Приемы современного урока

  • pptx
  • 04.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ПЕД приемы 3.pptx

Педагогические приемы на современном уроке

Подготовила: Гонтар О. В.,
учитель математики,
МКОУ Новоярковская СОШ

2021 г

Словарь по образованию и педагогике гласит:

ПРИЕМ – это способ действия, реализующий метод для достижения цели в процессе обучения и воспитания.

Педагогический прием - это 
целенаправленное действие, обращенное на повышение продуктивности урока. 

Педагогические приемы независимы от применяемых средств. 

В основе педагогических приемов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы:

принцип деятельности,
принцип обратной связи,
принцип открытости
принцип свободы
принцип творчества
принцип идеальности

Данным требованиям отвечают педагогические стратегии и техники ТРКМ, ТРИЗ, метод интеллект-карт.

Чтобы понять какой прием или технику использовать на уроке, необходимо представить каждый этап урока в виде законченного модуля с четко определенными целями и задачами, а также планируемыми результатами.

Такой подход дает возможность отслеживать результаты деятельности каждого ученика в течение всего урока на каждом этапе, а также позволяет соблюдать принцип непрерывности обучения в рамках одного занятия.

Основные приемы на этапе актуализации знаний

Прием «Цепочка признаков»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.

Формирует:
умение описывать объект через имена и значения признаков;
умение определять по заданным частям модели скрытые части;
умение составлять внутренний план действий.

Пример применения на уроке

Учитель: Объект – квадрат. Назовите любое имя признака. Внимание! Признак должен быть существенным, т. е. иметь только одно значение!
Учащиеся: Признак – равенство сторон.
Учитель: Принимается. Назовите объект с тем же значением признака.
Учащиеся: Объект – ромб.
Учитель: Теперь назовите другое имя признака для объекта.
Учащиеся: Признак – равенство углов.
И так далее…

Прием «Я беру тебя с собой»

Универсальный приём ТРИЗ, направленный на актуализацию знаний учащихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.

Формирует: 1.умение объединять объекты по общему значению признака;
2.умение определять имя признака, по которому объекты имеют общее значение;
3.умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;
4.умение составлять целостный образ объекта из отдельных его признаков.

Пример применения на уроке

Учитель: Я собираю список объектов и беру с собой те, которые чем-то похожи. Угадайте, по какому признаку я собираю объекты. Для этого предлагайте мне объекты, чем-то похожие на мой, а я буду говорить, могу ли я взять их с собой. Итак, я беру с собой квадрат. А что у вас?
Учащиеся: Я беру прямоугольник.
Учитель: Я беру тебя с собой.
Учащиеся: Я беру треугольник.
Учитель: Я не беру тебя с собой.
Учащиеся: Я беру равносторонний треугольник.
Учитель: Я беру тебя с собой.
Учащиеся: Вы берете объекты, имеющие равные углы.
Учитель: Верно. Итак, по какому имени признака мы собирали объекты?
Учащиеся: Равенство углов.

Прием «ДА - НЕТ»

Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию.

Формирует следующие универсальные учебные действия:
1.умение связывать разрозненные факты в единую картину;
2.умение систематизировать уже имеющуюся информацию;
3.умение слушать и слышать друг друга.

Пример применения на уроке

На уроке по теме “Многоугольники” загадывается определенный многоугольник, и ребята начинают задавать учителю вопросы:
Учащиеся: Многоугольник вогнутый?
Учитель: Нет.
Учащиеся: У многоугольника все стороны равные?
Учитель: Да.
Учащиеся: Углы острые или тупые?
Учитель: Нет.
Учащиеся: Чтобы найти его площадь, надо сторону в квадрат возвести?
Учитель: Да.
Учащиеся: Это квадрат.
Учитель: Верно.

Прием «Шаг за шагом»

Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.

Пример применения на уроке

На уроке геометрии. Ученики шагают к доске и каждый шаг сопровождают названием
какого - нибудь вида изученных углов и т. д.
Учащиеся: Вертикальные углы.
Учащиеся: Односторонние углы.
Учащиеся: Развернутые углы.
Учащиеся: Накрест лежащие углы.
Учащиеся: Соответственные углы.
Учащиеся: Прямые углы.
Учащиеся: Смежные углы.
Учащиеся: Острые углы.

Прием «Развивающий канон»

Прием на развитие логического мышления.

Даны три слова, первые два находятся в определенных отношениях.

Найди четвертое слово, чтобы оно с третьим было в таких же отношениях.

Пример применения на уроке

Слагаемое и сумма = множители и ?
Учащиеся: Произведение.

Круг и окружность = шар и ?
Учащиеся: Сфера.

Прямоугольник – плоскость = куб - ?
Учащиеся: Пространство.

Задача и ответ = уравнение и ?
Учащиеся: Корень.

Ссылки на литературные источники: Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm   Информационный банк современного учителя   Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества. http://www.openclass.ru/wiki-pages/28430   Приемы технологии РКМ http://www.kmspb.narod.ru./posobie/priem.htm   Развитие творческого мышления http://www.superidea.ru/   ТРИЗ задачник http://www.trizland.ru/   Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://festival.1september.ru/articles/513374/  

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!