ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ
Оценка 4.9

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
химия
8 кл
03.03.2018
ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ
В данной статье описываются приёмы развития смыслового чтения и организация работы с текстом на уроках химии. Приводятся примеры использования таких форм работы с текстом, как "Чтение по частям", "Чтение в паре", "Мозговой штурм", применение оргдиалога на примере фрагмента урока по теме "Физические явления в химии" для обучающихся 8 классаВ данной работе приводится конспект урока по теме "Физические явления в химии" для обучающихся 8 класса, где используются приёмы и формы развития смыслового чтения и работы с текстом на уроках химии, такие как "Чтение по частям", "Чтение в парах", "Мозговой штурм"
Приемы развития смыслового чтения на уроках химии.docx
Султангулова Лениана Павловна,                                                                      учитель химии МАОУ­СОШ № 93                                           город Екатеринбург  ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ      Успешность обучения связана с умением школьников понимать текст учебной литературы, а также оформлять собственные устные и письменные тексты. К сожалению, многие современные школьники не любят и не умеют читать, в результате качество обучения снижается, интерес к изучаемой дисциплине пропадает. На предмете химия уместно формировать следующие умения, лежащие в основе смыслового чтения [1]: 1) ставить цель чтения; 2) актуализировать отдельные содержательные моменты текста: а) выделять в тексте непонятные слова, толковать их (с помощью словаря, в контексте); б)   отвечать   на   вопросы   по   содержанию   текста;   отвечать   на   вопросы, направленные на обсуждение текста; в)   сформулировать   вопрос   к   тому,   что   непонятно   в   тексте   (вопрос   на понимание   текста);   сформулировать   вопрос,   направленный   на   обсуждение текста; г) находить в тексте подтверждение предложенного суждения; подтверждать свое суждение примерами из текста; д) извлекать из текста информацию, данную в явном виде; извлекать из текста информацию, данную в неявном виде; 3) связывать содержательные моменты друг с другом: а) выделять в тексте ключевые слова; б) выделить смысловые части текста; в) выделить главную мысль (мысли) текста; г) озаглавить абзацы (смысловые части) текста, составить план текста; 4) формулировать выводы на основе прочитанного.      Формирование этих умений требует активного взаимодействия учащихся друг с другом. Специальная организация взаимодействия учащихся получила название   организованного   диалога   (оргдиалога).   Наличие   оргдиалога   в структуре   урока   дает   возможность   заложить   в   обязательные   результаты обучения речевой компонент [2]. Например: «каждый ученик к концу урока должен   знать   свойства   амфотерных   оснований,   комментируя   свой   ответ конкретными   примерами   и   лабораторными   опытами».   Или:   «учащиеся классифицируют   неорганические   вещества   по   различным   признакам, объясняют   при   этом   ход   собственных   мыслей   и   действий».   (Речевые компоненты подчеркнуты.) Речевой компонент может представлять собой не только способ действия или рассуждения, но и устойчивые речевые обороты, позволяющие вспомнить правило, раскрыть вопрос, дать определение и т.д. Такой устойчивый оборот называют клише. Клише ­ речевая опора действия, оно лаконично и конкретно. При   построении   клише,   речевых   компонентов,   заданий   целесообразно использовать приемы «критического мышления». Критическое мышление­это мышление открытое, не принимающее догм, рефлексивное, это способность вырабатывать   аргументы,   принимать   независимые   продуманные   решения, умение занять свою позицию, и умение обосновать её, способность выслушать собеседника. Особенностью данной технологии является то, она позволяет проводить   уроки   в   оптимальном   режиме.   У   детей   повышается   уровень работоспособности,   усвоение   знаний   на   уроке   происходит   в   процессе постоянного поиска. Прием «критического мышления ­ «Таблица Знаю­Хочу знать ­Узнал» ­ это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на разных стадиях ­ вызова, осмысления, рефлексии по ходу работы с информацией. Организация диалога имеет определенную специфику, необходима активная роль   учителя,   который   управляет   поведением   учащихся,   направляет   на совместную работу, заранее планирует содержание урока. Раскроем   несколько   приемов   и   форм,   которые   занимают   мало   времени   в применении и удобны при работе с разными текстами. Прием «Чтение по частям» Форма работы групповая. Преимущества этого приема в том, что к работе привлечены   все   учащиеся   класса.   