Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе
Оценка 4.8

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
русская литература +2
Взрослым
22.05.2019
Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе
В рамках ФГОС оценивание сегодня во главе угла, и оно должно быть направлено не просто на выявление недостатков, а должно стать механизмом, обеспечивающим непрерывность процесса совершенствования качества образования, должно обеспечить конструктивную обратную связь для всех субъектов образовательного процесса. В соответствии с ФГОС система оценки должна фиксировать цели, критерии, условия оценочной деятельности.
Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся.docx
Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе Жулева И.Е., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №16 г. Балаково Саратовской области В   рамках   ФГОС   оценивание   сегодня   во   главе   угла,   и   оно   должно   быть направлено не просто  на выявление недостатков, а должно стать механизмом, обеспечивающим   непрерывность   процесса   совершенствования   качества образования,   должно   обеспечить   конструктивную   обратную   связь   для   всех субъектов образовательного процесса. В соответствии с ФГОС система оценки должна фиксировать цели, критерии,  условия  оценочной деятельности:  а) ориентировать на достижение результата  ­ духовно­нравственного развития и воспитания (личностные результаты: надпредметные задания и ситуации,  требующие от ученика, прежде всего, проявить свои личностные качества,  нравственно­оценочные действия и т.п.); формирования универсальных  учебных действий (метапредметные результаты: задания и ситуация,  требующие от ученика осуществить преимущественно надпредметные  познавательные, регулятивные или коммуникативные действия ), ­  освоения  содержания учебных предметов (предметные результаты: задачи, задания,  упражнения и их группы, в которых указана цель и учеником должен быть  представлен результат в виде применения, прежде всего, предметных знаний и  умений); б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования;  в) обеспечивать возможность принятия педагогических мер для улучшения и  совершенствования процессов образования . Английский  профессор Майкл Барбер говорил: «В педагогическом мастерстве учителей   сердцевину   образует   их   способность   точно   оценивать   прогресс учеников».  В   рабочей   программе   прописаны   нормы   оценки   предметных результатов учащихся по русскому языку. Традиционно на уроках русского языка мы оценивали и оцениваем устные ответы учащихся, письменные работы (диктанты, сочинения, изложения), грамотность, обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера). Для каждого вида работ существуют   свои   нормы   оценки.   Данные   результаты   оцениваются   по пятибалльной системе и отметки выставляются в журнал и дневник ребенка. Но время диктует свои условия. Подходы к оцениванию меняются. Одним из требований к педагогическим кадрам в условиях реализации ФГОС является владение   навыками   формирующего   оценивания.   Формирующее   (внутреннее) оценивание   нацелено   на   определение   индивидуальных   достижений   каждого обучающегося   и   не   предполагает   как   сравнения   результатов, продемонстрированных   разными   обучающимися,   так   и   административных выводов по результатам обучения. Формирующим   данный   вид   оценивания   называется   потому,   что   оценка ориентирована   на   конкретного   обучающегося,   призвана   выявить   пробелы   в освоении учащимся элемента содержания образования с тем, чтобы восполнить их с максимальной эффективностью, таким образом, оценивание направлено на формирование и развитие личности обучающегося. Здесь возникает довольно острая для нашего образования проблема: для того, чтобы этот процесс реализовался на практике ученику  необходим доступ к оцениванию, так как согласно ФГОС, оценка – это особое действие, которое должно отражать то, чему научился обучающийся, насколько он продвинулся к цели, что нового узнал. То есть учитель, всегда остававшийся контролёром, должен   поделиться   с   учеником  инструментами   оценивания,  раскрыть   ему основания  или   критерии,  по   которым   производится   оценивание,   и   дать возможность воспользоваться результатами оценивания в своих интересах. Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания отнюдь не способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как   является   внешним   фактором,   подчас   навязанным   самому   обучаемому. Чтобы   оценка   способствовала   развитию   внутренних   мотивов,   она   должна превратиться   из   внешнего   фактора   оценивания   учебной   деятельности,   во внутренний   фактор   познавательной   деятельности   самого   учащегося,   о   чем повествует один из принципов оценивания – личностная направленность. А это возможно   только   с   развитием   навыков   оценочной   деятельности   у   самих учащихся. Именно новый стандарт требует от педагога обучать детей навыкам самооценки, что является одним из приемов формирующего оценивания.   Чтобы успешно реализовать формирование самооценки, ученика необходимо научить   определенным   оценочным   умениям.  Для   того   чтобы   ребята   могли создавать оценочное высказывание, я формирую следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать   критерии   оценки.  Самый   простейший прием   «4П»:   полно, понятно, последовательно, примеры.  Приведу примеры приемов самооценки, которые     применяю   на   уроках   русского   языка.  Перед   началом   работы   над новым материалом я предлагаю ученикам оценить объем имеющихся знаний. Для   этого   использую   такие   приемы,   как   «ключевые   слова»,   где   ребята   по предложенным словам определяют степень ознакомления с темой, «мозговой штурм»,   «составление   кластера».  Также   на   первоначальном   этапе   обучения самооцениванию использую и традиционное проставление отметок по эталону, так как отметка – это условное выражение оценки (рисунок 1). Чаще всего использую   данный   прием   на     орфографических   пятиминутках,   языковых разминках. За правильно выполненное задание учащийся ставит себе отметку «5», если имеется 1­2 ошибки – отметка «4», если допустил 3­4 ошибки – отметка «3». Рисунок 1 Часто практикую на уроках прием «Лесенка» (рисунок 2). Нижняя ступенька – «не   понял   материал»,   вторая   ступенька   –   «понял   материал,   но   выполняю задания   пока   с   ошибками»   (или   с   помощью   учителя),   третья   ступенька­ «выполняю   задания   самостоятельно   и   правильно»,   четвертая   ступенька   – «задания выполняю правильно, материал урока понял и могу объяснить другу».     