Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
дефектология
Детсад
09.03.2019
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы.Речевая патология является следствием повреждения периферических и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов. При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух. Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается нарушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания (голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, трахея, диафрагма).
конспект.docx
Причины первичных речевых нарушений.
Классификации речевых нарушений
Речь, являясь уникальной способностью, присущей только человеку,
связана с процессами мышления и обеспечивает общение с помощью того или
иного языка. Мозговая организация речевых функций стала предметом
разностороннего изучения клиницистов, нейрофизиологов и психологов
начиная с середины Х в. Первые сообщения о механизмах речи появились в
работах П. Брока (1861) К. Вернике (1873). Дальнейшее изучение участков
различных зон коры в обеспечении речевой деятельности дало возможность
считать, что моторные функции локализуются в задних отделах лобных
извилин левого полушария (у правшей) головного мозга (центр Брока), а
сенсорная сторона речи — в левой задней височной извилине (центр Вернике).
Организация речевой функции разносторонне освещена А. Р. Лурия в основах
нейропсихологии (1973).
Речевая патология является следствием повреждения периферических
и центральных отделов слухового, зрительного, двигательного анализаторов.
При повреждении периферических отделов слухового анализатора страдает
восприятие устной речи, что является причиной возникновения сенсорной
афазии (или алалии), при этом нарушается фонематический слух.
Повреждение различных отделов зрительного анализатора сопровождается
нарушением восприятия письменной речи. Нарушение моторных зон
двигательного анализатора приводит к недостаткам произношения, так как
страдают подвижные органы артикуляции (язык, губы, мягкое нёбо) и
статическое (твердое нёбо), а также органы голосообразования и дыхания
(голосовые связки, гортань, легкие, бронхи, трахея, диафрагма). Все
перечисленное в литературе часто обозначается как периферический отдел
речедвигательного анализатора.
Лингвистическая характеристика речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую
различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка,
направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь—
внешнее высказывание.
Импрессивная
(воспринимаемая) речь — это процесс понимания речи (устной или
письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов, восприятие
речевого сообщения—выделение информационных моментов—формирование во
внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.
В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой
деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и
письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной
речи и понимание письменной речи (чтение).
Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
1. фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
2. лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
3. мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
4. темпо-ритмическую (темп и ритм речи).
Устная речь может быть диалогической и монологической.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть
самостоятельной или под диктовку, и чтение.
В зависимости от выпадения того или иного компонента речи лингвистические нарушения
делятся на следующие.
1 1.Фонетические нарушения — неправильное произношение одного или группы звуков
(шипящих, свистящих, среднеи заднеязычных звуков; нарушения твердости — мягкости,
глухости — звонкости согласных звуков).
2.Лексикограмматические нарушения. Среди этих нарушений выделяют:
ограниченный словарный запас;
обедненная фраза;
неправильное согласование слов во фразе;
неправильное употребление предлогов, падежей; недоговаривания, перестановки.
3.Мелодикоинтонационные нарушения:
неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в
слове);
нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий,
сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный).
4.Темпоритмические нарушения:
ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре головного мозга процессов
возбуждения (тахилалия);
замедленный темп, с преобладанием процессов торможения (брадилалия);
прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скандирование звуков и слов,
запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера —
заикание).
5 Нарушения письменной речи:
неправильная перешифровка фонемы в графему; недописки; пропуски и смешение
письма:
букв в слове; несогласование и перестановки слов в предложении; выходы за строчку и др.
чтения:
замена и смешение звуков; побуквенное чтение; искажение звукослоговой
структуры слова; нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.
Клиническая характеристика речи
В детском возрасте в развитии речевых процессов значительную роль
играет правое полушарие. В настоящее время высказывается точка зрения,
что недостаточная осознанность и произвольность детской речи на ранних
этапах ее становления связана с активным участием в организации речевого
акта именно правого полушария. В формировании же сознательного и
произвольного применения речевых средств ведущая роль принадлежит
структурам доминантного по речи (обычно левого) полушария мозга (Э. Г.
Симерницкая, 1985).
Особенностью речевых нарушений в детском возрасте является их обратимость, что
связано с высокой пластичностью детского мозга.
Речевые нарушения, наблюдаемые в детском возрасте, могут быть
физиологического (связаны со сроками созревания периферических
центральных структур головного мозга) и патологического (болезненного)
характера.
Патологические нарушения речи в зависимости от локализации подразделяются на
центральные и периферические, а в зависимости от характера нарушения — на
органические и функциональные.
Клинические формы нарушений речи:
1) периферического характера:
механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными
нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия
(нарушение функции артикулирования — неправильные,
неточные движения
артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);
2 ринолалия — нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую
очередь — голоса, вызванное нарушением строения, артикуляционного аппарата в виде
расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого нёба.
Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только
через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях
нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях
носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке;
ринофония — нарушение тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи,
обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;
дисфония — расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового
аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы,
высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и
функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального и
периферического характера;
2) центрального характера:
дизартрия — нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, просодики,
голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при
дизартрии
нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, касаются также
лексикограмматической стороны и понимания речи;
алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения
речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития
ребенка (до формиро1ания речи). При моторной алалии трудности касаются развития
собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи.
При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной
степени понимание речи окружающих;
афазия — полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых
травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые
зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем
утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском
возрасте (до 5 — 7 лет) нарушения речи при поражениях мозга по типу афазий в основном
стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Л. С. Цветова, 1988);
дисграфия, или аграфия, — специфическое, соответственно частичное или полное
расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптикопространственных
образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо
может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга —
заднелобных, нижнетеменных, височных и (затылочных отделов;
дислексия (алексия) — стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном
теменновисочнозатылочной области головного мозга.
Педагогическая характеристика групп детей с недостатками
речи
Детей с однородными нарушениями речи можно объединить в группы, что представляется
удобным при проведении коррекционной работы.
Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:
I) фонетикофонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками
звукопроизношения: с функциональными и механическими дислалиями, ринолалиями,
легкими формами дизартрии);
2)общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико
грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития: сложными
3 формами дизартрии, алалиями, афазиями, дислексиями и алексиями, дисграфиями и
аграфиями);
3)недостатки мелодикоинтонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо
ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, тахилалией, брадилалией).
Причины возникновения речевых нарушений
Различные неблагоприятные воздействия на мозг во внутриутробном периоде развития, во
время родов, а также в первые годы жизни ребенка могут приводить к речевой патологии.
Структура и степень речевой недостаточности во многом зависят от локализации и
тяжести мозгового поражения, а эти факторы в свою очередь связаны со временем
патогенного влияния на мозг. При этом наиболее тяжелое поражение мозга возникает в
период раннего эмбриогенеза, на 3 — 4 мес. внутриутробной жизни, в период наиболее
интенсивной дифференцировки нервных клеток (Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова,
Т.Б.Филичева, 1990),
Среди причин, вызывающих недоразвитие мозга и приводящих к тяжелым нарушениям
речи, наиболее частыми являются инфекции и интоксикации матери во время
беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и
плода по резусфактору (резусконфликт) или по групповой принадлежности крови,
заболевания центральной нервной системы (нейроинфекции — менингиты, энцефалиты,
менингоэнцефалиты) и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
В происхождении моторной алалии исследователи (Г. В. Гуровец,
С.И.Маевская, 1985) выявляют преимущественное значение родовой черепно-
мозговой травмы и асфиксии новорожденных.
В работах Е.М. Мастюковой (1990) указывается, что употребление
алкоголя и никотина во время беременности также может привести к
нарушениям физического и нервно-психического развития ребенка, одним из
проявлений которых часто является общее недоразвитие речи. При
алкогольном синдроме плода дети рождаются с низкой массой тела, отстают
в физическом и психическом развитии. Общее недоразвитие речи у этих детей
сочетается с синдромами двигательной расторможенности, аффективной
возбудимости и с крайне низкой умственной работоспособностью.
В тех случаях, когда вредоносное воздействие на речевые зоны мозга
ребенка происходит в период, когда речь его уже сформировалась, может
иметь место распад речи — афазия.
Возникновение обратимых форм нарушений развития речи может быть связано с
неблагоприятными условиями окружения и воспитания. Психическая депривация в период
наиболее интенсивного формирования речи приводит к отставанию в ее развитии. Если
влияние этих факторов сочетается с негрубой церебральноорганической
недостаточностью или с генетической предрасположенностью, то нарушения речевого
развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития
речи.
Общее недоразвитие речи обычно является следствием резидульно-
органического поражения мозга (этим термином обозначайся состояния,
которые являются результатом законченного патологического процесса). Его
следует отличать от нарушений речевого развития при текущих нервно-
психических заболеваниях (эпилепсии, шизофрении и многих др.). По
сравнению с детьми с интеллектуальной недостаточностью у детей с
выраженной речевой патологией в основном наблюдаются остаточные
проявления органического поражения центральной нервной системы —
минимальная мозговая дисфункция (ММД).
Особое место в этиологии нарушений речи занимает так называемая перинатальная
энцефалопатия — поражение мозга, возникающее в период родов.
4 В зависимости от степени выраженности и локализации органической и
функциональной недостаточности центральной нервной системы при
нарушениях речи может наблюдаться:
локальный речевой дефект (недостаточность речевых зон коры {головного мозга), при
котором нарушения познавательной сферы вторичны;
сочетанный психоречевой дефект (недостаточность не только (речевых зон, но и височно
теменнозатылочных областей коры головного мозга), в структуру которого входят
нарушения как познавательной сферы, так и речи.
5
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Причины первичных речевых нарушений. Классификации речевых нарушений
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.