ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Оценка 5

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Оценка 5
Научные работы
doc
дефектология +1
Взрослым
30.03.2017
ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Расстройства аутистического спектра (РАС) - нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипности деятельности и поведения, приводящими к нарушениям социального взаимодействия. Аутизм может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия
Выпускная квалификационная работа на тему.doc
ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА Выпускная квалификационная работа на тему: Введение Синдром   раннего   детского   аутизма   встречается   во   всех   социальных классах и у всех народов с одинаковой частотой. Последнее время отмечается тенденция   к   росту   частоты   встречаемости   аутизма   в   популяции.   Из­за неоднозначности   критериев   (медицинских,   педагогических,   социальных),   в настоящий момент статистические данные колеблются от 15­20 детей на 10 000   детского   населения,   до   40­50   на   10   000   детского   населения.   Частота заболевания у мальчиков и девочек различна: 4­4,5:1 соответственно. Аутизм   может   быть   результатом   дезинтеграции   процессов   развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на ранее развитие ребенка, а последствия этого влияния, как правило, отражаются на всей   жизни   человека. В   легкой   степени   он   может   встречаться   при   характера, конституционных   особенностях   психики     (акцентуация   психопатия),     а     так   же     в     условиях   хронической   психической   травмы (аутиcтическое развитие личности). А может выступать как грубая аномалия психического развития (ранний детский аутизм). Ощутимой становится потребность подбора коррекционных подходов и выбор наиболее эффективных приемов.  В своем исследовании я подробно остановлюсь на проблемах поведения детей с расстройствами аутистического спектра. Цель:   теоретически   обосновать   и   практически   подтвердить необходимость специального   подбора приемов профилактики и коррекции нарушений поведения у детей с расстройствами аутистического спектра Объект исследования:  нарушения поведения. Предмет исследования: приемы профилактики и коррекции нарушения поведения. Контингент: дети с расстройством аутистического спектра. Задачи исследования: 1.   Теоретическое   обосновать   необходимость   изучения   проблем профилактики и коррекции нарушений поведения: ­  изучить понятие и классификацию расстройства аутистического         спектра;  ­  раскрыть виды нарушений поведения;  ­  проанализировать особенности поведения у детей с аутизмом. 2. Организовать и провести эксперимент с целью изучения особенностей поведения у детей с расстройствами аутистического спектра. 3.   Подобрать   диагностические   методики   для   изучения   особенностей развития и характеристики поведения.  4. На основе результатов диагностики особенностей поведения детей выбрать   основной   коррекционный   подход,   обосновать   подбор   приемов профилактики и коррекции нарушений поведения.  Впервые   термин   «аутизм»   (от   греч.   autos   –   сам)   ввел   в   1912   году Э. Блейлер для обозначения особого вида мышления, которое регулируется эмоциональными   потребностями   человека   и   не   зависит   от   реальной действительности.  В 1943 г. Л. Каннер первым формулирует и приводит триаду симптомов и называет выделенный синдром – ранний детский аутизм (РДА).   Вслед за Л. Каннером этот же синдром описывают немецкий психиатр Г. Аспергер в 1944 г., и российский психиатр С.С. Мнухин в 1947.  Нарушения   психического   развития   при   детском   аутизме   являются множественными,   всепроникающими.   Характерной   чертой   психического развития   при   аутизме   является   противоречивость,   неоднозначность   его проявлений. Аутичный ребенок может проявить себя умственно отсталым и высокоинтеллектуальным, парциально одаренным в какой­то области (музыка, математика), но при этом не имеющим простейших бытовых и социальных навыков;  Как   своеобразный   компромисс   между   теорией   и   практикой   возник термин   «расстройство   аутистического   спектра»   (РАС),   объединяющий   все варианты   аутистических   расстройств.   В   настоящее   время   в   группу   РАС принято включать разные клинические группы: Расстройства аутистического спектра (РАС) ­  спектр психологических характеристик,   описывающих   широкий   круг   аномального   поведения   и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Отечественные авторы Е.Р. Баенская и М.М. Либлинг к наиболее явным чертам относят следующие: 1. Нарушение   способности   к   установлению   эмоционального контакта. 2. Стереотипность   в   поведении,   которая   проявляется,   как выраженное   стремление   сохранить   постоянство   условий   существования   и непереносимость малейших изменений.  3. Особенности   речевого   развития:   мутизм,   эхолалии.   Речевые штампы, стереотипные монологи, отсутствие  в речи 1­го лица, нарушающие возможность коммуникации. В соответствии с уровнями и наблюдением за симптомами при аутизме, О.С.   Никольской   и   соавторами   в   1985   ­   1987   гг.   были   выделены   четыре основные группы детей с расстройствами аутистического спектра. 1­я и 2­я группы – самые тяжелые. Прогноз развития этих детей не самый благополучный. 1­ая   группа.  Дети   с   отрешенностью   от   внешней   среды   (уход   от ситуации, глубокое погружение в себя).  2­ая   группа.  Дети   с   отвержением   внешней   среды   (стереотипные действия и заглушение неприятных впечатлений извне).  3­я группа. Дети с замещением внешней среды (стереотипные монологи у детей с развитой речью с фиксацией на пережитых страхах).   4­ая   группа.   Дети   со   сверхтормозимостью   окружающей   средой (застенчивость, сверхранимость).  