ПРИКАЗ
от ____________ 2020 г. № ____
г. Ирмино
О состоянии преподавания предметов обществоведческого цикла
В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2019-2020 учебный год было изучено состояние преподавания истории и обществознания.
Цель контроля: качество преподавания, проверка выполнения образовательных задач в рамках освоения образовательной программы, эффективное развитие познавательной активности учащихся через внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании с целью повышения качества ЗУН учащихся.
Задачи: выявить уровень преподавания предметов, проанализировать методическую работу по предметам, выработать предложения по совершенствованию преподавания истории и обществознания.
Объекты проверки:
1. Условия осуществления образовательного процесса (обеспеченность учебниками и методическими пособиями, оснащенность кабинетов, состав кадров и их квалификация, методическая работа).
2. Содержание образовательного процесса, уровень преподавания математики (учебные планы, программы, календарно-тематическое планирование, рабочие программы, внедрение современных педагогических технологий в процессе преподавания).
3. Система мониторинга результатов исторического образования как одно из условий совершенствования управления качеством образования, система учета и контроля знаний по предмету (классные журналы, контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровня обученности учащихся).
Методы проверки:
1. Изучение документов:
- учебно-методические программы, образовательные стандарты; учебники;
- документы по учету и отслеживанию уровня обученности учащихся и качества преподавания.
2. Посещение, наблюдение и анализ уроков в 5-11-х классах.
3. Беседы с учителями по результатам проверки.
В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность, толерантность и гражданственность. Идеальная модель ученика – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к родине, высоких гражданских ценностей. Эти качества помогают формировать в учениках такие предметы, как история и обществознание. Ведущей задачей учителей истории и обществознания является следующая:
формирование ключевых компетенций, т.е. готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.
Своеобразие уроков истории и обществоведения в том, что учитель должен уделять внимание на использование учащимися исторической терминологии, аргументацию поведения исторических личностей, умении ориентироваться во времени и пространстве, определять причинно-следственные связи изменений в истории, научить работать с историческими источниками, учить применять свои знания, участвовать в развитии демократического общества, проявляя гражданскую ответственность.
Проверкой установлено, что в школе созданы условия для организации и успешного осуществления исторического образования: два кабинета истории, все учащиеся обеспечены учебниками, наличие картографического материала, дидактического материала. В январе 2019-2020 учебного года проведен педагогический совет по теме «Эффективное развитие познавательной активности учащихся через внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании на уроках истории и обществознания», на котором подведены итоги работы учителей истории за пять лет, результаты реализации образовательных программ ООО, СОО.
Преподавание истории в школе осуществляется учителями :
№ п/п |
Фамилия, имя и отчество учителя |
Педагогический стаж |
Квалификационная категория, звание |
Классы |
1 |
|
32 |
Высшая, учитель-методист |
9аб |
2 |
|
39 |
1 |
5а6а7а8а10а11а |
Рабочие программы учителей рассмотрены на ГМО, согласованы заместителем директора по учебной работе, утверждены директором школы (приказ от 06.08.2019 года №168-о).
Учителя – предметники ------------- имеют удостоверение и сертификаты, подтверждающие прохождение курсовой переподготовки. ------------------. имеет сертификаты онлайн – вебинаров: 2018-19 уч.г. – 2, 2019-2020 уч.г. – 0, публикаций – 5. ---------------. имеет сертификаты онлайн-вебинаров: 2017-18 уч.г. – 10, 2018-19 уч.г. – 6.
