Приказ "О состоянии преподавания истории"

  • docx
  • 16.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала История.docx

       

 

ПРИКАЗ

 

от ____________ 2020 г.                                                                               № ____

г. Ирмино

 

О состоянии преподавания предметов обществоведческого цикла

 

 

                  В соответствии с планом внутришкольного контроля на 2019-2020 учебный год было изучено состояние преподавания истории и обществознания.

Цель контроля: качество преподавания, проверка выполнения образовательных задач в рамках освоения образовательной программы, эффективное развитие познавательной активности учащихся через внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании с целью повышения качества ЗУН учащихся.

Задачи: выявить уровень преподавания предметов, проанализировать методическую работу по предметам, выработать предложения по совершенствованию преподавания  истории и обществознания.

 Объекты проверки:

1. Условия осуществления образовательного процесса (обеспеченность учебниками и методическими пособиями, оснащенность кабинетов, состав кадров и их квалификация, методическая работа).

 2. Содержание образовательного процесса, уровень преподавания математики (учебные планы, программы, календарно-тематическое планирование, рабочие программы, внедрение современных педагогических технологий в процессе преподавания).

3. Система мониторинга результатов исторического образования как одно из условий совершенствования управления качеством образования, система учета и контроля знаний по предмету (классные журналы, контрольно-измерительные материалы по отслеживанию уровня обученности учащихся).

Методы проверки:

1. Изучение документов:

- учебно-методические программы, образовательные стандарты; учебники;

 - документы по учету и отслеживанию уровня обученности учащихся и качества преподавания.

2. Посещение, наблюдение и анализ уроков в 5-11-х классах.

 3. Беседы с учителями по результатам проверки.

В современной ситуации определяющими качествами личности должны стать кругозор, компетентность, толерантность и гражданственность. Идеальная модель ученика – это носитель национальных и общечеловеческих традиций, чувства патриотизма, любви к родине, высоких гражданских ценностей. Эти качества помогают формировать в учениках такие предметы, как история и обществознание. Ведущей задачей учителей истории и обществознания является следующая:

формирование ключевых компетенций, т.е. готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни.

Своеобразие уроков истории и обществоведения в том, что учитель должен уделять внимание на использование учащимися исторической терминологии, аргументацию поведения исторических личностей, умении ориентироваться во времени и пространстве, определять причинно-следственные связи изменений в истории, научить работать с историческими источниками, учить применять свои знания, участвовать в развитии демократического общества, проявляя гражданскую ответственность.

  Проверкой установлено, что в школе созданы условия для организации и успешного осуществления исторического образования: два кабинета истории, все учащиеся обеспечены учебниками, наличие картографического материала, дидактического материала. В январе 2019-2020 учебного года проведен педагогический совет по теме «Эффективное развитие познавательной активности учащихся через внедрение компетентностного подхода в обучении и воспитании на уроках истории и обществознания», на котором подведены итоги работы учителей истории за пять лет, результаты реализации образовательных программ ООО, СОО.

Преподавание истории в школе осуществляется учителями :

п/п

Фамилия, имя и отчество учителя

Педагогический стаж

Квалификационная категория, звание

Классы

1

 

32

Высшая, учитель-методист

9аб

2

 

39

1

5а6а7а8а10а11а

 

Рабочие программы учителей рассмотрены на ГМО, согласованы заместителем директора по учебной работе, утверждены директором школы (приказ от 06.08.2019 года №168-о).

Учителя – предметники ------------- имеют удостоверение и сертификаты, подтверждающие прохождение курсовой переподготовки. ------------------. имеет сертификаты онлайн – вебинаров: 2018-19 уч.г. – 2, 2019-2020 уч.г. – 0, публикаций – 5. ---------------. имеет сертификаты онлайн-вебинаров: 2017-18 уч.г. – 10, 2018-19 уч.г. – 6.