Текст   делится   на   4­5   частей.   В   каждой группе   4­5   человек.   Если   параграф   большой   по   объему,   выбирается   один пункт или несколько. 1.  Каждый   член   группы   имеет   свой   номер   и   читает   свою   часть.  Сильным учащимся  в  группах  можно дать часть  текста большего  объема  или  более сложного по содержанию. Дети должны сконцентрировать чтение только на своей части. 2. Передача содержания текста. (После чтения ответственный за свою часть рассказывает её товарищам в группе) 3.   После   обсуждения   любой   ученик   вызывается   к   доске   для   передачи содержания текста, и каждый из членов группы будет переживать за ответ товарища.  Если   отвечающий   у   доски   не   справляется   с   ответом,  помогают товарищи из группы. Оценки выставляются или всей группе, или выборочно членам группы. Все зависит от ответа учащихся и состава группы. «Чтение   в   паре»  ­  удобный  прием,   так   как   учащиеся   сидят   за   партами парами. Данный прием можно использовать как для объяснения, так и для закрепления изученного материала. 1. Учитель текст параграфа делит на 4­6 частей. 2. Каждой паре даётся одна часть. Учитель распределяет роли в паре: один из пары репортёр, второй отвечающий. Оба ученика в паре читают свою часть. После   чтения   репортёр   передаёт   содержание   текста   отвечающему   без подглядывания, но может использовать при ответе графические знаки, типа кластеров,   схем   для   запоминания   и   рассказывать   по   ним.   Отвечающий слушает и задаёт наводящие вопросы, например: «Напомни, было ли там…?», «Что можешь сказать насчёт…?», «Я не совсем понял…?», «Что значит это слово…?», «Было ли там..?». Затем они меняются ролями. 3. Каждая пара рассказывает свою часть перед всем классом. 4. Класс внимательно слушает ответы и ставит оценки каждой паре. Можно использовать дифференцированный подход: средним учащимся давать тексты для пересказа большего объёма, чем слабым, а сильные учащиеся получают задания   творческого   характера:   составить   тест,   небольшой   кроссворд   по тексту. Также учащиеся могут получить индивидуальные задания: оценивать содержание   всего   изучаемого   материала   по   предложенным   учителем вопросам: а)   какие   слова   и   выражения   выделены   курсивом   или   жирным   шрифтом, почему? б) какой раздел самый большой, по­вашему, почему? в) в каком разделе можно найти ответ на вопросы? и т.п. Вопросы заранее составляются учителем. Данный прием помогает активизирует мыслительную деятельность учащихся, после такой работы дети с большим интересом читают новый материал. Следующие формы работы и приемы используются до чтения текста. Прием «Мозговой штурм» позволяет не только активизировать школьников и   позволяет   разрешить   проблему,   но   также   и   формирует   нестандартное мышление. Такая методика не ставит в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации. 1.В начале урока учитель дает индивидуальное задание: «Напишите в течение 3 минут все, что знаете или думаете об… основаниях, кислотах, солях…». 2. Работа в парах – думаем, обмениваемся мнением, дополняем свои записи. Каждая   пара   готовит   по   1   вопросу   к   изучаемой   теме,   например:   «Чем отличаются основные оксиды от кислотных оксидов»? 3. Работа в группах: обмен мнениями, дополняем записи. Каждой группой выбираются самые интересные вопросы, составленные в парах и записываются на доске. 