В кабинетах имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), недостаточно видео-, медиа-, нет технического оснащения. Учителя – предметники имеют свои портфолио, собран материал из опыта работы. Значительное место в работе учителей истории занимает работа по повышению качества обучения через организацию работы с сильными и слабыми обучающимися. Такая работа даёт положительный результат, качество знаний составило:
|
2016-2017 |
2017-2018 |
2018-2019 |
|
64% |
59% |
63% |
|
46% |
45% |
27% |
Результаты освоения учащимися основных образовательных программ. Качество знаний (%). Всеобщая история
2015-2016 (качество знаний за год, %) |
2016-2017 (качество знаний за год, %) |
2017-2018 (качество знаний за год, %) |
2018-2019 (качество знаний за год, %) |
2019-2020 (качество знаний за I семестр, %) |
|||||
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
64 |
10 кл. |
50 |
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
46 |
11 кл. |
28 |
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
67 |
5 кл. |
87 |
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
67 |
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
50 |
7 кл. |
43 |
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
69 |
8 кл. |
41 |
История Отечества
2015-2016 (качество знаний за год, %) |
2016-2017 (качество знаний за год, %) |
2017-2018 (качество знаний за год, %) |
2018-2019 (качество знаний за год, %) |
2019-2020 (качество знаний за I семестр, %) |
|||||
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
64 |
10 кл. |
50 |
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
46 |
11 кл. |
46 |
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
67 |
5 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
50 |
7 кл. |
57 |
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
41 |
8 кл. |
47 |
Обществознание
2015-2016 (качество знаний за год, %) |
2016-2017 (качество знаний за год, %) |
2017-2018 (качество знаний за год, %) |
2018-2019 (качество знаний за год, %) |
2019-2020 (качество знаний за I семестр, %) |
|||||
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
47 |
6 кл. |
|
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
64 |
10 кл. |
58 |
7 кл. |
|
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
88 |
11 кл. |
46 |
8 кл. |
|
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
67 |
5 кл. |
88 |
9 кл. |
|
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
64 |
6 кл. |
64 |
10 кл. |
|
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
46 |
7 кл. |
57 |
11 кл. |
|
5 кл. |
|
6 кл. |
|
7 кл. |
41 |
8 кл. |
47 |
Уровень качества успеваемости стабилен, высок рейтинг предмета, выпускники ежегодно выбирают обществознание для прохождения государственной итоговой аттестации.
Результаты олимпиад:
Предмет |
Класс |
Ф.И.О. участника |
Место |
2016-17 уч.г. История |
7 |
|
4 |
8 |
|
8 |
|
9 |
|
11 |
|
10 |
|
14 |
|
11 |
|
12 |
|
2017-18 уч.г. История |
7 |
|
12 |
8 |
|
17-19 |
|
9 |
|
8 |
|
10 |
|
20 |
|
11 |
|
20 |
|
История 2018-19 уч.г. |
7 |
|
24 |
8 |
|
16 |
|
9 |
|
20 |
|
10 |
|
3 |
|
11 |
|
17 |
|
обществознание |
7 |
|
23 |
8 |
|
20 |
|
9 |
|
13 |
|
10 |
|
5 |
|
11 |
|
15 |
2019-20 |
Класс |
Ф.И. |
Всего баллов |
Набрано баллов |
История |
7 |
|
100 |
34 |
8 |
|
100 |
8 |
|
9 |
|
100 |
33.5 |
|
10 |
|
100 |
19 |
|
11 |
|
100 |
33 |
|
обществознание |
7 |
|
100 |
41 |
8 |
|
100 |
32,5 |
|
9 |
|
100 |
17 |
|
10 |
|
100 |
49 |
|
11 |
|
100 |
40 |
В период с 2016 по 2019 г.г. было 2 призёра по истории и обществознанию. Процент выполнения работ говорит о невысоком уровне усвоения программного материала.
Посещённые уроки, внеклассные мероприятия показывают достаточный уровень владения методикой преподавания с использованием традиционных и современных методик. В течение последних лет у учителей обществознания -------------------. сложилась собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая органически включена в общий педагогический процесс и становится общим фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребёнка.
Анализ посещенных уроков показал, что все уроки проводятся согласно тематическому планированию. Уроки имели образовательные, развивающие и воспитательные задачи. По образовательной цели это были уроки усвоения новых знаний, уроки усвоения навыков и умений, уроки применения знаний, навыков и умений; по признаку основного способа их проведения: урок-лекция, дебаты, мозговой штурм, кейс - метод и другие. Изучение нового материала строится блоками, включающими в себя краткое конспектирование основных положений темы и развернутый рассказ учителя по блокам. Основные методы обучения, используемые учителями: словесно-иллюстративный, индуктивный, дедуктивный, поисковый, самостоятельная работа. Формы работы с классом разнообразные. Уроки одновременно имеют принципы научности, но и связь с жизненными ситуациями. Наблюдается межпредметная связь с литературой, русским языком, географией, изобразительным искусством, киноискусством. Средства обучения: учебник, тетрадь, карта, атласы, контурные карты.
