«Приемы формирования читательской грамотности на уроках английского языка»
Если мы говорим о составляющих функциональной грамотности, важно понять, что включают в себя компоненты функциональной грамотности, именно в мониторинговых исследованиях PISA. Одной из составляющих функциональной грамотности является читательская. В этот компонент включаются понятия о формировании способности человека понимать и использовать письменные тексты, но и использовать эту информацию, например, поразмышлять о ней. Сделать какие-то выводы, в конечном итоге, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение имеет основополагающее значение для непрерывного успешного обучения. Умелая работа с текстом — фундаментальный навык функционально грамотной личности.
Потребность в читательской деятельности с целью успешной социализации, дальнейшего образования, саморазвития готовность к смысловому чтению – восприятию письменных текстов, анализу, оценке, интерпретации и обобщению представленной в них информации
способность извлекать необходимую информацию для ее преобразования в соответствии с учебной задачей способность ориентироваться с помощью различной текстовой информации в жизненных ситуациях.
Если мы говорим о формировании функциональной грамотности на уроке, то на уроке мы безусловно, используем практико-ориентированные задания, педагогические, методические приемы, которые помогают сформировать умение детей использовать знания, которые они получают на уроках, для решения проблем, пусть даже простого бытового плана.
К наиболее эффективным педагогическим практикам можно отнести следующие: создание учебных ситуаций, учение в сотрудничестве, оценочная самостоятельность школьников, само- и взаимопроверка, оценивание своей деятельности по определенным критериям.
Одних только уроков недостаточно, зачастую, на уроке перед учителем стоит задача освоить программу в полном объеме, учитывая, насколько она бывает насыщенная, и временя на то, чтобы полноценно поработать с заданиями на функциональную грамотность нужно найти
. Разработаны сборники по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность. Учимся для жизни.», «Тренажеры», «Задачники», сборники эталонных заданий под редакцией Ковалевой Г.С.
Цифровые ресурсы и сервисы: сайт «Просвещение», банк заданий по функциональной грамотности, можно выделить вид грамотности ,класс, предмет ( с большой долей условности), межредметное задание.
В данном материале предлагаются приёмы обучения пониманию текста, для эффективной и грамотной организации работы с учебными и художественными текстами на уроках английского языка, как провести диагностику понимания и вести работу по формированию и развитию читательских умений, читательской грамотности.
Понимание текста — это вычитывание информации
Каждый текст содержит три вида информации.
Фактуальная
Описание событий, героев, места, времени действия, движения сюжета, рассуждения автора.
Это все, что выражено в слове напрямую автором.
Подтекстовая
Не выражена напрямую в словах, содержится в текстовых «скважинах», в монтаже текста, в средствах выразительности
Концептуальная
Система взглядов, мыслей и чувств автора.
(текст 10 класс учебник английского языка автор Афанасьева О.В. и другие «Английский язык в фокусе», предлагается следующий перечень работы с текстом)
Ответ на вопросы с множественным выбором ответа.
Прочитайте текст быстро, чтобы получить общее представление, о чем он. Смотрите на первую часть вопроса и подчеркивайте ключевые слова. Не читайте пока параметры А-D. Найдите часть текста, к которой относится вопрос. Пробегитесь по вариантам ответов и подчеркните ключевые слова. Выберите ответ, который подходит лучше всего. Имейте в виду, что информация может быть перефразирована. Проверьте ваши ответы по тексту.
Глава 1: как всё начиналось
Используйте свои словари, чтобы объяснить выделенные слова.
Глава 1: Как всё начиналось
Они не были детьми железной дороги сначала. Не думаю, что они когда-либо думали о железных дорогах, кроме как о средстве добраться на пантомиму, в зоологический сад и в музей мадам Тюссо. Они были просто обычными (ordinary) пригородными (suburban) детьми, и они жили с отцом и матерью в обычном доме с фасадом из красного кирпича, с цветными стеклами во входной двери, с плиточным (tiled) коридором, который назывался у них холлом, ванной комнатой с горячей и холодной водой, с электрическими звонками (bells), с французскими окнами (French windows), с множеством белой краски и «со всеми современными удобствами (every modern convenience)», как сказали бы агенты по недвижимости (estate agents).
Их было трое. Роберта была старшей. Конечно, мама никогда не имела любимчиков, но если бы она имела любимчиков, то им бы была Роберта. Дальше следовал Питер, который мечтал быть инженером, когда он вырастет (grew up); и самой младшей была Филлис, которая была самой послушной (who meant extremely well).
