны.
3. Причины Победы.
4. Цена Победы и итоги войны.
1. Потсдамская конференция.
Выступления обучающихся с подготовленными ранее сообщениями о решениях, итогах и значении Потсдамской конференции.
Обучающиеся заполняют таблицу «Конференции антигитлеровской коалиции».
Беседа по вопросам:
- Какие решения были приняты на конференции в Потсдаме?
- Кто принимал участие в конференции?
- Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям Потсдамской конференции?
- Сравните решения Потсдамской, Ялтинской и Тегеранской конференций.
2. Окончание Второй мировой войны.
Учитель рассказывает о ходе войны на Дальнем Востоке, обозначает цели СССР в войне с Японией, объясняет, почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией.
Задания обучающимся:
- объяснить, почему США решили использовать атомное оружие в ходе войны;
- высказать свою точку зрения о причинах вступления СССР в войну с Японией и высказать свое отношение к трактовкам этого события (новый этап Великой Отечественной войны или отдельная военная операция?).
3. Причины Победы.
Самостоятельное изучение обучающимися текста «Причины Победы» и определение причин победы СССР в Великой Отечественной войне.
- Обучающимся рекомендуется назвать, по их мнению, самую важную причину победы советского народа в Великой Отечественной войне.
- В чем проявилось духовное, моральное превосходство советского народа во Второй мировой войне?
4. Цена Победы и итоги войны.
Рекомендуется познакомить обучающихся с фрагментом исторического документа «Людские потери на советско-германском фронте в 1941-1945 гг.»2.
Организуется дискуссия о цене Великой Победы.
Вопрос обучающимся: разделяете ли вы позицию автора очень популярной в свое время песни о войне: «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим!»?
Свою точку зрения аргументируйте.
Далее обучающиеся с опорой на знания основной школы называют итоги Великой Отечественной войны:
• СССР спас человечество от фашизма.
• СССР отстоял свою независимость, идеологию.
• СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы.
• СССР достиг военного превосходства.
• Произошел расцвет стратегического таланта Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, А. М. Василевского, И. С. Конева.
• Возрос международный авторитет СССР: после войны 90 стран заключили дипломатические отношения с Советским Союзом. СССР вошел практически во все международные организации.
• В результате войны СССР укрепил свои границы.
В итоге изучения темы учитель подводит обучающихся к выводам:
• Победа досталась советскому народу благодаря огромным усилиям.
• Победа смогла оправдать многие действия государства по отношению к своим гражданам, которые прежде вызывали горечь и непонимание.
• Европейским странам был открыт путь для самостоятельного решения своей судьбы, для развития освободительного движения, в том числе и в странах «третьего мира».
• Совместными действиями лидеров антигитлеровской коалиции была создана Организация Объединенных наций (ООН), объявленная гарантом мира и защиты прав человека на Земле.
III.
Закрепление изученного материала.
- Что для вас является символом, условным образом Великой Отечественной войны?
Домашнее задание: § 27. Знать новые понятия, термины, даты и события. Написать эссе «История Великой Отечественной войны в истории моей семьи».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.