Тема мастер-класса: "Приёмы работы с аудиофайлом как средство совершенствования речи обучающихся"
Цель: Показ отдельных приемов работы с применением аудиофайлов, направленных на подготовку обучающихся к устной части ОГЭ по русскому языку
Задачи:
1. Продемонстрировать коллегам приемы работы с аудио файлами («работа над грамматическими и речевыми ошибками», «оценивание устного высказывания» )
2. Прокомментировать эффективность применения приемов
3. Отработать приемы в деятельностном режиме
Основные этапы мастер-класса:
1. Организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса)
2. Демонстрационный (демонстрация наиболее эффективных приемов работы с аудио файлами, комментарий, отработка приемов в деятельностном режиме)
3. Заключительный (подведение итогов, рефлексия)
Представление мастер-класса
1. Орган.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В рамках мастер-класса я хотела бы продемонстрировать Вам некоторые приемы работы с аудиофайлами, формирующие у обучающихся навыки составления спонтанной монологической речи, и поделиться своими соображениями, как подготовить учеников к устной части экзамена начиная с 6 класса.
Самым трудным испытанием из 4-х составляющих итоговое собеседование, на мой взгляд, задание 3- Монологическое высказывание, которое без подготовки учащимся выполнить непросто. Как известно, в этом задании предлагается выбрать тему монологического высказывания и тип речи, в соответствии с которым оно должно быть построено.
2. Демонстрационный
Я предлагаю выполнить эту работу в группах: (максимальное количество участников в группе – не более 4-5 человек) Для удобства выполнения задания каждая группа получает Памятку работы в группе.
Каждой группе предлагаю выбрать любую тему и составить устное высказывание. Для осуществления аудиозаписи мы будем использовать диктофон. Помним, что на подготовку дается 1 мин. На выполнение устного высказывания 2 минуты. Рекомендуемый объем 10 предложений.
Тема 1 «День рождения» ( построение текста-описание рисунка)
Тема 2 «Любимый праздник» (построение текста-повествования на основе жизненного опыта)
Тема 3 «День рождения – это особенный праздник?»
Комментарий:
Уважаемые коллеги! Время для выполнения учебного задания закончилось. Предлагаю перейти к обсуждению. Послушаем полученные тексты (поочередно заслушиваем полученные аудиофайлы)
Какие на ваш взгляд плюсы и минусы применения такого приема при подготовке к устному высказыванию? Выскажитесь, пожалуйста.
Выводы: Работа в группе снимает внутреннее напряжение школьников, скованность, дискомфорт. Дети учатся слышать и слушать друг друга. Такая работа способствует формированию коммуникативной компетенции.
А теперь как можно использовать полученные аудио файлы. Я предлагаю поменяться продуктом деятельности (аудиофайлами) для оценивания по критериям (каждой группе выдаются критерии оценки монологического высказывания).
Спасибо! Вы успешно справились с задачей, попрошу секретарей каждой группы озвучить результаты оценивания.
Также аудио файлы можно использовать при отработке грамотности речи, что я и делала на своих занятиях.
3.Рефлексия. Итак, за это короткое время мы познакомились с приемами формирования у обучающихся навыков, связанных с произносительной культурой, составлением спонтанной монологической речи А теперь предлагаю сказать несколько слов вслух:
· сегодня я узнал...
· я понял, что…
· я научился…
· мне захотелось
· приеду домой...
Памятка работы в группе
1. Внимательно прослушайте учебную задачу и инструктаж учителя, получите дидактический материал.
2. Распределите обязанности: лидер - организует работу группы, секретарь – оформляет решение, спикер – оформляет результаты работы, хранитель времени – следит за соблюдением регламента работы.
3. Обсудите план выполнения учебного задания, определите способы его решения (как вы будете записывать текст на диктофон: поочерёдно по одному предложению, поочередно по два или три предложения)
4. Выполните учебное задание
5. Представьте результат выполнения задания.
Критерии оценивания задания 3
Задание 3. Монолог балл(1/0) |
||
М1 |
Приведено 10 или более фраз по теме высказывания без фактических ошибок // приведено менее 10 фраз, и/или допущены фактические ошибки (1 или более) |
|
М2 |
Речевая ситуация учтена // речевая ситуация не учтена |
|
М3 |
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью, логикой изложения // высказывание нелогично, изложение непоследовательно, допущены логические ошибки (1 или более) |
|
Грамотность речи (задания 3 ) |
||
Г |
Грамматических ошибок нет // допущены (1 или более) |
|
О |
Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более 2-х ошибок // допущены 3 или более орфоэпических ошибок |
|
Р |
Речевых ошибок нет, или допущено не более 3 речевых ошибок // допущены 4 или более речевых ошибок |
|
РО |
Речь отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции // отличается бедностью и/ или неточностью словаря, используются однотипные синтаксические конструкции |
|
Итого: |
|
Тема 1 «День рождения» (на основе описания рисунка)
Опишите рисунок.
Не забудьте описать:
-какое событие изображено;
-чем заняты люди;
- каково их эмоциональное состояние;
- роль данного события в жизни героини рисунка;
Постройте текст, рекомендованный объем -10 предложений.
Тема 2 «Любимый праздник» (Повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своем любимом празднике
Не забудьте рассказать:
- как вы готовитесь к этому празднику и планируете ли подготовку заранее;
- кого вы приглашаете в гости на это знаменательное событие;
- кто готовит угощение на ваш праздник;
- какие игры и конкурсы вы проводите
Постройте текст, рекомендованный объем -10 предложений.
Тема 3 «День рождения – это особенный праздник?»
Не забудьте ответить на вопросы:
- что значит особенный праздник?
- почему его можно считать таким?
- Какие чувства может испытывать именинник в этот день?
- Как готовятся к нему гости?
Постройте текст, рекомендованный объем -10 предложений.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.