Приемы формирования научного мировоззрения у студентов в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла
Оценка 4.7

Приемы формирования научного мировоззрения у студентов в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла

Оценка 4.7
docx
20.12.2020
Приемы формирования научного мировоззрения у студентов  в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла
Публикация Балдычева О.А..docx

Департамент образования Вологодской области

Бюджетное профессиональное образовательное учреждения

Вологодской области

«Череповецкий химико-технологический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы формирования научного мировоззрения у студентов

в процессе преподавания дисциплин естественно-научного цикла

 

 

Автор: Балдычева Ольга Анатольевна, преподаватель физики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Череповец

2020 год

В системе естественнонаучного образования «Физика» как учебная дисциплина занимает важное место в формировании научного мировоззрения студентов и изучении методов научного познания окружающего мира, а также знакомстве с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека.

При освоении всех профессий и специальностей среднего профессионального образования технического профиля физика изучается, как профильная учебная дисциплина, которая создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, таких как материаловедение, техническая механика, электротехника, электроника и др. 

В процессе изучения физики у студентов формируются элементы общих и профессиональных компетенций. Согласно ФГОС СПО основными из них являются:

1.       Понимать сущность и значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

2.       Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество;

3.       Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Овладение данными компетенциями необходимо студенту для самореализации, эффективной профессиональной деятельности, взаимодействия с окружающими людьми и напрямую зависит от основных мировоззренческих ценностей будущего профессионала.

 Именно физика вооружает личность мировоззрением, формирует у обучающегося представления о современной научной картине мира, а также умения применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.

Материалы работы содержат методическую разработку мастер-класса для педагогов по теме: «От опыта к мировоззрению», проведенного на базе БПОУ ВО «Череповецкий химико-технологический колледж» г. Череповца.

Описанные в работе приемы формирования мировоззрения студентов основаны на закономерности обучения по Р. Карникау и Ф. Макэлроу, суть которой в том, что человек помнит:

    10% прочитанного;

    20% услышанного;

    30% увиденного;

    50% увиденного и услышанного;

    80% того, что сам объясняет;

    90% того, что сам сделал.

Если ученик прожил опыт самостоятельно, то он запомнит его и сможет рассказать о нем [5].

Материалы мастер-класса могут быть использованы не только преподавателями конкретной предметной области (физика), но широким кругом педагогов (биологии, химии, географии и др.); обозначенные идеи возможно творчески применить в преподавании любой дисциплины.

Содержащиеся в работе положения могут быть использованы и методистами образовательных учреждений системы начального, общего и профессионального образования, чьей целью является формирование и развитие у педагогов комплекса компетенций в области подготовки и проведения мастер-класса в образовательной сфере.

Цель мастер-класса: продемонстрировать отдельные методические приемы формирования мировоззрения студентов в процессе преподавания физики. 

Задачи:

1.             актуализировать вопрос формирования мировоззрения у обучающихся в процессе преподавания учебных дисциплин естественно-научного цикла;

2.             систематизировать знания педагогов в вопросах создания условий для формирования мировоззрения студентов в развивающей образовательной среде;

3.             создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой, способствовать формированию устойчивого интереса к рассматриваемой теме.

Тип занятия: мастер-класс.

Методы: наглядно-демонстративный, беседа, наблюдение, эксперимент.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.

Продолжительность занятия - 25 минут.

Материально-техническое обеспечение занятия:

1.            5 комплектов материалов и оборудования: стеклянная емкость с пробкой объемом 0,4 л, сода пищевая, бумажная салфетка, раствор лимонной кислоты, корпус ракеты;

2.            компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме мастер-класса в MC Power Point.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Технологическая карта мастер-класса

 

Этапы

Цель

Деятельность преподавателя

Деятельность участников

1. Организационный момент, 2 мин.

 

Мотивация к деятельности: формулировка темы, постановка цели мастер-класса.

Приветствие.