Мама не тратила всё своё время на скучные визиты (paying dull calls) к скучным (dull) дамам и тупо сидеть дома в ожидании, когда скучные дамы позовут её к себе. Она была почти всегда дома, готовая поиграть с детьми и почитать им, и помочь им сделать их домашние уроки. Кроме того, она привыкла писать истории для них, пока они были в школе, и читать их вслух (aloud) после чая, и она всегда сочиняла (made up) забавные стишки к дням рождения и по другим замечательным случаям, таким как обновление (refurnishing) кукольного домика, или к тому времени, когда они выздоравливали (getting over) после свинки (mumps).
Эти трое детей всегда имели всё, в чем они нуждались: красивую одежду, милую детскую (nursery) с кучей (heaps) игрушек и обои с Матушкой Гусыней. У них были добрые и веселые (merry) няни и пёс, которого звали Джеймс, и который был их собственным (who was their own). У них также был отец, который был просто идеальным – никогда не сердился (cross), никогда не был несправедливым (unjust), всегда был готов к игре – по крайней мере, если в какое-либо время он был не готов, он всегда имел отличную причину на это, и объяснял причину детям так интересно и смешно, что они чувствовали, что он был обязан сделать это.
Вы подумаете, что они должны быть очень счастливы. Такими они и были, но они не знали, как счастливы, пока прелестная жизнь в Красной вилле полностью не закончилась (over and done with), и им не пришлось жить в самом деле другой жизнью.
Ужасная (dreadful) перемена произошла совершенно неожиданно.
У Питера был день рождения – ему исполнилось 10. Среди его подарков была модель двигателя - более совершенная, чем вы могли когда-либо мечтать. Другие подарки были полны очарования (charm), но двигатель был наиболее очаровательным, чем какой-либо другой из них.
Его обворожительность продолжалась в полном совершенстве (Its charm lasted in its full perfection) ровно три дня. Тогда, либо ввиду неопытности (inexperience) Питера, либо из-за добрых намерений (intentions) Филлис, или по какой-либо другой причине, двигать вдруг сломался (went off) со взрывом (bang). Джеймс так перепугался, что убежал из дому и не возвращался до ночи. Все люди Ноева ковчега, которые были хрупкими, разломались на кусочки (broken to bits), но ничего больше не сломалось, кроме бедного маленького двигателя и чувств Питера. Другие сказали, что он плакал из-за этого – но, конечно же, мальчики десяти лет не плачут, однако могут быть ужасные трагедии, которые омрачают их (darken their a lot). Он сказал, что его глаза были красными, потому что он простудился. Это оказалось (turned out) правдой, хотя Питер не знал этого, когда говорил так, на следующий день он должен был лечь в постель и оставаться там.
В тексте литературного произведения представлены разные виды информации для работы с учебным текстом.
В учебном тексте выделены разным цветом разные виды текстовой информации; синим цветом выделена фактуальная информация — это сюжетная линия, факты,
Зеленым цветом выделены отдельные слова в них кроется подтекстовая информация (слова антонимы, ужасный-счастливый, сравнение дома в котором жили герои рассказа с ноевым ковчегом, который разлетелся на кусочки), смотрим на эти фразы, слова и видим в них какую-то дополнительную информацию.
При помощи того, что обозначено красным цветом в тексте, автор выделил ту мысль, которая является главной, важной для него, вложив это в уста рассказчика, героев, ради чего он, собственно, рассказал эту историю. Как все начиналось в этом повествовании.
Вот так в этом тексте представлены разные виды информации. Собственно говоря,
работая над учебным текстом, выстраиваем систему вопросов и заданий, чтобы дети уяснили фактуальная информацию, как-то проникли под текст и вышли наконец на концептуальную информацию.
Разные приемы работы с текстом помогают учащимся вычитывать все виды информации при самостоятельном общении с книгой, с текстом.
Во время учебной деятельности обучающихся, процесс работы с текстом направлен на понимание текста, или организован с целью понять его. Когда дети читают, то над этим внутренне работают и помогают в этом разобраться вся познавательная сфера: внимание сосредоточено, память (рабочая, долговременная) задействована, мышление активно работает и воображение, включаются эмоции и волевая сфера.
Результатом работы являются степень понимания текста учениками, но результат будет невозможен, если не будет активен процесс, направленный на понимание.
Как же научить понимать текст и подходить к осознанию смыслу текста, активизировать процесс учебной деятельности.
Разные приемы работы по ходу работы с чтением текстов помогают это осуществить, применяя их тогда и в том порядке, которого потребует конкретный текст. Задача учителя заключается в том, чтобы эти приемы понимания текста у учащихся сформировать, и когда эти приемы станут достоянием интеллектуального опыта ученика (перейдут во внутренний план), станут осознаваемыми, то это будет использовано в дальнейшем при чтении текста. Тексты разные, нужны разные приемы, ребенок будет использовать разные способы из своего интеллектуального багажа реализовывать, привлекать для понимания.
