У большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушением речи выявлен недостаточный уровень сформированности тонких движений кистей и пальцев рук. Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. Всё это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координационных движений рук и ручной ловкости в целом для данной категории детей.
Формирование двигательных функций происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим предметным миром, через научение в процессе его общения с взрослыми. Кроме того, двигательная активность ребёнка, способствующая развитию тонких движений кистей и пальцев рук (ручной ловкости), оказывает стимулирующее влияние на речевую функцию ребёнка, на развитие у него сенсорной моторной сторон речи.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные, с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. И конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Основные навыки развития функции руки
Для развития функции руки очень важно развитие 6 основных навыков:
1. Умение ДОСТАВАТЬ - движение руки и стабилизация для того, чтобы прикоснуться к объекту
2. Умение СХВАТИТЬ - взять объект рукой
3. Умение УДЕРЖИВАТЬ - движение руки в пространстве для перемещения объекта из одного места в другое
4. Умение ОТПУСТИТЬ - возможность сознательно отпустить объект из руки в нужный момент
5. МАНИПУЛЯЦИЯ ЛАДОНЬЮ - правильное удержание объекта после его захвата
6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЕИХ РУК
Развивая вышеназванные навыки можно использовать самые элементарные предметы.
В процессе этой деятельности начинает развиваться сначала пассивный, а затем активный глагольный словарь. С умением доставать, удерживать, отпускать развивается словарь ДАЙ, НА, БЕРИ в разных ситуациях, в практической деятельности. Первый глагольный словарь ребенка начинает активно развиваться на основе мануальных функций.
Основные задачи пальцевых игр и упражнений
Формирование содружественных действий двух рук (для письма)
Формирование содружественных действий руки и глаза
Формирование позы
Игры, направленные на развитие мелкой моторики, хорошо вписываются во все виды деятельности (занятия, прогулка, различные режимные моменты, ознакомление с худ. литературой и т. д.)
Словесное сопровождение со стороны взрослого предметных действий ребёнка с называнием предметов, их свойств, назначения и обозначением в пространстве, последовательности в характере выполняемых действий, способствует освоению родного языка и развитию собственной речи ребёнка.
Кроме того, действия с предметами в отличие от обычных гимнастических упражнений осознаются и принимаются детьми благодаря их наглядности и практической направленности как необходимые им. У детей повышается мотивация к таким занятиям, проявляется осмысленность при выполнении заданий.
В работе по развитию мелкой моторики полезно использовать различные массажные движения.
Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
массаж большого пальца повышает активность мозга;
массаж указательного пальца стимулирует желудок и поджелудочную железу;
массаж среднего пальца улучшает работу кишечника;
массаж безымянного пальца стимулирует печень;
массаж мизинца способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение
Массаж и упражнения с шестигранным карандашом
Катающие движения
Вращающие движения
«Добывание огня» - между ладоней: Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду
«Утюжок» - по столу: Карандаш по столу прокачу вперед-назад, как захочу
«Горка» - по тыльной стороне ладони: Карандашик мой скользит, съехать вниз скорей спешит
«Догонялочка» - пальчики бегут вперед и никто не отстает
«Волчок» - по столу круги катаю, карандаш не выпускаю
«Вертолет» - отправляется в полет наш красавец вертолет
«Ладошка» - нарисую я ладошку, отдохну потом немножко
упражнениям с малыми мячами
Мячи могут быть разными по размеру, материалу, расцветке, фактуре, структуре, функциональному назначению.
Такое многообразие малых мячей, во-первых, позволяет учитывать индивидуальные, возрастные, физические особенности ребёнка;
во-вторых, через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребёнок учится сравнивать предметы;
в-третьих, дети знакомятся с названиями конкретных действий, различных признаков и свойств предметов, а позднее могут самостоятельно дать развёрнутое описание разных мячей и выполняемых с ними манипуляций.
На начальном этапе вместо мяча можно использовать утяжелённый мешочек, заполненный сыпучим материалом (желательно не песком). Мешочек наполняется не слишком плотно, он не должен быть тугим. Мешочек удобнее, чем мяч, ловить одной рукой, при падении на пол он не укатывается, ребёнок лучше чувствует его в руке.
Групповые упражнения в передаче, подбрасывании и ловле предмета
1. Дети сидят по-турецки по кругу. Передача мешочков друг другу под. музыкальное сопровождение. Музыка замолкает – передача прекращается с возобновлением музыки игра продолжается.
2. Дети стоят по кругу, водящий – в центре с мешочком в руках. Подбрасывая мешочек вверх, водящий называет имя одного из игроков, тот должен поймать мешочек. Поймавший становится водящим.
Навыки, сформированные в упражнениях с утяжелёнными мешочками, переносятся затем на аналогичные упражнения с другими предметами: матерчатыми, а затем резиновыми мячами, кольцами и т. д.. Использование упражнений с различными мелкими предметами позволяет ребёнку с речевой патологией достигать заметных результатов в развитии двигательной сферы и стимулирует его речевую функцию.
Игровые упражнения
Развитию мелкой моторики способствуют игры с различными мелкими предметами: с пуговицами, счетными палочками, спичками, крупой, зернобобовыми, бусами, прищепками, проволокой и т. д., например:
Игра с пуговицами
Игра с разноцветными скрепками
Использование фотопленки
Игра с ватой
Игра с нитками, шнурками, тесьмой
Игра с пустыми деревянными катушками
Игра с винтиками, шурупами, гайками
Игра с семенами фасоли разного цвета, бобов, гороха
Игра с прищепками, зажимами для волос и т. п.
Игра с тестом, глиной, песком
«Сухой бассейн»
Игра с водой и грушей на 50 мл
Работа по развитию кистей рук проводится систематически, по 3-5 минут ежедневно, в детском саду и дома. Постепенно дети становятся ловкими в кистевой моторике. Таким образом, данные упражнения развивают у детей тонкую моторику, точную координацию, формируют зрительно - двигательные и слуховые связи, что обеспечивает быстрое и правильное развитие в будущем навыков письма и чтения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.