 В кабинетах имеются демонстрационные пособия (карты, картины, таблицы), недостаточно   видео-, медиа-, нет   технического оснащения. Учителя – предметники имеют свои портфолио, собран материал из опыта работы.  Значительное место в работе учителей истории занимает работа по повышению качества обучения через организацию работы с сильными и слабыми обучающимися. Такая работа даёт положительный результат, качество знаний составило:

 

2016-2017

2017-2018

2018-2019

 

64%

59%

63%

 

46%

45%

27%

 

Результаты освоения учащимися основных образовательных программ. Качество знаний (%).  Всеобщая история

 

2015-2016 (качество знаний за год, %)

2016-2017 (качество знаний за год, %)

2017-2018 (качество знаний за год, %)

2018-2019 (качество знаний за год, %)

2019-2020

(качество знаний за I семестр, %)

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

64

10 кл.

50

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

46

11 кл.

28

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

67

5 кл.

87

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

67

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

50

7 кл.

43

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

69

8 кл.

41

 

История Отечества

 

2015-2016 (качество знаний за год, %)

2016-2017 (качество знаний за год, %)

2017-2018 (качество знаний за год, %)

2018-2019 (качество знаний за год, %)

2019-2020

(качество знаний за I семестр, %)

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

64

10 кл.

50

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

46

11 кл.

46

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

67

5 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

50

7 кл.

57

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

41

8 кл.

47

 

 

Обществознание

 

2015-2016 (качество знаний за год, %)

2016-2017 (качество знаний за год, %)

2017-2018 (качество знаний за год, %)

2018-2019 (качество знаний за год, %)

2019-2020

(качество знаний за I семестр, %)

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

47

6 кл.

 

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

64

10 кл.

58

7 кл.

 

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

88

11 кл.

46

8 кл.

 

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

67

5 кл.

88

9 кл.

 

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

64

6 кл.

64

10 кл.

 

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

46

7 кл.

57

11 кл.

 

5 кл.

 

6 кл.

 

7 кл.

41

8 кл.

47

 

Уровень качества  успеваемости стабилен, высок рейтинг предмета, выпускники ежегодно выбирают обществознание  для  прохождения государственной итоговой  аттестации.

Результаты олимпиад:

Предмет

Класс

Ф.И.О. участника

Место

2016-17 уч.г.

История

7

 

4

8

 

8

9

 

11

10

 

14

11

 

12

2017-18 уч.г.

История

7

 

12

8

 

17-19

9

 

8

10

 

20

11

 

20

История

2018-19 уч.г.

7

 

24

8

 

16

9

 

20

10

 

3

11

 

17

обществознание

7

 

23

8

 

20

9

 

13

10

 

5

11

 

15

 

2019-20

Класс

Ф.И.

Всего баллов

Набрано баллов

История

7

 

100

34

8

 

100

8

9

 

100

33.5

10

 

100

19

11

 

100

33

обществознание

7

 

100

41

8

 

100

32,5

9

 

100

17

10

 

100

49

11

 

100

40

 

В период с 2016 по 2019 г.г.  было 2 призёра по истории и обществознанию. Процент выполнения работ говорит о невысоком уровне усвоения программного материала.

Посещённые уроки, внеклассные мероприятия показывают достаточный уровень владения методикой преподавания с использованием традиционных и современных методик. В течение последних лет у учителей обществознания -------------------. сложилась собственная система организации научно-исследовательской деятельности, которая органически включена в общий педагогический процесс и становится общим фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребёнка.

Анализ посещенных уроков показал, что все уроки проводятся согласно тематическому планированию. Уроки имели образовательные, развивающие и воспитательные задачи. По образовательной цели это были уроки усвоения новых знаний, уроки усвоения навыков и умений, уроки применения знаний, навыков и умений; по признаку основного способа их проведения: урок-лекция, дебаты, мозговой штурм, кейс - метод и другие. Изучение нового материала строится блоками, включающими в себя краткое конспектирование основных положений темы и развернутый рассказ учителя по блокам. Основные методы обучения, используемые учителями: словесно-иллюстративный, индуктивный, дедуктивный, поисковый, самостоятельная работа. Формы работы с классом разнообразные. Уроки одновременно имеют принципы научности, но и связь с жизненными ситуациями. Наблюдается межпредметная связь с литературой, русским языком, географией, изобразительным искусством, киноискусством.  Средства обучения: учебник, тетрадь, карта, атласы, контурные карты.

