Приемы продуктивного чтении на уроках в начальной школе
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении другим школьным предметам.
Формирование навыка смыслового чтения при обучении младших школьников математике происходит, прежде всего, в процессе решения текстовых задач. Чтобы построить математическую модель задачи, ученик должен внимательно прочитать текст, вычленить в нём условие и вопрос, выявить зависимости между данными и искомыми.
Начиная работу в школе, в начальных классах встает острая проблема: дети, читая задачу самостоятельно или выслушав учителя читающего им, не умеют работать с текстом задачи. Они затрудняются в составлении задач по кратким схемам или таблицам.
В приёмах смыслового чтения на уроках математики, как и на уроках литературного чтения можно выделить три основных этапа:
1.Подготовительный этап.
2.Осознание текста.
3.Поиск пути решения.
Задача учителя организовать и направить с помощью наводящих вопросов, научить выделять и находить «главные» слова. Это возможно при помощи диалога и в нем участвуют все дети.
Приведём примеры учебных заданий по математике, работа с которыми позволяет решать не только образовательные задачи учебного предмета, но и способствует достижению метапредметного результата обучения - формированию навыка смыслового чтения.
Такой приём как Антиципация может быть началом урока открытия новых знаний. Например, в начале изучения темы «Углы» предлагаю учащимся поиграть в игру «Верю - не верю»: Прошу установить, верны ли утверждения:
· Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом.
· Угол – это геометрическая фигура.
· Угол состоит из двух пресекающихся прямых.
· Бывают углы остроумные и тупые.
· Угол состоит из двух лучей, выходящих из одной точки.
· Бывает угол прямой.
· Угол может быть тощим.
· Острый угол – это угол, о который можно уколоться.
После знакомства с основной информацией (текст учебника, практическая работа,) возвращаемся к данным утверждениям, и прошу детей оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.
Рассмотрим более подробно продуктивные виды работ над простыми задачами.
- От мотка проволоки отрезали 8 м, в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?
- О чём говориться в задаче?
- Что известно?
- Что нужно найти?
- Представьте себе моток проволоки. Что с ним сделали? (отрезали 8 м).
- Как отрезали кусок проволоки? (проволоку резали ножницами по металлу).
- Что мы знаем об оставшемся мотке? (длина проволоки в нём 7м)
- Что нам нужно найти? (сколько проволоки было в мотке до того, как от него отрезали часть проволоки).
- На доске 3 схемы к этой задаче. Выберите верную и объясните правильность своего решения.
- Каким действием будем решать задачу?
- Назовите ответ задачи. (в мотке 15 м проволоки)
В данном фрагменте применяется такой продуктивный приём, как выбор схемы. Этот приём положительно влияет на развитие логического мышления: выбирая схему, дети анализируют все предполагаемые схемы и условие задачи.
- Сколько обратных задач можно составить к данной задаче? (2)
Прием решения обратной задачи является эффективным для развития логического мышления, так как в процессе составления обратной задачи учащиеся анализируют данные и искомое исходной задачи, синтетическим путем подставляют полученное числовое значение вместо искомого, а одно из данных ставят на его место.
Прием «Наращивание задачи»: добавим третью часть. Как будет выглядеть ваша задача?
От мотка проволоки отрезали длинный кусок 8 м и короткий 3 м. После этого в нём осталось 7м. Сколько метров проволоки было в мотке?
-Изменилось ли условие задачи?
- Изменится ли действие задачи? (нет)
- А ответ? (да)
- Почему? (добавили ещё данных)
Прием «Работа с избыточными данными и недостающими данными».
Однажды на рассвете в ясное июльское утро Маша с папой взяли большие плетеные корзины и отправились в лес по грибы. В лесу было тихо и сумрачно, только кое – где солнечные лучи прорывались сквозь листву. Долго Маша с папой бродили по лесу, срезали найденные грибы. Набрали полные корзины. Стала Маша перебирать грибы, раскладывать их по сортам. «Смотри, папа, у меня в корзинке 4 больших боровика, 6 средних, а маленьких боровичков на 3 больше, чем больших и средних вместе. Отгадай, сколько я собрала боровиков?»
Дети находят лишние слова. Каждое предложение детей обсуждается и доказывается. В результате получается текст задачи.
Это направление в работе с понятием «задача» связано с проведением различных преобразований имеющего текста и наблюдением за теми изменениями в ее решении.
Прием «Составление кластера», (Грозди)- выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке.
Применение комплекса продуктивных приемов при работе над задачами позволяет более осознанно и глубоко работать с учебным заданием и ведет к развитию логического мышления, даёт возможность исключить однотипность в работе с задачами, развить познавательный интерес к учению, привить учащимся навыки и умения самостоятельной работы при решении задач, развить творческую активность учащихся.
Технология продуктивного чтения незаменима и на уроках курса “Окружающий мир”. Приведу примеры вопросов и заданий, которые можно использовать на уроках курса “Окружающий мир”, по этой технологии.
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель: развитие антиципации.
-.Что объединяет предметы? ( Школьные принадлежности)
- Что объединяет предметы? (Кухонные принадлежности)
-Что их объединяет?
- Что объединяет все эти предметы? (они созданы человеком и необходимы людям)
- Из чего они сделаны?( трудно ответить, хотя можно предположить, что они сделаны из того, что дала природа).
- Попробуйте сформулировать точнее.
- Из полезных ископаемых.
3. Формулировка темы урока, постановка учебных задач
- Точнее, вспомните, пожалуйста, где они добываются? (они добываются глубоко под землей, являются нашим богатство, поэтому можно предположить, что тема урока: «Наши подземные богатства».
- Определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока, к которым мы возвращаемся в конце урока.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Продуктивным может прием Комментированное чтение
читать должны дети, а комментировать – учитель, или дети, при этом:
- комментарии должны быть краткими и динамичными. (Ученик читает: “Со временем слой торфа становится всё мощнее”. Учитель: “Мощнее – значит толще”),
- комментарии не должны превращаться в беседу,
- В процессе чтения можно:
задавать свои вопросы.
обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста. (Как ты думаешь, о чём ещё нам расскажет сегодня автор статьи? Что ещё мы сегодня не узнали про подземные богатства?),
выборочное чтение (Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф),
3 этап. Работа с текстом после чтения. Здесь эффективны такие приемы как:
· Постановка проблемного вопроса к тексту.
· Повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. (Подтвердились ли предположения и прогнозы о теме и содержании урока?)
· Высказывание и аргументация отношения к прочитанному. (Могут ли люди помочь в сохранении природных богатств? Как?)
· Выполнение творческих заданий.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом позволяет вычерпывать ребёнку из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально – нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.