Все приемы можно условно разделить на четыре группы:
Внимание к сигналам текста, (мыслительная операция) диалог с текстом, читательское воображение и работа над смыслами, выделение главного, основная мысль (выделение концепта).
Особое внимание к сигналам текста, текст посылает сигналы, на которые должны реагировать.
Внимание к слову: незнакомому (дать установку на выяснение значения непонятных слов), ключевому (в ключевых словах заключается концептуальная, подтекстовая информация, важная для понимания текста в целом), образному (в художественных текстах, для создания более яркого образа героя, объекта);
Внимание к знаку (знаки препинания);
Внимание к форме ( как представлено произведение на листе бумаги автором);
Внимание к заголовку («входная дверь» к тексту).
Прием «разворачивание предложение в рассказ»:
Прочитайте тексты. Какое событие А, В, С или D:
1 предлагает денежный приз?
2 длится дольше всего?
3 событие, в котором принимают участие британская королевская семья?
4 является соревнованием между двумя командами?
А Оксфордские и Кембриджские лодочные гонки
Лодочная гонка – это гребная гонка по реке Темзе. Она проходит каждую весну на реке Темзе. 18 соревнующихся (competirors) (по 9 в каждой лодке)должны быть студентами Оксфордского или Кембриджского университета. Они тренируются крайне (extremely) усердно, шесть дней в неделю в течение шести месяцев до гонки.
В Лондонский марафон
С Королевский Аскот
Королевский Аскот – это пятидневное событие с конным состязанием на ипподроме (race course) Аскота в Беркшире. Каждый год около 300 000 людей покупают билеты, чтобы посмотреть гонки. Аскот очень популярен, так как там участниками являются королевская семья, богатые и знаменитые, но приходить может кто угодно. Королевский Аскот – модное шоу к тому же! Ведущие (presenters) телевидения любят комментировать во (comment on) что каждый был одет, особенно дамские элегантные (smart) шляпки!
D Уимблдон
Здесь к любому тексту можно применить использование приема «разворачивание предложение в рассказ» (расшифровка предложения, предложение превратить в рассказ) или сворачивание информации.
От себя ничего не добавляя, используя синонимические замены, дополнительную справочную литературу. Этот прием можно использовать при обучении написания сочинений, коротких рассказов.
Пример «развертывания предложения»
«Данное соревнование является старейшим и престижнейшим в мире академической гребли. Первая гонка прошла 10 июня 1829 года по инициативе студентов Кембриджа Чарльза Меривеля и Оксфорда Чарльза Уордсуорта. С 1856 года регата проводилась ежегодно, за исключением нескольких лет во время мировых войн. В 2020 году регата была отменена из-за пандемии коронавируса, а в следующем году из-за ограничений, вызванных пандемией, регата была перенесена на реку Грейт-Уз в графстве Кембриджшир.»
This competition is the oldest and most prestigious in the world of academic rowing. The first race was held on June 10, 1829 on the initiative of Cambridge students Charles Meribel and Oxford Charles Wordsworth. Since 1856, the regatta has been held annually, with the exception of a few years during the World Wars. In 2020, the regatta was canceled due to the coronavirus pandemic, and next year due to restrictions, you.
Вторая группа приемов: диалог с текстом. Это мыслительный прием, который включает три операции: самостановка вопроса, вероятностное прогнозирование, проверка самопрогноза или осуществление самоконтроля. Это самостоятельная работа ученика с текстом. При том происходит целый ряд диалогов: диалог с автором, диалог с самим с собой. При чтении текста возникают вопросы, хочется знать какой может быть ответ,
Читая дальше, находим подтверждение своим предположениям, но могут быть и обнаружены какие-то неожиданные повороты в сюжете событий. Процесс, направленный на понимание, становится активным, если ведется диалог с текстом, состоящий из этих трех операций. На выходе, учащиеся должны подойти к самому важному, к выделению, осознанию концепта текста, смысла текста.
Беседа с текстом.
6 класс учебник Ваулина Дули «Английский в фокусе». Текст «I love Saturday».
Пример задания:
«Посмотрите на заголовок. Какой день у Энн любимый? Почему? Прочитайте и послушайте, чтобы узнать.
Суббота для меня идеальный день. Начинается в 9 часов с большого завтрака. Затем я надеваю свою специальную форму и отправляюсь со своей лучшей подругой Кристиной в скаутский клуб! Там мы встречаемся с лидером скаутов и остальной частью команды и отправляемся в поход. Позже мы прибываем в лес и ставим палатки. После этого лидер учит нас новым вещам, например, как завязывать узлы и разводить костры. Днем мы играем в футбол или занимаемся скалолазанием. В 6 вечера мы готовим ужин на костре. Когда мы заканчиваем ужинать, мы идем в наши палатки. Мы рассказываем истории, прежде чем идти спать! Я очень люблю субботы!»
