Приложение линейной алгебры
9 класс, матем. профиль
Волошина Н.Н.,
шг. № 5
Дидактическая цель:
1. обобщить и углубить знания учащихся о задачах линейной алгебры и их приложении:
* системы линейных уравнений;
* задачи аналитической геометрии (площадь треугольника, расположение точек и прямых на плоскости,
уравнение прямой, проходящей через 2 заданные точки)
* модель Леонтьева (на примере 2х отраслевой экономики)
2. развивать мышление учащихся:
* анализировать, выделять главное;
* обобщать и систематизировать факты;
* ставить и разрешать проблемы
Воспитательная цель:
1. продолжать повышать алгоритмическую культуру учащихся в процессе решения систем линейных
уравнений по правилу Крамера и схеме ЖорданаГаусса, типового расчета модели Леонтьева;
2. продолжать показывать учащимся, что абстрактный характер математики является основной
причиной ее многочисленных приложений в других науках, технике, народном хозяйстве.
Развивающая цель: создать проблемную ситуацию – применение линейной алгебры для задач
аналитической геометрии плоскости, теоретическую «гипотезу» подтвердить эмпирическим путем в
домашнем задании.
Методы и формы обучения:
1. Учебнопознавательная деятельность: экспрессдиктант, дидактическая игра, элементы
модальности
2. Стимулирование и мотивация учащихся:
* эмоциональное – создание успеха;
* познавательное – проблемная ситуация, побуждение к поиску альтернативных решений;
* волевое – учебные требования, информация о результатах обучения, прогноз будущей деятельности;
* социальное – демонстрация заинтересованности результатами своей работы и учащихся;
3. Контроль – индивидуальный опрос, самоконтроль и анализ экспрессдиктанта
4. Формы организации работы – индивидуальная, групповая
Основные ЗУН
* знать: определения Дn, A, A , Aт, A1, Mij, Aij, r(A), формулы Крамера, матричный вид системы
линейных уравнений AX=B;
* уметь: преобразовывать и решать определители и матрицы, применять элементы линейной алгебры в
задачах (решение систем линейных уравнений, задачи аналитической геометрии плоскости, модель
Леонтьева)
Раздаточный материал: планшеты, карточкизадания
Вид урока: комбинированный с использованием элементов дидактической игры
Мотивация познавательной деятельности учащихся: будущим специалистам многих профессий
необходимо хорошо знать элементы теории систем линейных уравнений (механика – расчет фундамента,
колон и других сооружений, геодезия, метеорология, атомная физика, электротехника, теория
относительности и др.) Типовые расчеты используются при составлении и решении задач на ПК.
План:
1. орг.момент, проверка домашнего задания
2. сообщение цели и темы урока, самоопределение
3. проверка ранее усвоенных знаний
4. восприятие и осмысливание знаний
5. обобщение и систематизация знаний 6. консультация домашнего задания
7. итог урока
I.
Орг.момент, проверка домашнего задания.
№ 1. r(A) r( A ), нет решения
№ 2. r(A) = r( A ), r n, бесконечное множество решений
На планшете показать ответы по №№, комментарий решения систем линейных уравнений
,
xx
1
2
,
xx
3
4
базисные и свободные переменные
№ 3. r = r(A) = r( A ) = 3, ед.решение (1; 3; 2)
II.
Тема, цель, самоопределение.
Завершая первоначальное знакомство с матрицами, нельзя не сказать о той роли, которую играет
алгебра матриц. Американский математик Ричард Беллман называл теорию матриц «арифметикой
высшей математики»
Этапы развития теории матриц:
* упоминание впервые – сер.XIX в., работы ирлан. астронома и математика У. Гамильтона (18051865)
* основы теории заложены во II пол. XIX в., нем. математики К.Вейерштрасс (18151897) и Фробениус
(18491917)
* теория продолжает развиваться до сих пор, чему способствуют многочисленные и разнообразные
приложения матриц:
решение систем линейных уравнений;
задачи аналитической геометрии и векторной алгебры, механики, электротехники, геодезии,
метеорологии, теории относительности, атомной физики и др.
особенно широкое применение при моделировании экономических процессов: экстремальные
задачи экономики, один из таких разделов назвали линейным программированием (начало – 40е гг.)
* акад. Л.В.Канторович (19121986) – Нобелевская премия по экономике в 1975 г.;
* амер. математик ван Данциг в 1958 г. разработал симплексметод в современной редакции;
* В.В. Леонтьев родился в Петербурге в 1906 г., с 1925 г. живет за границей (последнее время – США)
Нобелевская премия за решение экономических задач в 1973 г.;
Математическая модель экономики – составление и исследование систем уравнений – сложная и
трудоемкая задача:
1. определение чисел aij требует практического умения и экспериментального исследования
2. для хорошего описания сложной экономической системы приходится иметь дело с матрицами
очень большой размерности. Например, американская экономика использует матрицы 450 450
Поэтому и важно, чтобы специалисты понимали суть различных теорий, умели моделировать задачи и
выполнять сложные расчеты рационально. Вы – будущие специалисты!
