Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Нам необходимо воспитать грамотного читателя. Одним из путей развития читательской грамотности является обучению смысловому чтению.
1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.
2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.
Экранная зависимость приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии…
3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.
4. Необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.
Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто
прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на
содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения
образовательной программы основного общего образования, а также является
универсальным учебным действием. Составляющие смыслового чтения входят в
структуру всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД – входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД – принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря;
· в коммуникативные УУД – умение организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Смысловое
чтение – явление сложное.
Он складывается из двух сторон: смысловой и технической.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
— способ чтения,
— темп чтения,
— правильность чтения,
— выразительность.
Смысловая:
понимание содержания и смысла читаемого.
Техническая:
— способ чтения,
— темп чтения,
— правильность чтения,
— выразительность.
— Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация
Изучающее — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
Рефлексивное — самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.
Работу по формированию умений и навыков смыслового чтения необходимо проводить в системе, усложняя приемы и способы чтения и обработки информации от класса к классу. Какие основные этапы нельзя пропускать? Качества навыка чтения: • правильность
• беглость
• сознательность
• выразительность.
Этапы становления навыка чтения
Аналитический этап
Цель аналитического чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение.
Все три компонента (восприятие, произнесение и осмысление) обучения чтению разорваны между собой – признак его - это слоговое чтение. Обычно происходит на этапе обучения грамоте.
Синтетический этап
Цель синтетического чтения – выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом решил их.
На этом этапе ребёнок начинает читать целыми словами.
Главным признаком перехода на этот этап является наличие при чтении интонирования.
Обычно это происходит на втором году обучения в начальной школе.
Этап автоматизации
Цель – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Техника чтения доведена до автоматизма и не осознаётся чтецом.
На этом этапе дети имеют самостоятельную эмоциональную реакцию на прочитанное произведение, есть желание поделиться впечатлениями без дополнительных вопросов учителя, самостоятельно обсудить прочитанное.
Приёмы реализации
— Обязательные ежедневные упражнения в чтении;
— Индивидуальный, с учётом психологических особенностей ребёнка, отбор текстов;
— Систематичная работа учителя по предупреждению ошибок при чтении детей, а также система их исправления;
Специально организованное чтение про себя (шёпотом, беззвучное), которое может быть организованно не ранее, чем с третьего класса, так как это совершенно иная информация, передаваемая на зрительный анализатор, что происходит совершенно иначе.
— Работа над правильностью и беглостью чтения
— Использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;
Применение при чтении художественных произведений принципа многочтения
Этапы работы с текстом.
I этап. Работа с текстом до чтения
1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения
Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
3. Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
4. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.
5. Выразительное чтение.
III этап. Работа с текстом после чтения
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
4. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).
Смысловое чтение
представляет собой комплексное УУД, состоящее из:
— осмысления цели чтения (для чего?),
— умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),
— умения определять основную и второстепенную информацию.
— умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,
— умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста.
Методические приемы
развития смыслового чтения
• «Составление вопросов к тексту»
• «Читаем и спрашиваем»
• «Составление краткой записи»
• «Дневник двойных записей»
• «Чтение с пометками . Инсерт»
• «Ассоциативный куст»
• «Ромашка Блума»
• «Приём тонких и толстых вопросов»
• «Чтение с остановками»
• «Таблица ЗХУ»
• «Дерево предсказаний»
В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом.
Хочется отметить, что обучение чтению должно быть максимально приближено к условиям реальной жизни, в которых обучающимся могут понадобиться данные умения. Чтение информативных текстов научно-популярного и общественно-политического характера, таких как: страничка в Интернете, статья в газете, доклад на научной конференции, как правило, начинается с ознакомления с их общим содержанием. Для того чтобы определить основную идею текста, читателю необходимо применить умение ознакомительного чтения (просмотровое чтение).
Часто в повседневной жизни нам важно получить подробную информацию об интересующем нас явлении или событии, что требует владения умением читать с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение). Обычно, таким образом, мы читаем художественную литературу (рассказы, стихи, сказки и т.п.), научно-популярные статьи, инструкции, рецепты, письма и т.п. Данный вид предполагает, что читатель может остановиться на заинтересовавших его отрывках, перечитать и проанализировать их, сделать вывод.
Умение поискового чтения в реальной жизни мы используем, когда просматриваем телевизионную программу или рекламный проспект, знакомимся с меню, оглавлением книги, ищем незнакомое слово в словаре, номер телефона в справочнике, товар в каталоге, информацию о прибытии поезда на табло железнодорожного вокзала и т.п.
Некоторые из существующих приёмов работы при обучении различным видам чтения я использую в работе с учащимися начальных классов:
вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации;
1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока .
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы |
«Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? |
Кто..? Что…? Когда…? |
2. Приём
«Составление краткой записи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные
вопросы, вести обсуждение в группе.
3. Приём «Составление вопросов к тексту»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте, формулировка вопросов к тексту, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
4.
Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение
самостоятельно
работать с печатной
информацией, формулировать вопросы, работать в парах
5. Приём «Учимся
задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть
типов вопросов. Простые вопросы.
Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую
информацию. Применяю на традиционных формах контроля: на зачетах, при
использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что
бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев
оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
6. Приём «Тетрадь
с печатной основой»
Часто применяется для структурирования и преобразования информации текста
учебника при выполнении заданий
7. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается
в увлекательное путешествие.
1. Чтение
индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) |
Узнал новое (+) |
Думал иначе (–) |
Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
8. Приём
«Кластер»
Кластеры использую для структуризации и систематизации материала. Кластер –
способ графической организации учебного материала, суть которой заключается в
том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея,
тема), а по сторонам от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные.
Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема
урока) выписать ключевые, по их мнению понятия, выражения, формулы. А затем
вместе в ходе беседы или ребята работая в парах, группах наполняют эти ключевые
понятия, выражения, формулы необходимой информацией.
9. Приём
«Ключевые слова»
Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого
понятия.
10. Приём
«Верные и неверные утверждения»
Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся
и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро
включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы
урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать
информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое
отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
11. Приём
«Верите ли вы…»
Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать
положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
12. Приём
«Синквейн»
Развивает умение учащихся выделять
ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать
полученные знания и проявлять творческие способности.
Структура синквейна:
Существительное (тема).
Два прилагательных (описание).
Три глагола (действие).
Фраза из четырех слов (описание).
Существительное (перефразировка темы).
Смысловое чтение, как универсальное действие формируется благодаря использованию учителем следующих технологий, форм работы:
· технологии проблемного обучения;
· интерактивных технологий;
· технологии критического мышления.
Учитывая стратегии современных подходов к чтению, можно порекомендовать учителям следующее:
· выбирать наиболее рациональные виды чтения для усвоения учащимися нового материала;
· формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения нестандартных форм и методов работы с текстом;
· определять характер деятельности различных групп учащихся при работе с учебником;
· предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных видах учебной деятельности;
· повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере их продвижения вперед;
· организовывать различные виды деятельности учащихся с целью развития у них творческого мышления;
· обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах деятельности.
Очевидно, что вышеуказанные приёмы работы могут быть широко использованы для развития смыслового чтения младших школьников. На уроках литературного чтения в начальных классах необходимо чаще создавать условия для формирования у младших школьников навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.
Наблюдения педагогов и психологов показывают, что ребёнок быстрее овладеет навыками смыслового чтения, если имеет дело с волнующими, интересными для него произведениями.
Полноценное освоение художественного текста предполагает овладение навыком, культурой чтения. Понятие «техника чтения» должно предполагать спокойное, осмысленное чтение. Скорочтение противопоказано общению с художественной литературой.
Формированию читательского кругозора и приобретению опыта самостоятельной читательской деятельности, умения работать с художественными, научно-популярными текстами способствуют уроки внеклассного чтения. Интерес к нему стимулируется включением в программу фрагментов (глав) отдельных произведений. Это способствует пробуждению желания прочитать их полностью.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
Применение технологии Развития критического мышления через чтение и письмо даёт детям чёткий алгоритм работы с любым научно-познавательным текстом, повышает социальную ответственность, способствует развитию мышления и творчества. Создает условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего. Дает право на риск, на ошибку. Разрешает размышления. Воспитывает уважение к окружающим. Подчёркивает ценность опыта каждого. По- новому учит работать с информацией, формируя информационную компетентность учащихся.
Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью и очевидно, что все методы и приемы РКМ дают возможность:
· Развивать и совершенствовать творческий потенциал учащихся;
· Повышать познавательное отношение к прочитанному;
· Развивать положительное отношение к заданиям творческого и проблемного характера.
Все эти приемы и методы РКМ учат учащихся рефлексировать свою деятельность и развивать коммуникативную культуру.
Используя некоторые методы и приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо, я смогла добиться следующих результатов:
1) Изменила отношение детей к учёбе.
2) Изменила у учащихся отношения к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе работы над художественным текстом.
3) Мотивирую учащихся к дальнейшей деятельности.
4) Создаю атмосферу доверия, сотрудничества в системе „учитель – ученик - класс”.
5) Вырабатываю осознанное отношение к индивидуальной, групповой и коллективной деятельности.
Итак, в данной технологии меняются роли педагогов и обучающихся. Учащиеся не слушают пассивно, а становятся главными действующими лицами учебного процесса.
Теоретически все просто, а на практике существуют определенные трудности: приходится тратить значительно больше времени на подготовку; нет никаких готовых методических разработок; не на каждом уроке технология применима. Но при этом открывается огромное поле деятельности для творческой работы учителя и обучающихся.
СЛАЙД 12
В заключение хотелось бы сказать, что использование приёмов технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе позволяет повысить интерес к изучаемому материалу, повышается эффективность восприятия информации, ученики учатся работать в сотрудничестве с другими. Все это способствует формированию совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», что является задачей современной системы образования.
• Результаты работы
• Изменилось отношение детей к урокам литературного чтения, русского языка, окружающего мира.
• Изменилось отношение к собственным ошибкам и затруднениям, возникающим в ходе учебной деятельности.
• Изменилось отношение учеников к индивидуальной, групповой и коллективной работе.
