Урок 11 ПРИХОД К ВЛАСТИ БОЛЬШЕВИКОВ
Общие цели: определить круг основных проблем, связанных с вооруженным восстанием в Петрограде; дать представление учащимся о провозглашении и утверждении Советской власти; охарактеризовать условия Брестского мира.
Вспомогательные цели: назвать причины взятия власти большевиками в октябре 1917 г.; перечислить первые преобразования большевиков; с опорой на материал § 11 оценить влияние событий октября 1917 г. на будущее России.
Дополнительные цели: привести доказательства того, что летом-осенью 1917 г. в России создалась кризисная предреволюционная обстановка; проанализировать и охарактеризовать предпосылки Октябрьских событий; охарактеризовать первые преобразования новой власти; участвовать в дискуссии «Являлись ли события февраля и октября 1917 г. этапами одной революции в России или представляли собой две революции?»; проанализировать разные точки зрения в партии большевиков на Брестский мир.
Основные понятия и термины: революционно-демократические преобразования; аннексия, контрибуция, право наций на самоопределение, рабочий контроль, социалистическая революция, сепаратный мирный договор, «революционная война».
Важнейшие даты и события:1 (14) сентября 1917 г. - объявление России республикой. 25 октября (7 ноября) 1917 г. - приход к власти большевиков, II Всероссийский съезд Советов и солдатских депутатов.
Принят
Декрет о власти, создано новое правительство, принят Декрет о земле
10 ноября 1917 г. - принят Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов.
7 ноября 1917 г. - создана Всероссийская Чрезвычайная комиссия.
7 января 1918 г. - роспуск Учредительного собрания.
Оборудование: карта «Россия в началеXX века».
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
I вариант организации и проверки домашнего задания (Тест – 5).
Проверка по вопросам:
1. Падение самодержавия.
2. Создание Временного правительства.
3. Кризисы Временного правительства.
Выступление генерала Л. Г. Корнилова.
П. Изучение нового материала.
План
1. Углубление кризиса осенью 1917 г.
2. Вооруженное восстание в Петрограде. Установление Советской власти.
3 Революционно-демократические преобразования.
4. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР.
5. Брестский мир, его последствия.
1. Углубление кризиса власти осенью 1917 г.
2. Военное восстание в Петрограде. Установление Советской власти.
- Назовите причины прихода к власти большевиков.
• Экономический, социальный, политический кризис в стране в 1917 г.
• Ошибки Временного правительства (оттягивание решения определенного вопроса, продолжение войны).
• Стремление большей части рабочих, солдат, матросов быстро разрешить жизненно важные вопросы (вопрос о земле, о мире, об изменении положения рабочих и т. д.).
• Энергичность действий членов партии большевиков.
• Организаторский талант, политическая воля лидеров партии большевиков. (Например, своевременное выдвижение демократических лозунгов.)
Задание обучающимся: составить схему «Структура новой власти».
Самостоятельная работа обучающихся с текстом § 11 (с. 107-109), заполнение таблицы «Первые декреты советской власти».
Название декрета |
Дата принятия |
Основное содержание |
|
|
|
4. Роспуск Учредительного собрания. Создание РСФСР.
Задание обучающимся:
• Записать в тетрадь причины роспуска Учредительного собрания.
ответы на вопросы:
- Назовете основную цель государства диктатуры пролетариата.
- Каковы основные права и обязанности граждан?
- Какие категории населения были ограничены в правах?
5. Брестский мир, его последствия.
Задание обучающимся: составить схему «Позиции в партии большевиков по вопросу мира с Германией».
В. И. Ленин; заключение мира с Германией немедленно.
Л. Д. Троцкий: «Войну не прекращаем, армию демобилизуем, но мира не подписываем».
Н. М. Бухарин: продолжение революционной войны, которая приведет к мировой революции.
- Объяснить, в чем заключались причины острой борьбы по вопросу о заключении Брестского мира.
Работа с картой. Найти на карте г. Брест-Литовск и территории, отторгнутые от России по условиям Брестского мира.
Далее обучающиеся знакомятся с материалом § 11 (с. 112-114).
Задание: проследить, как повлияло заключение Брестского мира на экономическую политику большевиков.
III. Закрепление изученного материала.
Обмен мнениями или дискуссия по теме: «Являлись ли события февраля и октября 1917 г. этапами одной революции в России или представляли собой две революции?».
Домашнее задание: § 11, письменно - вопрос № 2, знать понятия, термины, даты и события.
Подготовить сообщение о лидерах:
- Белого движения;
- Красной армии;
- крестьянского движения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.