Приемы обучения грамматики на уроках английского языка

  • docx
  • 21.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Приемы обучения грамматики на уроках английского языка.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«КУПИНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приемы обучения грамматики на уроках английского языка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Преподаватель

иностранного  языка

Щедрова М.В.

 

 

 

 

Купино

2025

 

 

 

1. Обучение грамматике — один из важнейших аспектов обучения иностранному языку, так как полноценная коммуникация не может происходить при отсутствии грамматики. Нет сомнения, что знание грамматических правил необходимо для успешного владения языком.

Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их, учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Авторы школьных  учебников предлагают различные комплексы упражнений для более успешного усвоения учащимися грамматический явлений, но на практике мы часто сталкиваемся с тем, что каждый педагог разрабатывает дополнительные упражнения, задания, использует игровые моменты, придумывает дополнительные схемы, чтобы доступнее объяснить грамматическое правило, а затем и закрепить полученные детьми знания.

2. Начало урока является одним из его важных этапов, во многом определяет успех всего урока. Как говорят англичане: A good beginning makes a good ending.
Задача учителя на этом этапе – сразу ввести учеников в атмосферу иностранного языка, заменяя формальный оргмомент речевой зарядкой в форме диалога.
Регулярное, целенаправленное проведение речевой зарядки без особых усилий и больших затрат времени позволяет:

ü  Повторить и прочно усвоить лексику, связанную с календарем, школьной жизнью, погодой и т.д.

ü  Закрепить в памяти школьников новые грамматические структуры и речевые обороты, которые еще недостаточно прочно усвоены в процессе работы с учебником;

ü  Лучше овладеть навыком диалога, умением задавать общие и специальные вопросы, кратко и лаконично отвечать на них.

ü  Связать вводную беседу с основным этапом урока, стремясь логически перейти к обучающему этапу.

ü   

Речевая зарядка для повторения Present Simple, modal verbs, лексический материал по теме «Режим дня»

1. How many lessons do you have today?
2. When do you usually come home?
3. What do you usually do in the afternoon?
4. Do you like to watch TV?
5. What sports can you play?
6. Do you like to read books?
7. You like to play computer games, don’t you?
8. Are you a football or a basketball player?

 

Речевая зарядка для повторения Present Simple, лексический материал по теме «Food»

1.      Do you have hot or cold breakfast?

2.      Do you like sandwiches for breakfast?

3.      Do you like ham or cheese sandwiches?

4.      What do you like to eat for breakfast?

5.      Do you like tea for breakfast?

6.      Do you like milk?

7.      Who makes breakfast in your family?

8.      Can you make breakfast for your family?

 

Речевая зарядка для повторения видовременных форм глагола, лексический материал по теме «Summer»

1.      Do you like to swim?

2.      Where did you spend your summer holidays?

3.      Are you going to have a holiday there next year?

4.      What will you do at the seaside first of all?

5.      What was the best moment of your holiday?

 

Речевая зарядка для повторения разделительного вопроса, лексический материал по теме «Countries and languages»

Answer the questions:

1.      In America they speak English, don’t they?

2.      In Russia they speak Russian, don’t they?

3.      In Italy they speak Spanish, do they?

4.      In Chine they speak Chinese, don’t they?

5.      People from Berlin speak French, don’t they?

 

Sport. Present Simple.

Make up short dialogues:

Card 1:

1.      Do you do morning exercises every day?

2.      Do you like to walk?

3.      How much time do you spend in front of the TV?

 

Card 2:

1.      Do you like sports? What sport do you like?

2.      Do you do morning exercises every day?

3.      Do you spend a lot of time in front of the computer?

 

3. Технология интерактивного обучения основана на использовании различных методических стратегий и приёмов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе, в парах с целью решения коммуникативных задач.

Одна из современных технологий обучения английскому языку — обучение в сотрудничестве (cooperative learning). Идея обучения в группах относится к 1920-м годам, но разработка технологии совместного обучения в малых группах началась лишь в 1970-е годы. Главная идея обучения
в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе. На современном этапе существует несколько вариантов и форм метода обучения в сотрудничестве: student team learning (обучение в команде), jigsaw («ажурная пила»), learning together (учимся вместе), исследовательская работа учащихся в группах.