Посещенные уроки, проверка классных журналов и дневников показала, что обучающиеся не всегда готовы к уроку, у некоторых учащихся имеются пробелы в знаниях. На посещенных уроках мало уделяется внимания  индивидуальному и  дифференцированному подходу к обучающимся. Активность учащихся на уроках низкая.

Материальная база кабинетов за прошедшие 5 лет не пополнилась, редко используются ТСО. Оформление кабинета не соответствует требованиям к оформлению кабинета истории.

Внеклассная работа по предмету сведена к проведению месячников, участию в городских квестах и конкурсах. Нет ни одного кружка историко – патриотической направленности, правового воспитания, не стали учителя истории инициаторами и организаторами внеклассных и внешкольных мероприятий, приуроченных к знаменательным датам в истории, не проводятся тематические экскурсии для ознакомления с выдающимися историческими и культурными памятками Стаханова, Ирмино, не вошли в практику работы виртуальные экскурсии по историческим местам мира, забыты проведение конференций по правовым вопросам, не организована работа по участию в конкурсах работ на правовую и общественно – историческую тематику.

Результативность участия учащихся в мероприятиях различных уровней (олимпиады, конкурсы, конференции и др.) по преподаваемому предмету

 

Учебные года

Наименование мероприятия

Форма участия (очная, дистанционная, онлайн)

Результат участия (количество участников – грамоты, дипломы, сертификаты идр.

Наличие подтверждающих документов

Образовательное учреждение

2019-20

1

Олимпиада по истории Ι (отборочного) этапа

очная

7 победителей

протокол

Городской уровень

2019-20

1

Ученическая конференция «Моя Республика»

очная

2

сертификаты

 

2

Олимпиада по истории 2 (отборочного) этапа очная 1

очная

1 призёр

протокол

Республиканский уровень

2019-20

1

«Наши великие земляки»

онлайн

5

-

 

2

Викторина «Я помню, я горжусь!»

онлайн

24

сертификаты

Международный уровень

2019-20

 

ΙVМеждународный конкурс «Старт»

онлайн

10 участников, 2 победителя

Дипломы

 

Таким образом, изучение, анализ и обобщение полученной информации дают возможность констатировать, что преподавание истории, обществознания, права ведётся на достаточном уровне, учителя работают стабильно, программы выполняются в полном объёме. Преподавание ведётся в традиционной системе, вводятся элементы проблемного обучения. Однако уровень усвоения программного материала обучающимися средний. Нет системы работы со слабыми и сильными обучающимися.

На основании вышеизложенного  п р и к а з ы в а ю:

 

1.     Считать работу учителей истории ------------------- на достаточном уровне.

2.     Отметить недостаточную работу по краеведческому направлению, оборудованию и использованию кабинетов, безынициативность в организации и проведении внеклассной работы, организации научно-исследовательской работы.

3.     Усилить внеклассную и внеурочную деятельность по истории и обществознанию с целью роста уровня учебной мотивации, рейтинга предметов. До января 2021 года.

4.     Учителям ------------------------ постоянно:

4.1. Больше внимания уделять развитию у учеников умений анализировать, высказывать суждение, строить заключения, давать оценку историческим и правовым событиям, явлениям и процессам.

4.2. Акцентировать внимание учеников на использовании разных источников знаний, с пониманием их особенностей, умение критически оценивать факты и деятельность исторических деятелей.

4.3.  Развивать у учащихся на каждом уроке хронологическую, пространственную, информационную, языковую, логическую, аксиологическую компетентности.

4.4. Работать над улучшением материально-технической базы  кабинетов истории.

5. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя директора по учебной работе -------------------------

 

 

 

Директор                               -------------------