Приемы сжатия текста

  • docx
  • 31.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Развитие речи. Приёмы сжатия. Сжатое изложение. Написание сжатого.docx

Урок русского языка в 8 классе

Тема: Развитие речи. Приёмы сжатия. Сжатое изложение. Написание  сжатого  изложения (2 часа)

Первый урок отводится на изучение приемов сжатия текста. Второй урок – на написание сжатого изложения в рабочих тетрадях.

Цель: подготовка к ГИА: обучение видам сжатия текста; развитие навыков определения основной мысли, выделения микротем; осознанное овладение нормами языка, орфографическими, пунктуационными, грамматическими; способы замены прямой речи косвенной; развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти;  прививать учащимся любовь к родному языку.

ХОД УРОКА

Оргмомент

Слово учителя

- Что мы должны сделать, прежде чем начать работу над сжатым изложением? Правильно, прочитать сам текст. Выразительное чтение вслух текста учеником.

ИМЯ - ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК

Октябрь. Дождевая морось. Люди ждут дачный или пригородный автобус. Лица ожидающих обращены в даль улицы. Но часто снуют только городские, испытывая людей на терпение. Его хватает всем. Никто ни разу не чертыхнулся, не помянул всуе ни власть, ни апостолов. Потом стало понятно, почему.

В самом центре толпы возвышался могучий усатый мужчина с хозяйственной сумкой, он, неунывающим взглядом озирая людей, загадочно чему-то улыбался.  Глядя на него, тоже хотелось улыбнуться. Подошёл наш автобус. Когда все сгрудились у двери «обилетиться», мужчина пропустил в автобус всех женщин и только потом втиснулся сам.

В автобусе было тесно, но радушия этого человека хватило на всех.  Мы краткими вопросами выяснили, кому  и где выходить. Оказалось, что собрав кусочки еды, косточки, он едет до первых дач на объездной дороге, чтобы накормить собаку, у которой недавно появились щенки. Нежелание ехать на машине он объяснил просто: только морока одна, да и в автобусе среди людей веселей будет.

Но, скорее всего, не в машинной мороке было дело, а просто хотелось ему потолкаться среди людей, одарить их ненавязчиво своим приятием, тем самым возвеличить народную поговорку: «В тесноте - да не в обиде». Мы не представились друг другу. Но это было не важно, ведь имя его знает каждый – Добрый Человек.

(193 слова)

- Определим тему, основную мысль.

- Сколько в тексте микротем. (4) Как вы их выделили? Попробуйте обозначить их на черновике в виде плана.

1. На автобусной остановке.

2. Необычный  пассажир.

3. Услышанный рассказ.

4. Добрый человек.

Словарная работа

морось

в даль улицы

неунывающий

сгрудились

радушие

ненавязчиво неуютно непривычно

возвеличить

- Объясните орфограммы в словах, записанных на доске.

- Найдите их  и проговорите в словосочетании, так, как они звучат в тексте.

- Мы уже знаем с вами три вида сжатия текста. Напомните их, пожалуйста.

- Что значит – объединение?

- Удаление?

- Замена?

Изложение как вид речевого произведения может быть подробным или сжатым.  

 

Подробное изложение предполагает воспроизведение исходного текста наиболее полно, с сохранением авторского стиля. Задача сжатого изложения — передать основное содержание в краткой форме. 

Работая над сжатым изложением, необходимо уметь отбирать в исходном тексте основную информацию, вычленять микротемы, в каждой микротеме выделять существенное, знать основные приёмы сжатия текста, уметь последовательно излагать отобранную информацию. 

Выделяют следующие основные приёмы сжатия текста: 

Исключение  

·         вводных слов; 

·         однородных членов предложения; 

·         повторов; 

·         однотипных примеров; 

·         риторических вопросов и восклицаний; 

·         цитат; 

·         деталей, которые не влияют на ход авторской мысли; 

·         пояснений; 

·         рассуждений; 

·         описаний; 

·         слов, предложений, которые могут быть удалены без ущерба для содержания. 

При исключении необходимо 

1.       Выделить главное с точки зрения основной мысли текста, затем убрать ненужные подробности и детали. 

2.       Объединить полученное, используя основные средства связи между предложениями. 