В   качестве   основных   поведенческих   проблем   аутичных   детей традиционно   рассматриваются   страхи,   агрессия,   самоагрессия,   влечения, непреодолимая стереотипность и др [27]. Поведенческие   проблемы   требуют   очень   осторожного   отношения   к себе,   особенно   на   этапе   своего   возникновения.   Неправильная   реакция близких,   которые   естественно   пытаются   устранить   нежелательный   способ поведения малыша, часто лишь его усиливает и закрепляет или приводит к появлению   новых   "странностей"   ребенка.   Сложность   заключается,   прежде всего, в том, что все эти проблемы тесно связаны между собой.  В   настоящее   время   наиболее   распространенными   в   коррекции расстройства   аутистического   спектра   принято   считать     три   подхода   – эмоционально­уровневый,   TEACCH.   АВА   (прикладной   поведенческий   анализ)   и Основная   цель   эмоционально­уровневого  подхода:   коррекция эмоциональной сферы, эмоциональное тонизирование ребенка. Контингент детей может быть выбран для детей с легкими формами аутизма. Оперантная   терапия   (АВА).  В   основе   оперантного   обучения   лежат исследования   бихевиористов,   направлено   на   тренинг   социально­бытового поведения   через   отработку   отдельных   операций   с   их   последующим объединением.  \ TEACCH программа. Данная программа начала разрабатываться      Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым в начале 70­х годов.  Цель:  добиться возможности жить "независимо и самостоятельно", но только в особых, ограниченных или искусственно созданных условиях.  Данный   подход   не   может   быть   выбран   для   детей   раннего   возраста; специально   разработан   для   работы   с   людьми   с   расстройствами аутистического спектра, подходит, как для детей, так и  для взрослых. Исследование проводилось с апреля по октябрь 2016 года. В эксперименте принимал участие один ребенок – девочка Анастасия К., 7 лет (имя изменено).   Анастасии на комиссии ПМПК дано заключение: обучение   по   адаптированной   основной   общеобразовательной   программе   с   учетом дошкольного   образования   (VII   вид),   старшая   группа, психофизических   особенностей   ребенка   с   расстройствами   аутистического спектра.  с 2014 года посещает среднюю и старшую группы в Государственном краевом   бюджетном   общеобразовательном   учреждении:   «Специальная (коррекционная)   общеобразовательная   школа­интернат   для   обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» в  Перми.  Сейчас перешла   в   подготовительную   группу.   Среднюю   группу   посещала   со слабослышащими детьми, т.к. в рекомендованной группе для детей с ЗПР не было свободных мест.  Мной были использованы  1. Методика   диагностики   раннего   детского   аутизма   авторы   К.С. Лебединская, О.С. Никольская (далее МДНПС). позволяет   выявить   ведущие   нарушения   развития,   структуру   психики ребенка,   потенциальные   возможности   ребенка,   развитие   различных психических   функций   и   выявить   наиболее   сохранные.   Эта   психолого­ педагогическая   диагностика   позволяет   создать   основу   для   коррекционной работы.  2. Методика   диагностики   эмоциональных   нарушений   у детей   авторы   М.К.   Бардышевская,   В.В.   Лебединский   (далее   МДЭН). выделяют в базальной системе эмоциональной регуляции следующие уровни: уровень оценки интенсивности средовых воздействий; уровень аффективных стереотипов; уровень экспансии; уровень аффективной коммуникации.  О.С. Никольская   считает,   что   искажение   психического   развития   при   аутизме связано с нарушением развития системы аффективной организации сознания и поведения [30, С. 22].  В результате проведения эксперимента ребенок отнесен к 3­й группе РДА по классификации О.С. Никольской. На это указывает ряд признаков таких   как:  трудности   взаимодействия;   поглощенность   одними   и   теми   же занятиями   и   интересами;   разговоры   на   одну   и   ту   же   тему;   интерес   к   Налицо   нарушения страшным,   неприятным,   асоциальным   явлениями.   регуляции мышечного тонуса, слабая координация движений туловища; отказ от обучения; активный негативизм, связанный и с боязнью трудностей; часто старается переложить выполнение задания на близких; спокойна к изменению пространства окружающей обстановки, но впадает в истерику, если что­то новое     неожиданно.   Есть   признаки   агрессии.   Кроме   того   были   выявлены признаки   4   группы   РДА   –   это   повышенная   ранимость,   тормозимость   в контактах неразвитость самих форм общения, трудности сосредоточения и   организации становится вялым, но это легко сменяется перевозбуждением. Иногда может утомляется, Ребенок ребенка.       легко смотреть в лицо собеседнику, но контакт с ним носит прерывистый характер. Выражена задержка психического развития в  целом.                                          Полученные результаты определили выбор основного коррекционного подхода – это   эмоционально­уровневый подход. Выбор основного подхода определялся такими факторами:   Относительно легкая форма раннего детского аутизма; В структуре дефекта на первом плане выступают аффективные нарушения,   являющиеся   основным   препятствием   к   общению   и   развитию   в целом;  Отсутствие   «естественных»   социально   адекватных   способов коммуникации;  Наличие выраженных когнитивных нарушений; В   результате   проведенной   работы   по   анализу   и   подбору   наиболее эффективных  приемов  профилактики  и коррекции особенности  поведения, выявленных   у   ребенка,   принимавшего   участие   в   эксперименте,   нами   были определены основные направление работы и путы коррекции. Программа составлена с учетом индивидуальных особенностей ребенка и представляет практическую значимость в работе. Программа имеет практическую направленность, учитывает  индивидуальные особенности ребенка. Учитывая трудоемкость работы на  первом этапе ­ установления контакта ­ разработанная нами программа была  реализована частично

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

ПРИЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2017