Посещенные уроки, проверка классных журналов и дневников показала, что обучающиеся не всегда готовы к уроку, у некоторых учащихся имеются пробелы в знаниях. На посещенных уроках мало уделяется внимания индивидуальному и дифференцированному подходу к обучающимся. Активность учащихся на уроках низкая.
Материальная база кабинетов за прошедшие 5 лет не пополнилась, редко используются ТСО. Оформление кабинета не соответствует требованиям к оформлению кабинета истории.
Внеклассная работа по предмету сведена к проведению месячников, участию в городских квестах и конкурсах. Нет ни одного кружка историко – патриотической направленности, правового воспитания, не стали учителя истории инициаторами и организаторами внеклассных и внешкольных мероприятий, приуроченных к знаменательным датам в истории, не проводятся тематические экскурсии для ознакомления с выдающимися историческими и культурными памятками Стаханова, Ирмино, не вошли в практику работы виртуальные экскурсии по историческим местам мира, забыты проведение конференций по правовым вопросам, не организована работа по участию в конкурсах работ на правовую и общественно – историческую тематику.
Результативность участия учащихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.) по преподаваемому предмету
Учебные года |
Наименование мероприятия |
Форма участия (очная, дистанционная, онлайн) |
Результат участия (количество участников – грамоты, дипломы, сертификаты идр. |
Наличие подтверждающих документов |
|
Образовательное учреждение |
|||||
2019-20 |
1 |
Олимпиада по истории Ι (отборочного) этапа |
очная |
7 победителей |
протокол |
Городской уровень |
|||||
2019-20 |
1 |
Ученическая конференция «Моя Республика» |
очная |
2 |
сертификаты |
|
2 |
Олимпиада по истории 2 (отборочного) этапа очная 1 |
очная |
1 призёр |
протокол |
Республиканский уровень |
|||||
2019-20 |
1 |
«Наши великие земляки» |
онлайн |
5 |
- |
|
2 |
Викторина «Я помню, я горжусь!» |
онлайн |
24 |
сертификаты |
Международный уровень |
|||||
2019-20 |
|
ΙVМеждународный конкурс «Старт» |
онлайн |
10 участников, 2 победителя |
Дипломы |
Таким образом, изучение, анализ и обобщение полученной информации дают возможность констатировать, что преподавание истории, обществознания, права ведётся на достаточном уровне, учителя работают стабильно, программы выполняются в полном объёме. Преподавание ведётся в традиционной системе, вводятся элементы проблемного обучения. Однако уровень усвоения программного материала обучающимися средний. Нет системы работы со слабыми и сильными обучающимися.
На основании вышеизложенного п р и к а з ы в а ю:
1. Считать работу учителей истории ------------------- на достаточном уровне.
2. Отметить недостаточную работу по краеведческому направлению, оборудованию и использованию кабинетов, безынициативность в организации и проведении внеклассной работы, организации научно-исследовательской работы.
3. Усилить внеклассную и внеурочную деятельность по истории и обществознанию с целью роста уровня учебной мотивации, рейтинга предметов. До января 2021 года.
4. Учителям ------------------------ постоянно:
4.1. Больше внимания уделять развитию у учеников умений анализировать, высказывать суждение, строить заключения, давать оценку историческим и правовым событиям, явлениям и процессам.
4.2. Акцентировать внимание учеников на использовании разных источников знаний, с пониманием их особенностей, умение критически оценивать факты и деятельность исторических деятелей.
4.3. Развивать у учащихся на каждом уроке хронологическую, пространственную, информационную, языковую, логическую, аксиологическую компетентности.
4.4. Работать над улучшением материально-технической базы кабинетов истории.
5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора по учебной работе -------------------------
Директор -------------------
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.