Рисунок 2 Прием «Лесенка»  При оценивании  используют знаки: «+»­знаю, умею правильно выполнять; «­»­ самостоятельно   не   выполняю;   «?»­иногда   ошибаюсь,   необходимо   повторить (рисунок 3).          Рисунок 3 Использую   оценочные   листы   (рисунок   4).   Например,   оценочный   лист,   с которым   учащиеся   работали   на   протяжении   всего   урока   по   теме «Правописание   гласных   –е­,   ­о­   после   шипящих   в   окончаниях существительных» в 5 классе.  Рисунок 4 Оценочные листы Учащийся научится оценивать себя, если будет сохраняться один из принципов оценивания   –   это   систематичность   оценивания.   Поэтому   я   практикую заполнение обучающими оценочных листов по определенным темам, например, по теме «Имя существительное» в 5 классе. При заполнении   таких листов видна динамика индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Ещё   один   прием   ­   «Свобода   выбора».   Ребята   выполняют   разноуровневые задания   и   оценивают   свою   работу,   пользуясь   «Листом   самоанализа   и самооценки»(таблица 1).    Таблица 1                   Лист самоанализа и самооценки 1 Какова   была   цель задания (задачи)? Удалось   получить результат   (решение, ответ)? Правильно   или   с ошибкой   выполнено задание?  Самостоятельно или с чьей­то помощью выполнялось задание? Я   оцениваю   свою работу Учитель   оценивает мою работу   2 3 4 5 6 При   оценке   предметных   результатов   использую   технологические   карты,   в которых   указываются   задания   (учебные   элементы),     инструкции   и   время выполнения. Каждое задание оценивается по десятибалльной системе. В конце работы   подсчитываются   все   баллы   и   учащийся,   пользуясь   критериями, выставляет отметку за урок. При выполнении упражнений на уроках русского языка я иногда использую сочетание   рефлексивной   (знание   о   собственном   знании   или   незнании)   и прогностической (оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с решением?») самооценки.   Это   «волшебные   линеечки»   (рисунок   5).   Прочитав   задание, учащийся на шкале Д отмечает, на каком уровне он сможет выполнить это задание.   После   выполнения   обучающийся   на   шкале   С   отмечает,   на   каком уровне он выполнил это задание. Рисунок 5 «Волшебные линеечки» Систематически   на   уроках   русского   языка   использую   «Таблицу требований» (таблица 2).   Если ученик успешно (частично успешно) выполнил задание, то в графу соответствующего умения ставится знак «+». Учитель и родители   получают возможность   проследить развитие ребёнка, определить, какое умение из таблицы требований вызывает затруднение у ученика. В таких случаях я принимаю решение, что данный вид заданий необходимо проработать с данным учеником ещё раз. 4. Таблица 2  Таблица требований  «Безударная гласная в корне слова» Задание: Доказать правильность написания безударной гласной в корне слова зеленеть. Поставить ударение Выделить корень   в Подобрать проверочное слово Вставить безударную гласную Определить есть   ли   корне безударная гласная + + + + +      На уроках я часто использую взаимопроверку. Этот прием способствует не только   формированию   умения   контролировать   свои   действия,   но   и воспитывает   и   такие   качества,   как   честность   и   правдивость,   коллективизм, дисциплинированность и др. 1 способ оценивания: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу же   после   выполнения   самостоятельной   работы,   обосновывает   свою   оценку, указывает на недочеты. 2   способ   оценивания:   ученик   сначала   оценивает   себя,   затем   идет   обмен тетрадями и оценивание в паре. 3  способ:   за     1­2  дня   до   взаимопроверки   по   пройденной   теме   или   разделу программы   учащиеся,   которые   были   наиболее   активными   и   обнаружили хорошие знания, получают карточку с вопросами, заданиями, по которым они будут спрашивать других учащихся.(Формируется  желание к самопознанию и ответственность за свои знания)  Нужно отметить, что разрабатывать критерии при оценивании образовательных результатов–сложный процесс, требующий систематичности, конкретики.  На данный момент у нас с учащимися отдельные критерии получаются нечеткими, неконкретными.Но   вместе   с   этим,   замечу,   что   привлекая   учащихся   к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках детей   чувствуется   умение   предвидеть   результаты   их   деятельности, большинство   умеют   прогнозировать   последствия;   осознанно   воспринимают учебный   материал,   понимают   границы   своих   знаний;   повышается   уровень ответственности за учебную деятельность. Подводя итог, стоит отметить, что  процесс  оценивания  достаточно  сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание действительно становится необходимым элементом   обеспечения качества   образования,   поэтому   оценивание   на   уроке   должно   быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего. Список литературы 1.Амонашвили,   Ш.А.   Размышления   об   оценочной   основе   педагогического процесса // Размышления о гуманной педаго¬гике. [Текст]/ Ш.А.   Амонашвили ­ М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001. 2.Бернс Р. «Развитие Я­ концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.  3.Захарова   А.В.   «Формирование   самооценки   в   учебной   деятельности»   Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977. 4.Цукерман Г.А., Гинзбург Д.В..  Как учительская оценка влияет на детскую самооценку? 5.Каким должен быть современный урок. http  6.Интернет http://festival.1september.ru/articles/311962/ 7.Интернет   источник:   о   влиянии   самооценки   на   успешность   в   обучении http://festival.1september.ru/articles/560094/  .  it  ­  n  .  ru.  ://   www    о самооценке статья   источник:

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе

Приемы оценивания качества образовательных достижений обучающихся на уроках русского языка в основной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2019