Приемы работы с текстом на уроках русского языка.
Оценка 4.6

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Оценка 4.6
Семинары
doc
русский язык
10 кл—11 кл
01.12.2019
Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.
Формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся
Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы.doc

Министерство образования Саратовской области

 

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Саратовской области

 «Саратовский колледж водного  транспорта, строительства и сервиса»

(ГАПОУ  СО  «СКВРТСиС»)

 

 

Научно-практическая конференция  для преподавателей русского языка и литературы профессиональных учреждений «Методика преподавания учебной дисциплина « Русский язык» и «Литература»: традиции и современность»

Секция «Реализация основных требований и идей ФГОСС на учебных занятиях русского языка и литературы»

 

 

 

Приемы работы с текстом на уроках русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

Нысанова К.Б.,

преподаватель

русского языка и литературы

 

Саратов,2017.

Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе. Поэтому формирование умений связно изложить мысль в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказывать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии – одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.

 

 Существует противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте. В связи с этим именно работа с текстом приобретает особую ценность. Она является средством развития коммуникативной компетенции на уроках русского языка, необходимым условием для обогащения словарного запаса школьников. Работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» помогает преодолеть вышеназванное противоречие.

   Наиболее эффективным является комплексное обучение речи, при котором умения воспринимать устную и письменную речь (аудирование и чтение) формируются в сочетании с умениями строить устное и письменное высказывание (говорение и письмо). В каждом виде речевой деятельности формируются умения,  общие для всех видов.

  Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Соединить деятельность школьников по выработке практических навыков грамотного письма и речевого развития позволяет работа с текстом, как основной дидактической единицей[1].  Схематически это можно представить следующим образом:

      Аудирование     ↔        Чтение

         ↕                 Текст         ↕

   Говорение           ↔       Письмо

      М.М. Бахтин (известный мыслитель ХХ века) говорил: «Где нет текста, там нет объекта для исследования и мышления»[2] Тексты окружают современного человека на каждом шагу: реклама, доклад на собрании,  статья в газете или интернете, SMS-сообщение, заявление  о приеме на работу, сочинение и прочее. Умение понимать и создавать текст формируется, прежде всего, на уроках русского языка и литературы.

  Актуальность данной темы состоит в том, что чтение текста является одним из основных видов речевой деятельности, который предусматривает развитие следующих умений:

·                                 Выделять основные факты;

·                                 Отделять главную информацию от второстепенной;

·                                 Предвосхищать возможные события, факты;

·                                 Раскрывать причинно-следственные связи между фактами;

·                                 Понимать аргументацию;

·                                 Извлекать необходимую информацию;

·                                 Определять свое отношение к прочитанному;

  В связи с этим целью данной работы является формирование у студентов навыков извлечения информации из текста с учетом жанровых и стилистических особенностей текста, дифференциации, реконструирования, трансформации и конструирования языковых единиц в решении определенной учебной задачи.

Объектом исследования является текст как источник извлечения информации.

Предметом исследования является комплекс упражнений, способствующий формированию у студентов необходимых навыков извлечения информации из текста.

  Существует большое количество видов анализа текста: культурологический, литературоведческий, лингвистический, контекстуальный, структурный, комплексный и др. Но чаще всего на уроках я применяю метод лингвистического анализа.

  Задачи лингвистического анализа текстов: помочь осмыслить идею и сюжет произведения; показать художественные средства, использованные для достижения своей цели; обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические). Об этом я говорю на уроках с обучающимися, мотивируя их побуждение к деятельности, к работе над словом. Лингвистический анализ текста провожу на лучших образцах литературы и связываю его с такими понятиями, как текст, средства связи, речевое оформление. Необычайно важно первое впечатление от прочитанного: обсуждение первичного понимания, смыслов, рождённых сразу же после прочтения текста. Их можно зафиксировать, чтобы студенты могли в конце урока увидеть разницу между пониманием первым (чаще поверхностным), и пониманием, полученным в результате расшифровки, «разгадывания тайн» текста. Тайны, раскрытые в тексте, заставляют работать мышление и выходить на идею. В результате ученики начинают видеть и осознавать средства языка: единицы языка, единицы художественной речи, термины и т.п. Если студенты начнут понимать, как автор создаёт своё произведение, будут учиться у писателей, анализируя их тексты, мастерству владения родным языком, то наши ученики станут следить и за своей собственной речью.