Более подробно остановимся на jigsaw, так как при изучении лексического и грамматического материала я часто использую эти варианты.

 

 

 

Jigsaw («ажурная пила»)

Учащиеся объединяются в группы  для работы над учебным материалом, который разбит на логические и смысловые блоки. Вся команда может работать над одним и тем же материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится в ней экспертом.

Так, например, при изучении грамматической структуры  Present Perfect я предлагаю учащимся заполнить таблицу с графами:

 

Present Perfect

positive

 

negative

 

yes/no

 

wh-?

 

Who?

 

 

При систематизации знаний  грамматического времени Present Perfect я предлагаю учащимся заполнить таблицу с графами: случаи употребления, форма данного времени, «указательные слова».
http://iyazyki.ru/wp-content/uploads/2012/04/%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BF%D1%81%D0%B51.jpg
Класс делится на три группы. Каждая команда выполняет свою функцию.
В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изученной теме.

 

При повторении грамматического материала по теме Passive Voice можно предложить заполнить следующую таблицу:

Present Simple

am/is/are V3,ed

Present Progressive

am/is/are being V3,ed

Present Perfect

have/has  been V3,ed

Past Simple

was/were V3,ed

Future Simple

shall/will be V3,ed

always

often

sometimes   usually every day

now

right now

at this moment 

just  

already

today 

this week

yesterday last week

a month ago on Sunday

in 2008

tomorrow next week next year

in a week

 

Следует отметить, что в учебно-методических комплексах по  английскому языку, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, в полной мере рассматривается теоретический материал, необходимый для усвоения предусмотренных программой грамматических правил и понятий, а также предлагается большое количество упражнений для их отработки. Но учитель часто сталкивается с проблемой разобщения между знанием учащимися грамматических правил и неумением применять их при аудировании, говорении, чтении и письме.

 Поэтому хочу представить специальные алгоритмы-действия (информационно-коммуникационные схемы) – для изучения наиболее сложных грамматических тем в курсе английского языка.

 

 

 

 

 

Выберите правильную форму глагола в страдательном залоге:

Yesterday I (to ask) to write an article.

A) Has asked

B) Is asked     

C) Was asked

D) Was ask    

E) Am asked

Алгоритм

  1. Обратите внимание на глагол ( он должен стоять в 3 форме)
  2. Определите время глагола по наречию или обстоятельству времени
  3. Определите в каком числе стоит подлежащее
  4. Отбросьте неправильные варианты
  5.  

Fill in the gaps and complete the sentences.

Use there is, there are, there was, there were.

Pay attention to word order.

1.    ... a lot of people in the theatre yesterday.


Алгоритм

      1. Определите время глагола по наречию или обстоятельству времени (yesterdayPast Simple)
      2. Определить число (people – множественное)
      3. Определите вид предложения (утвердительное)

 

Передайте предложение в косвенной речи:

The teacher asks: "What is the date today?"

A)    The teacher wonders what date is today.

B)    The teacher wonders what is the date today.

C)    The teacher wonders if the date is today.

D)    The teacher wonders what today is the date.

E)     The teacher wonders what date.

 

Алгоритм.

  1. Определить время главного предложения. (глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм настоящего времени — глагол-сказуемое придаточного предложения не изменяется)
  2. Определите тип предложения. (специальный вопрос – прямой порядок слов)

 

Read the sentences and turn them in the indirect form.

  Ralph said, "We have been in the mountains this summer.“

 

Алгоритм.