4. Каждая группа выбирает 2 вопроса, на которые кто­то из ее членов мог бы ответить. ­ ответы в группе обсуждаются, и 1 член группы отвечает на поставленный вопрос. ­   затем   учащиеся   читают   параграф   учебника,   после   чтения   обсуждают неточности, ошибки, допущенные по теме до чтения текста, отмечают, о чем не шла речь вообще. Использование   этих   и   других   приёмов   помогает   школьникам   научиться осознанно работать с текстом и преодолеть нежелание читать. Осмысленное чтение поможет учащимся самостоятельно получать информацию в условиях общения с главным источником знаний – книгой. Приведем пример применения оргдиалога на уроке химии. Конспект фрагмента урока по теме «Физические явления в химии» для учащихся 8 класса Тема: Физические явления в химии. Цель:   формирование   способности   у   учащихся   к   выполнению   физических приемов   (фильтрование,   дистилляции,   кристаллизация,   выпаривание, отстаивание) Задачи: ­ выяснить отличие физических явлений от химических явлений; ­ обеспечить усвоение и отработать навыки у учащихся физических приемов, эксперимента; ­ продолжить формирование умений работать с текстом учебника (в парах, группах, индивидуально). Тип урока: открытие новых знаний. Оборудование: пробирки, бюксы с реактивами солей, воронка, фильтр, стеклянная   палочка,   колбы,   штатив,   горелка,   делительная   воронка, фарфоровая чашка, таблицы физических приемов, ноутбук, учебник химии, эксикатор. Формы работы: групповая, коллективная, индивидуальная. Продолжительность занятия:40минут Ход занятия 1. Организация класса. 2. Мотивация к учебной деятельности проводится учителем фронтально по заранее подготовленным, наводящим вопросам (актуализация знаний), на доске таблица в три колонки: Знаем ­Хотим узнать­ Узнали Вопросы учителя: Что знаете о физических явлениях? Что знаете о химических явлениях? Какие знаете физические приемы? Приведите примеры физических явлений. Приведите примеры химических явлений. Учащиеся обсуждают вопросы в парах, заполняя первую колонку таблицы в своих тетрадях, а учитель заносит правильные ответы учащихся на доске: "Физические явления происходят без образования новых веществ" "Химические явления идут с образованием новых веществ" "Физические   явления  ­   изменение   формы,  объема,  агрегатного   состояния тела" "Химические   явления   ­   горение   чего­либо,   порча   продукта,   процесс фотосинтеза, дыхания" "Взвешивание, фильтрование, выпаривание" 3. Актуализация требований к ученику в аспекте учебной деятельности (постановка учебной задачи). Дальнейшая   деятельность   учителя   направлена   на   сохранение   интереса   к изучаемой   теме:   "Внимательно   просмотрите   фильм   и   запомните последовательность   действия   физических   процессов,   таких   как фильтрование,   выпаривание,   кристаллизация.   По   ходу   просмотра   фильма каждый индивидуально заполнит вторую колонку таблицы "Хотим узнать"» Возникшие   вопросы   по   фильму   ученики   обсуждают   в   парах.   В   ходе обсуждения учитель акцентирует внимание учеников на основных вопросах, которые записывает на доске во вторую колонку: "Чем отличается гладкий фильтр от складчатого?" "Где используют делительную воронку?" "Эксикатор ­ оборудование для охлаждения или хранения реактивов?" 4.   "Открытие   нового   знания"  (выход   из   затруднительной   ситуации, осмысление ) ­ индивидуальное чтение параграфа № 25 учебника Габриелян О.С. «Химия 8 класс», обсуждение нового материалв в паре и заполнение в тетради третьей колонки "Узнали": "Физические   приемы,   используемые   в   химии:   выпаривание,   высушивание, дистилляция, кристаллизация, фильтрование, отстаивание. "Гладкий фильтр не складывают в гармошку". "Складчатый фильтр используют для ускорения процесса фильтрования". "Делительную воронку используют для разделения смеси нефти, воды или смеси растительного масла и воды". "Эксикатор используют для охлаждения". 5. Практическое применение полученных знаний. Предлагается решить экспериментальную задачу №4 (учебник «Габриелян О.   С.   Химия.   М.:   Дрофа,   2013»,   с.   155),   включающую   проведение эксперимента – отработку физических приемов: фильтрования, выпаривания. 6. Рефлексия Понравился ли урок? Чем? Какие затруднения испытывали? Что поняли? Что осталось непонятным? Такое   самостоятельное   изучение   можно   использовать,   если   тема   нового материала не сложная или изучалась ранее. Деятельностный подход позволяет побудить   учащегося   к   активному   участию   в   учебном   процессе.   Благодаря использованию приема смыслового чтения урок получается продуктивным.  Литература 1.Запятая О.С. Формирование и мониторинг общих умений коммуникации учащихся: методическое пособие. – Красноярск, 2007. – 136с. 2.Литвинская И.Г. Технологические особенности урока с организованным диалогом учащихся // Коллективный способ обучения. 2011. №12. С. 12­17.__

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ХИМИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018