      Следующий этап – процесс понимания текста «по шагам»:

 · эмоция «включает» интерес, который «запускает» любознательность (значит, важен этап организации мотивации);

· интерес включает внимание, которое формирует готовность к восприятию (здесь необходим этап целеполагания);

· формулируется цель (методически целесообразна регулярно организуемая вопросно-ответная беседа).

Технология продуктивного чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом: до чтения, во время чтения и после чтения.

I этап. Работа с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, по иллюстрации с опорой на читательский опыт.

II этап. Работа с текстом во время чтения. Цель этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации первичное чтение текста.

• Чтение текста «с карандашом»

•Определение основных понятий (без чтения всего текста)

•Составление таблиц (выборочное чтение)

• Составление плана текста (для пересказа)

• Поиск пропущенных слов

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста. Перечитывание текста - повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и т.д.).

III этап. Работа с текстом после чтения. Цель этапа: достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла. Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя рекомендуется после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4.Выполнение творческих заданий. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы). Данная технология резко отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания. Теперь учитель организовывает исследовательскую работу детей так, что они сами «додумываются» до решения ключевой проблемы урока и сами могут объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится наблюдателем и наставником. (Приложение1) Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме обучающийся – учитель – автор. Студент– не просто слушатель и исполнитель – он творческая личность, его работа на уроке исследовательская, а роль учителя всё более сводится к «режиссированию» этой активной, познавательной деятельности учащихся. (Приложение 2)

В своей работе использую несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

3. Прием составления сводной таблицы — позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

 4. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.                

Алгоритмизирование - эффективный способ работы с текстом любого предметного содержания и уровня сложности. Определенная последовательность операций, действий учащихся в работе с текстом на любом учебном предмете включает следующие этапы:

1. Восприятие текста. Особенность этого этапа заключается в подготовке учащихся к восприятию текста. Для активизации внимания учащихся, актуализации необходимых знаний и умений используются такие приемы работы с текстом: - уточнение темы и основной мысли текста, с которым предстоит познакомиться на уроке (анализ темы урока, которая поможет выйти на тему учебного текста; анализ названия параграфа учебника, работа с эпиграфом, знакомство с иллюстративным материалом - схемами, таблицами и т.п.); - прогнозирование содержания текста по названию параграфа, темы, рисунку, схеме (задания типа: как вы думаете, о чем текст; какую новую информацию должен содержать текст; попытайтесь догадаться, из каких частей состоит текст; обоснуйте свою точку зрения); - словарная работа, предусматривающая уточнение значения ключевых слов текста, уже известных по предыдущей работе, или новых терминов, которым дается объяснение в тексте; - просмотровое чтение (знакомство с текстом с целью определения его темы, основной мысли, структуры, наличия определенной информации, графических особенностей текста, с тем, каким образом выделена ключевая информация – курсив, жирно, имеются ли схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

2. Понимание основного содержания текста. На этом этапе проводится ознакомительное чтение текста: чтение вслух (учителем или сильным учеником) или чтение про себя. Для активизации внимания чтение сопровождается следующими видами заданий: - постановка целевого вопроса, предваряющего чтение текста (читая текст, определите, какая информация является для вас новой, а какие сведению уже известны); - определение стилевой принадлежности, типов речи; - уточнение темы (определите, правильно ли вы предположили тему теста, его основную мысль; какие ошибки допущены); - разделение текста на смысловые части и составление плана; - составление схем, таблиц на основе текста; - подбор заголовка; - ответы на вопросы по содержанию текста.