  1. Определить время главного предложения. (глагол-сказуемое главного предложения стоит в одной из форм прошедшего времени — глагол-сказуемое придаточного предложения тоже стоит в одной из форм прошедшего времени)
  1. Найти глагол-сказуемое придаточного предложения, изменить согласно таблице изменений формы глаголов при переводе прямой речи в косвенную

Present Perfect have – Past Perfect had

  1. Определите тип предложения. (утвердительное – that)
  2. измененить указательное местоимение или наречие при переводе прямой речи в косвенную we- they, thisthat

 

 

 

Неоспоримым является факт, что любой теоретический материал запоминается успешнее, если он логически организован. В данных же алгоритмах грамматические темы представлены в виде структурных схем. Это, с одной стороны, позволяет учителю создать условия для реализации принципов развивающего обучения, способствующих самоорганизации учащихся в учебном процессе, с другой стороны, нацеливает учащихся на более чёткое понимание закономерностей грамматики английского языка.

 

4. Игры, пословицы, поговорки на уроках английского языка как один из способов обучения грамматике.                                                                               

Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и творческим. Они дают возможность создать атмосферу увлеченности и снимают усталость у детей. В любой вид деятельности на уроке иностранного языка можно внести элементы игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму.

Возьмем для примера разучивание стихотворений, тренирующих грамматические формы .

Можно написать стихотворение на доске, поработать с ним, а затем попросить ребят выучить его наизусть. Но будет гораздо интереснее, если учитель организует соревнование. Можно использовать принцип эстафетной палочки. Учитель вручает ее ученику, и тот читает стихотворение наизусть, затем передает эстафету товарищу.

Атмосфера соревнования активизирует память детей.

 

 

Вряд ли можно построить обучение грамматике полностью на материале пословиц и поговорок, но представляется целесообразным их использование для иллюстрации грамматических явлений и закрепления их в речи.

Процесс освоения степеней сравнения прилагательных не представляет сложности, если материал предлагается по возможности в виде пословиц и поговорок. Например:

Better late than never.

The best fish swim in the bottom.

The least said, the soonest mended.

Также можно использовать пословицы и поговорки при изучении модальных глаголов:

Never put off till tomorrow what you can do today.

When pigs can fly.

You can't eat your cake and have it;

артиклей:

An apple a day keeps a doctor away.

A man can die but once.

A friend in need is a friend indeed.

The devil is not so black as he is painted.

A wise man changes his mind, a fool never will.

 

Следующее что нужно учесть – это разнообразие заданий. Все задания, которые даются учащимся, должны быть внимательно и тщательно отобраны учителем. Выполнение однотипных заданий быстро утомляет учащихся, и они теряют интерес к их выполнению.

Не менее важное в грамматике – это наглядность. Детям необходимо иметь перед собой наглядный пример или правило, которое быстро укладывается в уме учащегося.

Игры также должны присутствовать на занятиях. Так называемые игровые задания помогают детям расслабиться и при этом, каждое такое задание может иметь четкую цель.

Также здесь необходимо подумать о самом уроке, то есть о его первой и основной части – Presentation. Только хорошо продуманная презентация нового материала не оттолкнет ребенка, а наоборот вовлечет его в дальнейшее изучение грамматики.

Метод проектов. Один из самых популярных методов, который применяется в современных общеобразовательных школах США. Суть его заключается в том, что Вы на практике применяете изученный материал. Допустим, тема Вашего урока – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ФИЛЬМ. Метод проектов хорош тем, что Вы работаете над теми же задачами, с которыми сталкиваетесь в жизни. Качество изучения языка при этом гораздо выше, чем при использовании других подходов.

 

Заключение

 

В современной методике существует несколько различных понятий термина «грамматика».

1.            Грамматику – это способ постановки слов с целью получения правильного предложения. Это - упрощенное определение.

2.            Грамматика – это строй языка и наука об этом строе.

3.            Грамматика является структурой языка и превращает его в речь.

Усвоение грамматики невозможно без изучения грамматической структуры, грамматического значения этой структуры, а также формирования грамматического навыка.

В методике преподавания иностранных языков выделяются различные подходы к обучению.

В настоящее время не существует единого подхода к обучению иностранному языку. Все подходы имеют свои положительные и отрицательные черты и взаимно дополняют друг друга в процессе обучения.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru