ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Оценка 4.8
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
22.08.2018
В статье автор рассматривает возможность проектирования здоровьесберагающей среды для детей дошкольного возраста через создание коммуникативного пространства в четырех уровнях. Главным условием сохранения здоровья ребенка в условиях детского сада является учет нейропсихологических особенностей ребенка. Нейродидактика в детском саду поможет сгладить стрессогенные ситуации, связанные с особенностями массового пребывания детей в течение 10-12 часов.файл в формате docx
здоровьесберегающая среда.docx
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ
СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Ионова Светлана Петровна
старший преподаватель
филиал АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области
Аннотация: создание доровьесберегающей среды в дошкольной
организации теребует более пристального внимания взрослых. Оно должно быть
основано на знаниии нейропсихологических особенностей детей дошкольного
возраста. Это поможет создать кофортные условия и сохранить здоровье детей в
дошкольной организации.
Ключевые слова: коммуникативное пространство здоровьесбережения,
репрезентативная система, правополушарные и левополушарные дети,
социальное воспитание.
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы…».
В.А.Сухомлинский
Постановка задачи здоровьесбережения в педагогическом процессе
дошкольной организации может быть представлена в двух направлениях:
задачаминимум
отвечает
фундаментальному принципу медицины и педагогики: "Не навреди!" и
Задачаминимум
и
задачаоптимум.
заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития,
которые не оказывают негативного воздействия на здоровье ребенка. В данной статье мы рассмотрим какие возможности есть у воспитателя по созданию
здоровьесберегающей среды.
Пожалуй, никто из родителей, воспитателей и педагогов не будет
возражать против утверждения, что развитие ребёнка, его личностных качеств
во многом определяется взаимоотношениями, которые складываются у ребенка
с окружающими его близкими людьми. Точно так же и отношение детей
младшего возраста к своему здоровью в значительной степени зависит от
ближайшего окружения. В отечественной психологии, прежде всего в работах
Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина [1; 10] было показано, что именно взрослый,
выступая носителем культурных норм и правил, смыслов, выступает напрямую
или опосредованно организатором детских деятельностей. До 3х летнего воз
раста ребенок не может самостоятельно замечать и объективно оценивать
особенности своего организма. Однако уже в этом возрасте малыш испытывает
состоянием и
определенные психологические ощущения, связанные с
деятельностью всех систем своего организма. На этой ступени своего, развития
ребенок отражает мир через свой конкретный чувственный опыт, в его психике
возникает переплетение образнословесных ассоциаций. Когда речь идет о
формировании правильного отношения к своему здоровью у ребенка, способы
«прямого» воздействия часто не дают эффекта.
целесообразным условием здоровьесбережения
Поэтому наиболее
является выстраивание
коммуникативного пространства ребенка дошкольного возраста.
Воспитатель должен знать о существовании четырех устойчивых уровней
коммуникативного пространства:
1) Физический. На этом уровне воспитатель удовлетворяет природные
потребности ребенка в еде, тепле, сне, отдыхе. Особенно важно это в период
адаптации к детскому саду. Для большинства детей это первый опыт
коллективного общения, поэтому новую обстановку, незнакомых людей не все
дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них отказываются спать, принимать пищу, плачут. Франсуаза Дольто, в своей книге «На стороне детства»
рассказывает о том, что в детстве она мечтала стать врачомвоспитателем [2,
с.83]. Это значит, таким врачом, который знает, что дети иногда болеют от того,
Ремо Ларго автор книги «Детские годы» пытается
как их воспитывают.
ответить на вечные воспросы: как любить детей? как их воспитывать, чтобы они
были готовы к жизни в новых, постоянно изменяющихся обстоятельствах? В чем
смысл жизни и какова цель воспитания? Главная идея книги – взрослым нужно
научиться «читать» детей, и чем больше внимания будет уделяться
индивидуальным потребностям и особенностям ребенка, тем меньше будет
педагогических издержек.
2.
Психологический
доброжелательную, психологически комфортную среду,
На этом уровне воспитатель создает
осуществляет
выстраивание доверительных отношений, а ребенок удовлетворяет свои
потребности в любви, сочувствии, понимании. Чтобы ребенок стал доверять,
необходимо замечать его успехи, поддерживать веру в собственные силы. Важно
так построить педагогический процесс, чтобы он каждый день отвечал
интересам, возможностям и самочувствию детей. Если внимательно посмотреть,
как организовано массовое дошкольное воспитание, то можно увидеть, что все
сделано так, как удобно взрослым: режим дня, группы детей одного возраста,
программы, ориентированные на «среднего» ребенка… Принимая во внимание
тезис В.С. Мерлина о том, что понятие типичного не применимо к интегральной
характеристике личности человека, [3, с.66] мы можем говорить том, что
конституциональные особенности, нейродинамические и психодинамические
свойства (особенности нервной системы, темперамент, задатки) индивидуальны
и фенотипическими особенностями
по своей природе, предопределены
конкретного человека. Их влияние на развитие личности и индивидуальности
С.Л. Рубинштейн подчеркивает и обратную зависимость
несомненно.
жизнедеятельности субъекта от его индивидуальных свойств (наследственных
предпосылок, сложившихся ранее в истории личности потребностей, способностей свойств характера) [4, с. 60]. Однако дошкольное воспитание и
обучение никак не учитывает эти свойства и особенности, поэтому многие
современные дети не вписываются в идилистическую картину дошкольного
воспитания. Если по определнию образование деятельность, связанная с
поиском и обретением конкретным человеком своего «человеческого образа»,
требующая от него не подражания, а выбора, конструирования, проектирования
этого образа и самовоспитания в соответствие с ним, то дошкольное
образование выстроенное по образцу и подобию не соответствует указанным
критериям, а многообразие среди детей требует отказа от представлений о
норме и общепринятых ожиданий.
3) Социальный. Этот уровень коммуникации подчиняет интересы
индивида интересам социума, т.е. осуществляется социальное воспитание.
Социальное воспитание трактуется как создание педагогических условий с
целью позитивного развития личности человека, его духовноценностной
ориентации. Основными средствами социального воспитания дошкольников
являются игра, общение с детьми, беседа, чтение. В игровой деятельности
ребёнок начинает задумываться о том, как складываются взаимоотношения
между людьми, осознают смысл их труда. Этот уровень коммуникативного
пространства позволяет ребенку дошкольного возраста овладеть новой
социальной ролью школьника в условиях детского сада. Однако ценной и
поддерживаемой взрослыми является, прежде всего, учебная деятельность, а
другие деятельности (в том числе игры, общение со сверстниками)
рассматриваются как неважные. У детей нет достаточного времени для
свободной игры, для самостоятельной, ими инициируемой и регулируемой,
деятельности, реализации собственных замыслов. Одновременно с этим
ограничено пространство для таких активностей, ограничены возможности для
экспериментирования, преобразования реального пространства. Анализ
распорядка дня в детских садах свидетельствует о том, что для игры в день в
среднем отводится 40 мин., а остальное время наполнено организованными учебными, развивающими занятиями. К сожалению, наблюдения показывают, что
и в это отведенное для игры время дети не успевают развернуть полноценную
игру. Взрослые в детском саду активно используют дидактические игры
(которые не являются по своей сути игрой, инициированной ребенком). Игра все
чаще выступает не как самостоятельная и самоценная детская деятельность, а
как средство приобретения новых умений, представлений, как методическое
средство развития высших психических функций.
4) Интеллектуальный. Интеллект – это не одно явление, состоящее из
множества способностей, наоборот, существует много различных видов
интеллекта, каждый из которых важен посвоему и независим от других. Теория
множественного интеллекта базируется на двух важных утверждениях. Первое:
люди обладают всеми видами интеллекта. Второе: они отличаются
преобладанием различных интеллектуальных профилей, так же как, например,
отличаются внешностью и чертами темперамента. языковой – искусное владение
языком, любовь к словам и стремление их исследовать; логикоматематический
– рассмотрение и оценка предметов и понятий в их взаимоотношениях и
взаимосвязях; музыкальный – способность воспринимать, сочинять и исполнять
произведения в разной тональности, ритме и тембре; пространственный –
способность точно воспринимать зрительные объекты. Способность создавать в
уме модель пространственного расположения предмета и использовать эту
модель; телеснокинестетический – совершенное владение телом и искусное
манипулирование предметами; интраперсональный – умелое распознавание
своих чувств и настроений; интерперсональный – умелое распознавание чувств,
настроений, душевных состояний других людей, а также использование этой
информации для управления их поведением; интеллект естествоиспытателя –
распознавание и классификация природных объектов. Воспитатель как виртуоз
должен найди подход к каждому ребенку, чтобы обеспечить ему комфортное
пребывание в детском саду. Воспитатель, создавая четыре уровня коммуникативного пространства,
должен учитывать нейропсихологические особенности каждого ребенка и
группы в целом. Зная ведущую зону сенсорного опыта, ведущее полушарие,
педагогу легче предположить психологическую совместимость детей при
организации игровой, учебной или коммуникативной деятельности. Дети,
схожими Нейропсихологическими особенностями, быстрее
обладающие
налаживают коммуникативные контакты, что важно учитывать при освоении
коллективных форм взаимодействия, в период адаптации и при организации
индивидуальных контактов: ребенок ребенок, взрослый ребенок. Зная,
сколько в группе визуалов, кинестетиков, аудиалов, можно определить
необходимое количество и качество игрового материала в групповой комнате,
его расположение, частоту использования детьми.
Для успешного усвоения учебного материала правополушарным детям
комфортно располагаться полукругом перед воспитателем, для этих детей
важно ощущать плечо сверстника и реакцию всех участников познавательного
процесса. Для левополушарных детей важно находиться в последовательности
друг за другом и желательно иметь личное индивидуальное пространство за
столом (партой) на одного человека. Такой подход позволит избежать
стрессогенных факторов, провоцирующие нервозность, тревожность и другие
негативные проявления, позволит создать комфортную среду общения, т.е
решать проблему здоровьесбережения на уровне задачиминимум.
Таким образом мы выяснили, что здоровье и развитие ребенка напрямую
зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его
воспитания, какие люди его окружают.
Список литературы
1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы
психологии. 1966. № 6. С. 62–76. 2. Франсуаза Дольто. На стороне ребенка// СПб., издательство «Петербург XXI
век», 1997
3. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности// М.:
Педагогика, 1986
4. Рубинштейн М.М. О некоторых психологических особенностях детей
дошкольного возраста//Дошкольная педагогика. Под ред. Е.А.Флериной// М.:
Учпедгиз, 1946,с.54
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИЕМЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.