 3. Информационно-смысловая переработка текста на основе изучающего чтения. Особенность этапа заключается в том, чтобы понять, запомнить текст и передать его содержание. Целесообразно организовать работу по частям текста, которые выделены учениками на предыдущем этапе. Каждая структурная часть текста подвергается анализу (выделение главной и второстепенной информации, идеи, отработка выразительного чтения фрагмента текста, пересказ (краткий, выборочный, подробный), составление конспекта, тезисного плана,);

4. Создание своего текста. Умение создавать свой текст в устной или письменной форме (сочинения различных жанров, конспект, спор, статью, памятку). На этом этапе можно организовать групповую работу с текстом, используя систему ситуативных заданий.

5. Самоанализ на всех этапах работы с текстом. Это самостоятельное осмысление того, что делаю, как и зачем.

Часть итоговой экзаменационной работы предполагает написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Умения, которые формируются при обучении написанию сочинения, необходимы:

-во-первых, человек учится ясно и правильно излагать свои мысли;

-во-вторых, развивается умение оформлять свою мысль;

-умение формулировать тезис и доказывать его помогает точно выражать свое мнение и быть понятым;

 -языковые средства, выбранные в соответствии с целями общения, делают речь ясной и красивой;

-работа над сочинением формирует навык словесного общения

Обучение написанию сочинения-рассуждения – это, прежде всего, работа с текстом. Это, во-первых, чтение и анализ текста. Обязательно на таких уроках организуется словарно-стилистическая работа (подберите синонимы к выражениям), лексическая работа (дать толкование указанным словам). (Приложение 3)

Обучать сочинению-рассуждению можно как на уроках развития речи, так и при изучении грамматических тем. Например, на уроке по теме «Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения» по текстам упражнения учащимся предлагаю следующие задания:

 1 группа. Какая тема объединяет тексты? Определите главную мысль и озаглавьте; выпишите ключевые слова и словосочетания.

 2 группа. Определите стиль и тип речи; обоснуйте примерами из текстов свои ответы.

3 группа. Знаете ли вы героев ВОВ? Расскажите об их подвигах.

 Студенты получают задание - написать сочинение- рассуждение на тему «Подвиг».

  Продолжая тему, стоит обратить внимание на такой вид исследовательской деятельности, как комплексная работа с текстом. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Ими могут быть прежде всего фрагменты из произведений выдающихся писателей русской литературы. (Приложение)

 4) Использование лингвистических и художественных текстов в качестве дидактической единицы с целью формирования коммуникативной компетенции учащихся необходимо, так как оно способствует подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся. В ходе анализа текста осуществляется взаимосвязь всех разделов курса русского языка. Тексты являются образцовыми в идейно-тематическом и языковом отношении, направлены на патриотическое воспитание учащихся, а также демонстрируют звучность, выразительность, богатство русского языка. Учебники по русскому языку под редакцией А.И.Власенкова и Л.М.Рыбченковой, А.Д.Дейкиной и Т.М.Пахновой имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенций обучающихся.

. Что может сделать учитель русского языка и литературы, чтобы обеспечить коммуникативную компетенцию учеников? Прежде всего, создать оптимальные условия для продвижения каждого ученика в образовательном пространстве. Коммуникативная компетентность предполагает использование разнообразных упражнений по интерпретации и созданию текстов. Среди них: составление писем, объявлений, афиш, редактирование текста, различные виды перестройки текстов, создание текстов по опорным словам. Немаловажную роль в формировании коммуникативной компетентности играет обогащение словарного запаса учеников. Этому способствует тематически обусловленный дидактический материал. Так, при анализе языковых особенностей, использованных автором в тексте (задание 24 ЕГЭ по русскому языку), необходимо развивать навыки употребления художественных средств в речи самих школьников (Приложение 5). Например, в смысловой теме «Дождь» предлагается:

а) продолжить синонимический ряд, располагая глаголы в порядке возрастания действия: дождь моросит, льёт, накрапывает, идёт…;

б) что можно сказать о громе? Перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет…;

в) представьте, что дождь вы не видите, но слышите. Подберите глаголы, передающие силу дождя: (идёт, капает, моросит, накрапывает, льёт, льёт как из ведра, хлещет, стучит, барабанит, струится, сеет как из сита, резвится, прыгает, пляшет).