Пример: 

На поляне, у лесного разлившегося ручейка, весело играют смешные, неуклюжие медвежата. — На поляне весело играют неуклюжие медвежата. (И. Соколов-Микитов) 

 

Обобщение 

·         парцеллированных предложений; 

·         ряда предложений; 

·         связанных одной мыслью, частей предложений; 

·         конкретных, единичных фактов, событий, явлений. 

При обобщении необходимо 

1.       Найти в тексте мелкие, единичные факты. 

2.       Найти в них общее. 

3.       Объединить эти факты на основе общего. 

4.       Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

Надев лыжи, он подпрыгнул несколько раз, похлопал лыжами по снегу, взметая пушистую порошу, потом проверил крепления у неё, и они потихоньку двинулись. — Надев лыжи и проверив крепления, они потихоньку двинулись. (Ю. Казаков) 


Замена
 

 

·         однородных членов обобщающим словом; 

·         сложного предложения -  простым; 

·         части предложения или ряда предложений общим понятием или выражением; 

·         прямой речи - косвенной; 

·         части текста - одним предложением; 

·         части предложения местоимением и т.д. 

При замене необходимо 

1.       Найти слова, смысловые части или предложения, которые можно сократить с помощью замены обобщающим словом, простым предложением и т.д. 

2.       Сформулировать получившееся предложение. 

Пример: 

В вагоне электрички было тесно от рюкзаков и лыж и шумно: все кричали, звали друг друга, с шумом занимали места, стучали лыжами. — В вагоне электрички было тесно и шумно. (Ю. Казаков) 

Один и тот же приём сжатия можно использовать как в одной микротеме, так и в целом тексте. 

При сжатии исходного текста необходимо помнить о типе речи, к которому относится исходный текст. Если тип речи — описание, то нельзя сокращать признаки, характеризующие предмет; можно сжать средства описания. Если тип речи — повествование, то действия, передающие развитие сюжета, следует сохранить, а сократить детали, описания, подробности. Если тип речи — рассуждение, то аргументы сокращать нельзя, можно опустить примеры. 

- Мы с вами, выполняя работу по компрессии текста, будем объяснять, как мы это делаем, то есть называть вид сжатия.

- А сейчас проведем лексико-орфографическую работу с текстом миниатюры.

- Вы внимательно читали текст. Объясните значение фразы «помянуть всуе».

(обращение к словарю)

- Найдите в тексте слова, употребляющиеся в разговорной речи (хлябь, кучкуются, чертыхнулся, сгрудились, бедолага, морока). С какой целью  они использованы автором в тексте? (передать атмосферу непринуждённости, общения в простой обстановке с простыми людьми).

- Обратимся к орфографии миниатюры. На какие трудные случаи орфограмм вы обратили внимание при чтении? (учащиеся называют орфограммы)

- Также мы не можем «пройти» мимо пунктуации. Обратите внимание на ІІІ абзац текста. Что он собой представляет? (это разговор между попутчиками. Ответ одного из них дан в виде монолога).

- Как он оформлен на письме? Запишите схему этого предложения на доске. (-П,- а.- П.)

- Итак, работаем с І абзацем миниатюры. Вид сжатия? (объединение) 

- ІІ абзац. Вид сжатия? (объединение) 

- Можно ли заменить прямую речь? (да, косвенной речью)

- Что это даст нам на письме? (мы сожмём прямую речь и оформим её в виде сложноподчинённого предложения)

- Попробуйте это сделать. Что у вас получилось? Вид сжатия? (объединение и замена) (несколько примеров)

- Над последними абзацами вы работаете самостоятельно. Но о чём вы не должны забывать? (что все они составляют одну микротему) (6-7 минут на работу)

- Зачитайте последний абзац вашего изложения. Вид сжатия? (объединение, удаление)

- Ещё раз прочитаем текст в авторской редакции.

- А теперь в сжатом виде.

- Несомненно, вы заметили, что при сжатии текста художественного произведения теряется эмоциональность, авторская индивидуальность, выразительность. Но мы, готовясь к экзамену, должны научиться сжимать тексты разных стилей и типов речи.

Итоги урока.

Подведём итог: что нового дал вам урок для подготовки к экзамену? Помогли ли вам информационно-коммуникативные средства, задействованные на уроке?

Домашнее задание:


 

Скачано с www.znanio.ru