Предлагает участникам сформулировать тему мастер-класса. Для этого необходимо продолжить высказывание индийских мудрецов, выбрав ключевое слово из списка

понятий, представленных на слайде (Приложение 1).

Обобщая высказывания участников, формулирует тему и цель занятия.

Определяет эпиграф мастер-класса:

«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда»

(Китайская пословица)

Организуют свое рабочее пространство, настраиваются на активную работу на мастер-классе.

Определяют тему мастер-класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация и систематизация знаний, 5 мин.

Подготовить аудиторию к успешной реализации  основных задач мастер-класса.

Обозначает актуальность темы.

Вводит понятие мировоззрения, выделяет факторы, определяющие его формирование в процессе обучения.

Анализ представленной информации, отвечают и задают вопросы.

3. Основная часть,

5 мин.

 

Формирование устойчивого интереса к рассматриваемой теме.

 

Знакомит участников с путями формирования мировоззрения студента:

- первый путь – это усвоение чужих знаний.

Демонстрирует видеосюжет «Взлет ракеты» (Приложение 2).

Интересуется, есть ли у участников вопросы после просмотра?

 

 

 

Знакомит участников с путями формирования мировоззрения студента:

- второй путь – восприятие чужого опыта.

Демонстрирует опыт: «Запуск бумажной ракеты».

Интересуется, появились ли у участников вопросы?

Смотрят видеосюжет, задают вопросы.

Делают вывод: «Когда мы знакомим студентов с чужими знаниями, как правило, вопросов не возникает или их очень мало! Необходимо активизировать деятельность студентов, сделать так, чтобы студенты начали задавать вопросы, и вопросов было в 5, 10 раз больше».

 

Наблюдают опыт, задают вопросы по технике его проведения:

- Что за жидкость внутри сосуда?

- Что положили внутрь этой емкости?

- Какого веса должна быть ракета, чтобы она взлетела? и т.д.

Делают вывод: «Демонстрация опытов создает эмоциональный эффект и повышает интерес студентов к изучаемой теме».

4. Практическая часть: эксперименты по запуску бумажной ракеты, 10 мин.

 

Создание условий для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Демонстрация опыта – не конечный этап в формировании мировоззрения студента.

Конечно, обучающиеся захотят сделать опыт самостоятельно.

Двум участникам предлагается повторить опыт.

Для этого педагог организует условия для выполнения практического задания, отвечает на все вопросы участников, делиться с ними своим опытом, передает им свои знания, инструктирует по технике безопасности.

Далее знакомит участников с третьим (заключительным) путем формирования мировоззрения студента – передача собственного опыта.

Чтобы мировоззрение студента окончательно сформировалось, опыт должен стать его собственным, для этого нужно передать, транслировать опыт! Для этого студент должен объяснить его другим.

Приглашает еще двух участников, которые желают перенять опыт своих коллег.

Организует условия для выполнения опыта; наблюдает за действиями, координирует деятельность участников.

 

 

 

 

Участники анализируют полученную информацию, пробуют повторить опыт, предварительно ознакомившись с инструкцией по технике безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

Коллеги обмениваются опытом, объясняют, суть эксперимента, что необходимо сделать для его выполнения и что должно получится в итоге. После объяснения напарник самостоятельно выполняет опыт.

Происходит процесс трансляции опыта.

5. Подведение итогов. Рефлексия,

3 мин.

Анализ и оценка успешности достижения цели занятия.

Подводит итоги занятия.

Сегодня мы рассмотрели три пути формирования мировоззрения человека: первый – восприятие чужих знаний, второй – восприятие чужого опыта и третий – передача собственного опыта.

Спрашивает, какой из путей, наиболее эффективен?

Предлагает дать рефлексивную оценку занятию, выбрав нужное высказывание:

А – «Я бы хотел(а) использовать эти приемы в своей работе»

B – «Я считаю, что использование данных методических приемов даст положительные результаты в работе»
C – «Я считаю, что данные приемы бесполезны»

D –  «Я не вижу преимуществ использования данных приемов в процессе преподавания»
Голосование.

Благодарит за работу.

Отвечают на вопросы.

Делают вывод: «Только собственный опыт, его переживание и трансляция позволяют сформировать собственное мировоззрение не только нам, но нашим ученикам».

 

 

 

Соотносят результаты занятия с его целью.

Рефлексируют. Проводят самоанализ собственной деятельности: (обсуждают была ли для них работа на занятии актуальна, отмечают положительные (отрицательные) моменты занятия).

Благодарят и прощаются.

 

 

 

 

 

 

 


Таким образом, при проведении учебных занятий по дисциплине «Физика» необходимым условием формирования общих и профессиональных компетенций студентов является развитие научного мировоззрения у обучающихся.  Достичь этого можно, стимулируя познавательную активность студентов, посредством несложных физических опытов. В методической разработке описаны пути формирования мировоззрения студентов на уроках физики. Основной акцент сделан на передачу собственного опыта. Именно опыт, его переживание и трансляция являются одновременно источником знаний, методом обучения и средством активизации самостоятельной практической деятельности учащихся. Все способности человека развиваются в процессе деятельности, приобретения и передачи опыта. Использование данного методического приема на уроках физики позволяет обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; воплощать в жизнь научно-технические решения, подготовить студентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Список использованных источников

1.       Гусаков С.А. Формирование творческой личности на уроках физики в системе СПО с учетом требований ФГОС по физике. – г. Ростов-на-Дону/Россия, 2008. 28 с.

2.       Мощанский В. Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. – М.: Просвещение, 1989. – 192 с.

3.       Наумова О.Г. Развитие естественнонаучного мировоззрения студентов при изучении курса физики // Вестник. – 2008. – № 6. – С. 73-78.

4.       Неустроева О.И.  Формирование мировоззрения на уроках физики. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/511493/

5.       Проданова Н.В. Формирование научного мировоззрения у учащихся в инновационных образовательных учреждениях через внеурочные формы работы: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01/ Н.В. Проданова. – Саратов, 2003. – 23 c.

Приложение 1.

Задание для участников по определению темы мастер-класса

 

 

 

 

Приложение 2.

Актуализация знаний участников мастер-класса (видеосюжет «Взлет ракеты»)

 

 

 

 

Приложение 3.

Демонстрация опыта: «Запуск бумажной ракеты»

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Департамент образования Вологодской области

Департамент образования Вологодской области

В системе естественнонаучного образования «Физика» как учебная дисциплина занимает важное место в формировании научного мировоззрения студентов и изучении методов научного познания окружающего мира, а также…

В системе естественнонаучного образования «Физика» как учебная дисциплина занимает важное место в формировании научного мировоззрения студентов и изучении методов научного познания окружающего мира, а также…

От опыта к мировоззрению», п роведенного на базе

От опыта к мировоззрению», п роведенного на базе

Тип занятия: мастер-класс.

Тип занятия: мастер-класс.

Технологическая карта мастер-класса

Технологическая карта мастер-класса

Знакомит участников с путями формирования мировоззрения студента: - второй путь – восприятие чужого опыта

Знакомит участников с путями формирования мировоззрения студента: - второй путь – восприятие чужого опыта

Практическая часть: эксперименты по запуску бумажной ракеты, 10 мин

Практическая часть: эксперименты по запуску бумажной ракеты, 10 мин

Таким образом, при проведении учебных занятий по дисциплине «Физика» необходимым условием формирования общих и профессиональных компетенций студентов является развитие научного мировоззрения у обучающихся

Таким образом, при проведении учебных занятий по дисциплине «Физика» необходимым условием формирования общих и профессиональных компетенций студентов является развитие научного мировоззрения у обучающихся

Приложение 1. Задание для участников по определению темы мастер-класса

Приложение 1. Задание для участников по определению темы мастер-класса

Приложение 3. Демонстрация опыта: «Запуск бумажной ракеты»

Приложение 3. Демонстрация опыта: «Запуск бумажной ракеты»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2020