Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Оценка 4.9

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
чтение
2 кл—4 кл
26.03.2017
Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Переход обучающихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у ребят определённых учебных знаний и учебных действий. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Формировать читательскую грамотность нужно начиная с начальных классов, а затем продолжать в основном и среднем звене.
Голованова Чит грамотность.docx
Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе Переход обучающихся из начальной школы на 2 ступень обучения предъявляет высокие  требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у  ребят определённых учебных знаний и учебных действий. Преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень,  которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего  обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает  накопленный в начальной школе потенциал. Все мы знаем, что успешное обучение в школе невозможно без сформированности  у  обучающихся читательской грамотности. Формировать читательскую грамотность нужно  начиная с начальных классов, а затем продолжать в основном  и среднем звене.   Под грамотностью мы понимаем не орфографию и пунктуацию, не технику чтения, а  способность понимать и интерпретировать текст, искать в нём информацию, преобразовывать  форму текста и т.д.   Читательская грамотность — это способность человека понимать и  использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы  достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной  жизни. Формировать читательскую грамотность можно и нужно   на любом уроке. Но базовым предметом   для   формирования   читательской   грамотности   являются   уроки   литературного чтения.   На   примере   текста   В   Драгунского   «Он   живой   и   светится»   я   покажу   несколько эффективных,  на   мой   взгляд,   приёмов   работы   с   текстом,   способствующих   формированию читательской грамотности.  Прием – «Словарики» При первичном чтении произведения обучающие читают текст с карандашом, подчеркивая те слова, значение которых им непонятны. Затем попросить встать тех ребят­словариков, кому все   слова   в   тексте   понятны   (у   кого   нет   подчеркиваний)   и   организовать   разъяснение непонятных слов. При необходимости учитель помогает.  Этот   прием   помогает   рационально   и  эффективно   провести   словарную   работу,  которая должна быть организована при первичном знакомстве с любым текстом.  Приём – «Чтение с остановками» В   начале   урока   учащиеся   по   названию   текста   определяют,   о   чём   пойдёт   речь   в произведении. Далее текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.  ­ Прочитайте название произведения.  (­ Знаком ли вам автор? Какие его произведения вы  читали?) ­Прочитайте название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.  ­Сделайте свои предположения, о ком пойдет сегодня речь на уроке?  1.Чтение учителем 1 части до слов «…на песке и скучать» ­Как чувствовал себя Дениска, когда ждал маму? ­А какое чувство испытали вы? ­А как вы думаете,  что произойдёт дальше? 2.Чтение учеником 2 части до слов «…ты открой её­ сказал Мишка , тогда  увидишь» ­О чём говорили мальчики? ­По вашему мнению, Дениска не делился самосвалом, потому что был жадный? ­Как вы думаете, как дальше будут развиваться события? 3.Чтение учеником 3 части до слов «и я забыл про всех на свете…» ­Что было неожиданным для Дениски? (увидеть живого светлячка) ­Как вы считаете, пожалел ли Дениска об обмене? ­Как вы думаете, чем закончится рассказ? ­Вы узнаете, оправдались ли ваши ожидания, дочитав рассказ до конца жужжащим  способом.              Данная стратегия способствует выработке у обучающихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались неверными.   «Создание проблемных ситуаций» ­ Прочитайте слова на слайде и выберите, кем на ваш взгляд являются мальчики по  отношению друг к другу.  Свой выбор объясните.     Товарищи, друзья, знакомые В конце урока необходимо вернуться к проблеме и разрешить ее. Что мы и сделаем чуть  позже.  Приём ­ «Логическая цепочка» После   прочтения   текста   учащимся   предлагается   построить   события   в   логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу  большого по объёму произведения, которые мы читаем в 4 классе и старших классах. Наш текст небольшой, поэтому лучше предложить составить план рассказа и определить  его границы.  ­ Читая текст, подумайте, на сколько частей его можно разделить и определите границы  частей. – Подумайте, о чём идёт речь в первой части рассказа? (о том, как Дениска ждал маму) ­ Какими словами она заканчивается? (и не заставлял её сидеть на песке и скучать) ­  Как бы вы озаглавили эту часть? Что в ней главное? ("Ожидание мамы"). ­ О чем рассказывается во второй части? (О разговоре двух мальчиков) ­   О   чём   они   говорили?   (Мишка   предлагал   обменять   Денискин   самосвал   на   марку, плавательный круг, но Дениска не соглашался) ­ Какими словами заканчивается 2­я часть? («… тогда увидишь») ­ Как её можно озаглавить? ("Новая игрушка Дениски") и т.д.  Приём ­ «Тонкие и толстые вопросы» Дети учатся  различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы),   и   те,   на   которые   ответить     определенно   невозможно,   проблемные   (толстые) вопросы.  Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов Толстые вопросы Дайте несколько объяснений,  почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? Тонкие вопросы Кто…?               Что…? Когда…?           Может…? Будет…?           Мог ли …? Верно ли …?     Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание. Можно дать в качестве д/з составить «Толстые и тонкие вопросы»  Прием – «Название произведения»  ­ Докажите, что название рассказа выбрано не случайно.  (Любое живое существо намного дороже   и   милее   самой   дорогой   игрушки;   свет   светлячка   принес   мальчику   радость   в грустные минуты одиночества.) ­ Придумайте по 2­3 названия к рассказу.  (Далее можно предложить обсудить их)   Прием – «Взаимное чтение»  Текст читается вслух. По команде учителя ученик пересказывает услышанное своему  соседу. Текст читается дальше. Теперь его рассказывают другие дети.  Этот прием лучше использовать на этапе анализа произведения.   Прием – «Вопросы­ответы между героями»  От имени героев, предметов, животных ответить на вопросы или задать вопросы. ­ О чем мог спросить в рассказе В. Драгунского светлячок у Мишки и Дениски?   Прием – «Найти вопрос»  Учитель читает часть текста после первичного ознакомления. Это ответ на вопрос. Надо  задать этот вопрос.  И Мишка схватил мой самосвал и побежал домой. А я остался со своим светлячком,  глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как  он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека... И я не мог ровно дышать, и я  слышал, как стучит моё сердце, и чуть­чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать. И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом  свете.   Какие чувства испытывал Дениска, получив подарок?  Ребята зададут много вопросов, а ответ один. Этот прием помогает увидеть во всем  многообразии варианты вопросов, что поможет обучающимся в старших классах. После  обсуждения можно предложить ребятам записать как можно больше  вопросов.  Прием – «Продолжение мысли»  Придумать 3­5 вариантов продолжения мысли. Дениска открыл коробочку и  …  Забыл обо всем на свете  Не мог наглядеться на светлячка  Забыл про всех  Восхищался красотой маленькой звездочки  Стал счастливым  Испытал восторг  Прием – «Вопросы к тексту»  Поставьте к тексту 10­15 вопросов так, чтобы в вопросе упоминалось слово сверчок.  Работу можно проводить устно, фронтально.   Прием – «Сравнение» ­ Каким мы видим Мишку и Дениску? (Мишка ­ невежливый, любил собирать марки,  любил машины, неравнодушный к механическим игрушкам, настырный. Дениска ­ добрый,  любящий природу, чувствительный, верный, надежный, нежный.)  Решение проблемы обучающимися ­ Какая проблема возникла у нас в начале урока?  Кем взгляд являются мальчики по  отношению друг к другу? ­ Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? ­ Возможна ли дружба между такими разными ребятами? Будет ли она продолжаться в дальнейшем? (Нет, потому что у ребят разные интересы: Дениска любил все живое и красивое, а Мишка ­ дорогие механические игрушки. Да, дружба между ними не только возможна,  но  и будет  продолжаться: ведь  ребята  остались  довольны друг  другом,  и никто не в обиде.) ­ Могут ли быть полезны друг другу Дениска и Мишка? (Дениска может научить мишку вежливости,   любить   природу,   животных.   А   Мишка   может   увлечь   Дениску   марками, научить   их   коллекционировать.   Они   могут   вместе   играть   с   машинками,   увлечься техникой. Рядом с Дениской Мишка может стать добрым человеком и воспитанным) ­ Вот видите, вы сами убедились, что дружба между этими ребятами не только невозможна, но и может быть полезной.  Прием – «Синквейн»  – Подводя итог нашему разговору, составьте синквейн со словом «друзья». Работу  предложить в группах. Ученики самостоятельно составляют синквейны на листочках, а затем зачитывают. Дружба Крепкая, честная, бескорыстная Взаимообогащает, помогает, выручает Дружба ­бескорыстные взаимоотношения людей Честность Читательская   грамотность   в   определённой   степени   должна   быть   сформирована   на начальной   ступени   образования.   В   среднем   и   старшем   звене   читательская   грамотность получает своё развитие и, совершенствуясь переходит в читательскую компетентность.

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приемы формирования читательской грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.03.2017