Предлагаю учащимся творческие задания на лингвистические темы: после изучения темы «Наречие»: написать сочинение-рассуждение «Чем сходны и чем различаются наречия и причастия», после изучения тем «Предлоги» и «Союзы» - «В чем сходство и различие между предлогами и союзами»; в 8 классе после изучения темы «Словосочетания» - сочинение на лингвистическую тему: «Что я знаю о словосочетании» и т.д. При работе над лингвистическими сочинениями активизируются знания по грамматике, развивается образное мышление. Такая форма работы помогает выйти на коммуникативную компетенцию. Решая творческие задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, становятся более самостоятельными в своих суждениях. Таким образом, конечная цель обучения – формирование коммуникативной компетентности продиктована стратегической ролью языка, которую он играет в жизни каждого человека и общества, являясь важнейшим средством общения, воспитания и познания окружающего мира. Главным направлением в обучении учащихся становится уже не просто сумма знаний, а владение данными знаниями в жизненных ситуациях, что отвечает потребностям современного человека. Чтобы у обучающихся сформировать прочные навыки практического владения русским языком, его словарём и грамматическим строем, можно использовать деформированные тексты.  

Заканчивая  лицей, студент должен быть подготовлен к роли организатора и участника коммуникаций. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний

Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста:

- «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения Примерные вопросы:

 · Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

· Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?

 · Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным? Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

 - «Чтение с пометками»

- «Составление кластера» (из теории критического мышления) - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

 «Составление синквейна». Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Формированию коммуникативной компетенции учащихся способствует и большая внеклассная работа по предмету. Вовлечение учащихся во внеклассную работу позволяет расширять творческие способности учащихся, выявлять одаренных в лингвистическом отношении учащихся. Таким образом, Представленные приемы работы с текстом  позволяют решать такие речевые задачи:

●     учить видеть, слышать и чувствовать текст;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

2.     1.Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. –М.: Просвещение. Т.1.-2, 1998.-562с.

3.     Быстрова Е.А., Львова С.И., Капинос В.И. Обучение русскому языку в школе. Учебное пособие. — М.: Дрофа, 2004.

4.     Гальперин П.Я. Теория поэтапного формирования умственных действий.- М., 1959.-367с.

5.     Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. // Русский язык в школе. – 2002. - №3. –с. 105. 5. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для старших классов. – М., 2006.

6.      Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся. М., 1995.

7.     Пахнова Т.М. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. М.: 2013. - 416 с.

8.     Сенина Н.А., Глянцева Т.Н., Гурдаева Н.А. Русский язык. «Заговори, чтобы я тебя увидел». Нормы речи. Пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенций. 10-11 класс.Ростов-на-Дону:Легион, 2014.

9.      Интернет-ресурсы 1. http://rusolimp.kopeisk.ru/ 2. Грамота.Ру: справочно-информационный портал «Русский язык» http://www.лова и выражения http://slova.ndo.ru

10. Культура письменной речи http://www.gramma.ru 4. Мир слова русского http://www.rusword.org

11. Российское общество преподавателей русского языка и литературы: портал «Русское слово»gramota.ru \

 

 



[1] Организационно-педагогические особенности обучения русскому языку по ФГОС НОО

[2] Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основаниям гуманитарных наук. СПб., 2000. С. 299

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Приемы работы с текстом на уроках русского  языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019