Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе
Оценка 4.6

Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
чтение
7 кл—11 кл
23.12.2020
Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе
Продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
Приемы продуктивного чтения.docx

Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам.

Формирование навыка смыслового чтения при обучении младших школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Чтобы построить математическую модель задачи, ученик должен внимательно прочитать текст, вычленить в нём условие и вопрос, выявить зависимости между данными и искомыми.

Начиная работу в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи.  Они затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.

В приёмах смыслового чтения на уроках математики, как и на уроках литературного чтения можно выделить три основных этапа:

1.Подготовительный этап.

2.Осознание текста.

3.Поиск пути решения.

Задача учителя организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.

Приведём примеры учебных заданий по математике, работа с которыми позволяет решать не только образовательные задачи учебного предмета, но и способствует достижению метапредметного результата обучения - формированию навыка смыслового чтения.

            Такой приём как Антиципация может быть началом урока открытия новых знаний.  Например, в начале изучения темы «Углы» предлагаю учащимся поиграть в игру «Верю - не верю»: Прошу установить, верны ли утверждения:

·                     Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.

·                     Угол – это геометрическая фигура.

·                     Угол состоит из двух пресекающихся прямых.

·                     Бывают углы остроумные и тупые.

·                     Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.

·                     Бывает угол прямой.

·                     Угол может быть тощим.

·                     Острый угол – это угол, о который можно уколоться.

После знакомства с основной информацией (текст учебника, практическая работа,)  возвращаемся к данным утверждениям, и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Рассмотрим более подробно продуктивные виды работ над простыми задачами.

- От мотка проволоки отрезали 8 м, в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?

- О чём говориться в задаче?

- Что известно?

- Что нужно найти?

- Представьте себе моток проволоки. Что с ним сделали? (отрезали 8 м).

- Как отрезали кусок проволоки? (проволоку резали ножницами по металлу).

- Что мы знаем об оставшемся мотке? (длина проволоки в нём 7м)

- Что нам нужно найти? (сколько проволоки было в мотке до того, как от него отрезали часть проволоки).

- На доске 3 схемы к этой задаче. Выберите верную и объясните правильность своего решения.

- Каким действием будем решать задачу?

- Назовите ответ задачи. (в мотке 15 м проволоки)

В данном фрагменте применяется такой продуктивный приём, как выбор схемы. Этот приём положительно влияет на развитие логического мышления: выбирая схему, дети анализируют все предполагаемые схемы и условие задачи.

 

- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче? (2)

 

Прием решения обратной задачи является эффективным для развития логического мышления, так как в процессе составления обратной задачи учащиеся анализируют данные и искомое исходной задачи, синтетическим путем подставляют полученное числовое значение вместо искомого, а одно из данных ставят на его место.

 

Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть. Как будет выглядеть ваша задача?

От мотка проволоки отрезали длинный кусок 8 м и короткий 3 м. После этого в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?

-Изменилось ли условие задачи?

- Изменится ли действие задачи? (нет)

- А ответ? (да)

- Почему? (добавили ещё данных)

 

Прием «Работа с избыточными данными и недостающими данными».

Однажды на рассвете в ясное июльское утро Маша с папой взяли большие плетеные корзины и отправились в лес по грибы. В лесу было тихо и сумрачно, только кое – где солнечные лучи прорывались сквозь листву. Долго Маша с папой бродили по лесу, срезали найденные грибы. Набрали полные корзины. Стала Маша перебирать грибы, раскладывать их по сортам. «Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?»

Дети находят лишние слова. Каждое предложение детей обсуждается и доказывается. В результате получается текст задачи.

 

Это направление в работе с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющего текста и наблюдением за теми изменениями в ее решении.

 

Прием «Составление кластера», (Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.

 

Применение комплекса продуктивных приемов при работе над задачами позволяет более осознанно и глубоко работать с учебным заданием и ведет к развитию логического мышления, даёт возможность исключить однотипность в работе с задачами, развить познавательный интерес к учению, привить учащимся навыки и умения самостоятельной работы при решении задач, развить творческую активность учащихся.

 

Технология продуктивного чтения незаменима и  на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые можно  использовать на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.

 

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель: развитие антиципации.

-.Что объединяет предметы? ( Школьные принадлежности)

- Что объединяет предметы? (Кухонные принадлежности)

-Что их объединяет?

 

- Что объединяет все эти предметы? (они созданы человеком и необходимы людям)

- Из чего они сделаны?( трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).

- Попробуйте сформулировать точнее.

- Из полезных ископаемых.

 

3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач

- Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются? (они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».

- Определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока, к которым мы возвращаемся в конце урока.

 

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Продуктивным может прием Комментированное чтение

 читать должны дети, а комментировать – учитель, или  дети, при этом:

- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),

- комментарии не должны превращаться в беседу,

- В процессе чтения можно:

 задавать свои вопросы.

обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про подземные богатства?),

выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф),

 

3 этап. Работа с текстом после чтения. Здесь эффективны такие приемы как:

·                     Постановка проблемного вопроса к тексту.

·                     Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)

·                     Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Могут ли люди помочь в сохранении природных богатств? Как?)

·                     Выполнение творческих заданий.

 

    Таким образом, продуманная и целенаправленная  работа с текстом позволяет  вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.


 

Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе

Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе

Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть

Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть

Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи?

Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2020