• Повысился уровень интеллектуальных способностей учащихся.
• Формируется умение высказываться логично, задавать вопросы.
• Повысились активность детей на уроках, оживился интерес учащихся к познанию.
Рефлексия.
У вас на столах лежат цветочки . Возьмите их в руки. И прикрепите туда, куда считаете нужным.
Если вы сегодня на семинаре вспомнили, что уже, знали прикрепите красный цветок сюда,
Запомнили…синий
Будете применять в своей практике….белый
А закончить своё выступление я бы хотела стихотворением:
Трепетно, нежно, заботливо, ласково,
С каждым ребёнком с открытой душой,
Всё, что умеем, знаем и можем,
Просто отдали и в сердце большом
Место найдётся для каждого школьника.
Каждого нужно увидеть, раскрыть,
Всем нам желаю всего наилучшего,
Чтобы всегда нам хотелось учить.
1. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. – М.: МГУ, 1985.
2. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Изд. «Аркти», Москва, 1999.
3. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Как научить ребёнка писать сочинение. – М.: Астрель, 2002.
4. ФГОС. Литературное чтение. Рабочая программа по учебнику Э.Э. Кац. О.В. Архарова.- Волгоград: Учитель, 2014.
1.
Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа;
«толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Т «Толстые» вопросы |
«Т «Тонкие» вопросы |
Об Объясните почему….? |
Кт Кто..? Что…? Когда…? |
5. Приём «Учимся
задавать вопросы разных типов» – « Ромашка Блума»
Шесть лепестков – шесть
типов вопросов. Простые вопросы. Отвечая на них, нужно
назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Применяю на
традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических
диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие
вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что
бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
7. Приём «Инсерт»
Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения.
Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается
в увлекательное путешествие.
1. Чтение
индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
У Уже знал (V) |
Уз Узнал новое (+) |
Ду Думал иначе (–) |
Ес Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое.
Задания для группы.
1.Подберите текст, для которого один из предложенных приемов наиболее актуален.
Найдите самый лучший прием. Приведите доказательство вашего выбора.
2.Представьте работу с текстом, используя выбранный вами прием.
3. Заполните таблицу, уже сейчас. Соотнесите приемы по формированию смыслового чтения с литературными жанрами.
Задания для группы.
1.Подберите текст, для которого один из предложенных приемов наиболее актуален.
Найдите самый лучший прием. Приведите доказательство вашего выбора.
2.Представьте работу с текстом, используя выбранный вами прием.
3. Заполните таблицу, уже сейчас. Соотнесите приемы по формированию смыслового чтения с литературными жанрами.
Задания для группы.
1.Подберите текст, для которого один из предложенных приемов наиболее актуален.
Найдите самый лучший прием. Приведите доказательство вашего выбора.
2.Представьте работу с текстом, используя выбранный вами прием.
3. Заполните таблицу, уже сейчас. Соотнесите приемы по формированию смыслового чтения с литературными жанрами.
Задания для группы.
1.Подберите текст, для которого один из предложенных приемов наиболее актуален.
Найдите самый лучший прием. Приведите доказательство вашего выбора.
2.Представьте работу с текстом, используя выбранный вами прием.
3. Заполните таблицу, уже сейчас. Соотнесите приемы по формированию смыслового чтения с литературными жанрами.
Задания для группы.
1.Подберите текст, для которого один из предложенных приемов наиболее актуален.
Найдите самый лучший прием. Приведите доказательство вашего выбора.
2.Представьте работу с текстом, используя выбранный вами прием.
3. Заполните таблицу, уже сейчас. Соотнесите приемы по формированию смыслового чтения с литературными жанрами.
Таблица. Взаимосвязь приемов по формированию смыслового чтения с литературными жанрами, изучаемыми в начальной школе.
Прием |
Жанр |
Ромашка Блума |
|
Инсерт |
|
Толстые и тонкие вопросы |
|
Жанры: стихотворение, былина, миф, пьеса, повесть, сказка, рассказ, басня, легенда.
Таблица. Взаимосвязь приемов по формированию смыслового чтения с литературными жанрами, изучаемыми в начальной школе.
Прием |
Жанр |
Ромашка Блума |
|
Инсерт |
|
Толстые и тонкие вопросы |
|
Жанры: стихотворение, былина, миф, пьеса, повесть, сказка, рассказ, басня, легенда.
Таблица. Взаимосвязь приемов по формированию смыслового чтения с литературными жанрами, изучаемыми в начальной школе.
Прием |
Жанр |
Ромашка Блума |
|
Инсерт |
|
Толстые и тонкие вопросы |
|
Жанры: стихотворение, былина, миф, пьеса, повесть, сказка, рассказ, басня, легенда.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
Анкета.
1.Считаете ли вы тему семинара актуальной? Да, нет, не совсем.
2.Считаете ли вы сегодняшний семинар полезным? Да, не, не совсем.
3.Ваши предложения и пожелания коллегам.
У Уже знал (V) |
Уз Узнал новое (+) |
Ду Думал иначе (–) |
Ес Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
У Уже знал (V) |
Уз Узнал новое (+) |
Ду Думал иначе (–) |
Ес Есть вопросы (?) |
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.