«Saturday is the perfect day for me. It starts at 9 o'clock with a big breakfast. Then I put on my special uniform and go with my best friend Kristina to the scout club! There we meet with the Scout leader and the rest of the team and go camping. Later we arrive in the forest and set up tents. After that, the leader teaches us new things, such as how to tie knots and make bonfires.»
Читая предложение за предложением, разворачивается информация и дети понимают почему суббота является самым лучшим днем для девочки. Сначала делаем предположения по заголовку и по ходу чтения составляем вероятностные предложения почему это так, а не иначе. При чтении открываем предложения строчку за строчкой для дальнейшего прочтения, прогнозирования.
Вероятностное прогнозирование состоялось, теперь мы должны провести самоконтроль предположений. Важно провести диалог с самим с собой, есть ли схожесть описаний в тексте со своим жизненным опытом. Наступил этап концепта этого текста, выбираем самое главное из текста. Следует вернутся к заголовку и сравнить свои прогнозы с тем, что прочитали.
Диалог с текстом активизирует не только процесс, направленный на понимание информации, но и формируются познавательные учебные действия, дети говорят о прогнозировании, регулятивные универсальные действия используются, дети говорят о самоконтроле. Диалог в классе уже превращается в полилог учащиеся высказываются о своих прогнозах, предположениях, вопросах, которые у детей возникают.
Приемы, которые связаны с читательским воображением. Без читательского воображения невозможно понимание текста. Читательское воображение базируется на двух видах.
Воссоздающее представления, образы, которые возникают при чтении описаний и воссоздают созданную автором картину.
Творческое представления, образы, которые возникают на основе заполнения текстовых «скважин», дорисовывания картины.
По содержанию можно представлять то, что дано человеку в ощущениях, включать пять органов чувств: зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные и вкусовые.
Это все можно описать в тексте, это можно представить. Также эмоциональное состояние героя можно представить, эмпатия, сопереживание также важны.
Образы, которые возникают, следует ученикам выводить во внешний план, рисунки и т.д.
Четвертая группа приемов: работа над смыслом текста. Работа с таблицами, графиками, диаграммами.
Формирование умений описания и перехода от языка образа к языку мыслей.
При выполнении подобных работ, учащийся составляет опорные слова по данному заданию, заполняет данные шаблоны, отвечает на вопросы. Однако без специфической лексики, будет, сложно заполнять какой бы то ни было образец-шаблон. Поэтому в работе предлагается познакомиться с базовой лексикой, полезными фразами и оборотами, которыми необходимо будет оперировать при описании графиков. Графики, диаграммы и таблицы содержат большое количество информации, представленной в доступном и легко понимаемом виде.
Когда вы работаете с графиком или диаграммой, важно понять ее цель, т.е. каким образом подана информация, и что именно она показывает: частоту выполнения действий, процентное соотношение долей, делит что-либо на категории, показывает темп роста.
Внимательно прочтите задание и изучите график (диаграмму, таблицу), сконцентрируйтесь на фактах. Выберите, какая информация является важной, а какую можно и опустить. Составьте примерный план, в котором будет- введение, основная часть, заключение.
Примеры заданий из учебников Spotlight под редакцией Ваулиной Юлии Евгеньевны, Дули Дженни, Подоляко Ольги и Эванс Вирджинии за 5, 6, 7, 8 классы
5 класс
The diagram is about
Упражнение 2 на странице 38 предлагает учащимся обратить внимание учащихся на диаграмму и составить сообщение. Учащимся можно дать задание составить не одно предложение по образцу, а краткий обзор диаграммы.
The pie chart illustrates… The biggest slice of the pie-chart is taken up by ….
We can see that a large number of…prefer… In contrast a very small number of… are fond of…Only… per cent of … like …
Раздел Culture Corner на странице 51 рассчитан на то, чтобы учащиеся проанализировали диаграмму устно, провели опрос и составили подобную диаграмму о российских школьниках.
Можно предложить примерную схему ответа:
The bar chart shows us the number of … in the houses of …The chart compares the percentage of using… by… More than half … have …while only … per cent… own … The … percentage of kids own … The most popular gadgets are…
The least spread high equipment is…
е 8 на странице 107 предполагает, что учащиеся должны понять и проанализировать график о том, какие СМИ использует молодежь.
The graph shows the rate of popularity of… among…
Figure 1 shows …of … watching… .
In second place of the graph is…
The graph compares the chief uses of the … by…
About …% of the …. Less than …% of …
The survey results shown in the graph may help to
Подбираются специальные текстовые материалы, если речь идет о воображении, подбираются описательные тексты, диалог с тестом — это, там должно быть движение сюжета, скрытые вопросы, возможность прогнозировать, работа над словом везде важна и выход на слово тоже. Важно пошаговое предъявление материала, тренировка и самоконтроль.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.