Урок русского языка в 8 классе
Тема: Развитие речи. Приёмы сжатия. Сжатое изложение. Написание сжатого изложения (2 часа)
Первый урок отводится на изучение приемов сжатия текста. Второй урок – на написание сжатого изложения в рабочих тетрадях.
Цель: подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими; способы замены прямой речи косвенной; развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти; прививать учащимся любовь к родному языку.
ХОД УРОКА
Оргмомент
Слово учителя
- Что мы должны сделать, прежде чем начать работу над сжатым изложением? Правильно, прочитать сам текст. Выразительное чтение вслух текста учеником.
ИМЯ - ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК
Октябрь. Дождевая морось. Люди ждут дачный или пригородный автобус. Лица ожидающих обращены в даль улицы. Но часто снуют только городские, испытывая людей на терпение. Его хватает всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. Потом стало понятно, почему.
В самом центре толпы возвышался могучий усатый мужчина с хозяйственной сумкой, он, неунывающим взглядом озирая людей, загадочно чему-то улыбался. Глядя на него, тоже хотелось улыбнуться. Подошёл наш автобус. Когда все сгрудились у двери «обилетиться», мужчина пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.
В автобусе было тесно, но радушия этого человека хватило на всех. Мы краткими вопросами выяснили, кому и где выходить. Оказалось, что собрав кусочки еды, косточки, он едет до первых дач на объездной дороге, чтобы накормить собаку, у которой недавно появились щенки. Нежелание ехать на машине он объяснил просто: только морока одна, да и в автобусе среди людей веселей будет.
Но, скорее всего, не в машинной мороке было дело, а просто хотелось ему потолкаться среди людей, одарить их ненавязчиво своим приятием, тем самым возвеличить народную поговорку: «В тесноте - да не в обиде». Мы не представились друг другу. Но это было не важно, ведь имя его знает каждый – Добрый Человек.
(193 слова)
- Определим тему, основную мысль.
- Сколько в тексте микротем. (4) Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде плана.
1. На автобусной остановке.
2. Необычный пассажир.
3. Услышанный рассказ.
4. Добрый человек.
Словарная работа
морось
в даль улицы
неунывающий
сгрудились
радушие
ненавязчиво неуютно непривычно
возвеличить
- Объясните орфограммы в словах, записанных на доске.
- Найдите их и проговорите в словосочетании, так, как они звучат в тексте.
- Мы уже знаем с вами три вида сжатия текста. Напомните их, пожалуйста.
- Что значит – объединение?
- Удаление?
- Замена?
Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.
Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме.
Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию.
Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста:
Исключение
· вводных слов;
· однородных членов предложения;
· повторов;
· однотипных примеров;
· риторических вопросов и восклицаний;
· цитат;
· деталей, которые не влияют на ход авторской мысли;
· пояснений;
· рассуждений;
· описаний;
· слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания.
При исключении необходимо
1. Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали.
2. Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями.
Пример:
На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов)
Обобщение
· парцеллированных предложений;
· ряда предложений;
· связанных одной мыслью, частей предложений;
· конкретных, единичных фактов, событий, явлений.
При обобщении необходимо
1. Найти в тексте мелкие, единичные факты.
2. Найти в них общее.
3. Объединить эти факты на основе общего.
4. Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков)
Замена
· однородных членов обобщающим словом;
· сложного предложения - простым;
· части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением;
· прямой речи - косвенной;
· части текста - одним предложением;
· части предложения местоимением и т.д.
При замене необходимо
1. Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д.
2. Сформулировать получившееся предложение.
Пример:
В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков)
Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте.
При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры.
- Мы с вами, выполняя работу по компрессии текста, будем объяснять, как мы это делаем, то есть называть вид сжатия.
- А сейчас проведем лексико-орфографическую работу с текстом миниатюры.
- Вы внимательно читали текст. Объясните значение фразы «помянуть всуе».
(обращение к словарю)
- Найдите в тексте слова, употребляющиеся в разговорной речи (хлябь, кучкуются, чертыхнулся, сгрудились, бедолага, морока). С какой целью они использованы автором в тексте? (передать атмосферу непринуждённости, общения в простой обстановке с простыми людьми).
- Обратимся к орфографии миниатюры. На какие трудные случаи орфограмм вы обратили внимание при чтении? (учащиеся называют орфограммы)
- Также мы не можем «пройти» мимо пунктуации. Обратите внимание на ІІІ абзац текста. Что он собой представляет? (это разговор между попутчиками. Ответ одного из них дан в виде монолога).
- Как он оформлен на письме? Запишите схему этого предложения на доске. (-П,- а.- П.)
- Итак, работаем с І абзацем миниатюры. Вид сжатия? (объединение)
- ІІ абзац. Вид сжатия? (объединение)
- Можно ли заменить прямую речь? (да, косвенной речью)
- Что это даст нам на письме? (мы сожмём прямую речь и оформим её в виде сложноподчинённого предложения)
- Попробуйте это сделать. Что у вас получилось? Вид сжатия? (объединение и замена) (несколько примеров)
- Над последними абзацами вы работаете самостоятельно. Но о чём вы не должны забывать? (что все они составляют одну микротему) (6-7 минут на работу)
- Зачитайте последний абзац вашего изложения. Вид сжатия? (объединение, удаление)
- Ещё раз прочитаем текст в авторской редакции.
- А теперь в сжатом виде.
- Несомненно, вы заметили, что при сжатии текста художественного произведения теряется эмоциональность, авторская индивидуальность, выразительность. Но мы, готовясь к экзамену, должны научиться сжимать тексты разных стилей и типов речи.
Итоги урока.
Подведём итог: что нового дал вам урок для подготовки к экзамену? Помогли ли вам информационно-коммуникативные средства, задействованные на уроке?
Домашнее задание:
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.