Конечно, компьютеры помогают решать различные задачи, но все программы создает человек.
Теперь представьте, что я – руководитель фирмы технических идей, имею вакансии различных
специальностей, а вы – хотите стать сотрудниками фирмы ….
Итак, «собеседование»: установим вашу компетентность ….
III.
IV.
Проверка ранее усвоенных знаний – экспрессдиктант в домашних тетрадях, 10 вопросов
Восприятие и осмысливание знаний проверка – устно с комментарием, 2 правильных
ответа – 1 балл, оценки показать на планшетах.
1. пр. Саррюса
2. A = 0
На доске: варианты ответов
3.
M k
n 4. A 0
5. т. Лапласа
6. А*
7. пр. «столбики»
ik ba
8. Пij =
n
kj
k
1
9. пр. Крамера
Вопросы:
10. сх. ЖорданаГаусса
11. Aт
12. ann
13. r(A) = r( A )
14. АХ = В
15. m n
16. нет ответа
1. Элементы главной диагонали определителя
12
элементы с одинаковыми индексами, i = j
2. Способ вычисления определителя IIIпорядка
1, 5, 7
«звездочка», разложение по строке (столбцу), «столбики»
3. Условие существования обратной матрицы
4
невырожденная, A 0
4. Способ нахождения обратной матрицы
6, 10
через Аij : А1
*1
A
и (А/ε)
5. Способ определения ранга матрицы
3, 10
и схема ЖорданаГаусса. (ступенчатый вид),
M k
n
rank (A) = r(A) – наивысший порядок отличных от «0» миноров А (п.3), или
r(A) – максимальное число линейно независимых строк равно максимальному числу линейно
независимых столбцов (п. 10)
6. Правило умножения матриц
8
1
k
всегда ли возможно А∙В ? В∙А ?
выполняется ли переместительный закон произведения?
ba
kj
ik
П
ij
n
ba
kj
ik
ab
kj
ik
сумма произведений «строка на столбец»
7. Количество элементов прямоугольной матрицы
15
m×n, если m = n, то An – А квадратная матрица порядка n
8. Матрица, у которой строки и столбцы поменяли ролями
11
АТ
9.
Матричная запись системы уравнений
14
АХ = В
10. Формулы Крамера
16
m = n, ∆ ≠ 0, Х = А1В или
i
x
X
i
V.
VI.
Обобщение и систематизация знаний № 5.2, 5.3
Консультация домашнего задания – «вывод» Менеджера
Те ребята, которые получили «5» могут претендовать на должности менеджера и «психолог»
Менеджер – распределяет функции сотрудников, консультирует, принимает решения.
«Психолог» создает условия для работы: консультирует, создает рабочие группы, координирует их
работу, помогает менеджеру.
Двое учащихся на скорость определяют свой статус № 5.1. Восстановить решение (условие, выполненные преобразования схема) системы уравнений:
1)
31
12
21
44
3
2
31
~
1
0
0
3
5
1
4
10
3
4
5
1
~
1
0
0
3
1
5
4
3
10
4
1
5
r
(
Ar
)
)
(
Ar
3
, единственное решение х3 = 0, х2 = 1, х1 = 1
Ответ: (1; 1; 0)
~
31
10
00
44
13
05
2)
23
32
41
1
1
3
2
3
2
~
41
32
23
3
1
1
2
3
2
~
1
0
0
4
5
10
3
7
8
2
7
8
~
1
0
0
4
5
0
3
7
6
2
7
6
r
(
Ar
)
)
(
Ar
3
, единственное решение х3 = 1, х2 = 0, х1 = 1
Ответ: (1; 0; 1)
Итак, Менеджер _____________________________________
«Психолог» _____________________________________ Поздравляю! Ваше первое задание:
№ 5.2. Даны точки: А(0; 2), В(5; 3), С(1; 4), Д(8; 2), Е(2; 0), F(6; 1), K(4; 3). Какие задачи можно
поставить при помощи линейной алгебры? (помочь по необходимости)
«Психолог» проводит «мозговую атаку» собирает «банк» данных
«Менеджер» подводит итог:
1. можно определить расположение точек, – какие лежат на одной прямой
2. если точки не лежат на одной прямой, построить треугольники, найти их площади
3. составить различные уравнения прямых
4. узнать расположение прямых – пересекаются или нет.
«Фирма» выполняет исследование:
I. трех точек 1) А, В, С 2) Д, Е, С 3) F, К, С
II. трех прямых _____________________________
делает вывод:
III. результат и его подтверждение другим способом
Объявляю вакансию: «ст. тех. сотрудник»
«Психолог» и Менеджер распределяют задачи… (Помочь по необходимости):
организовать 3 группы
выделить в производство прямые АВ, ДС и FК (С – общая точка)
решение показать на доске «ст. тех. сотрудник»
«Психолог» выполняет п.II
Менеджер выполняет п.III определить домашнее задание: выводконсультацию Менеджера примем для домашнего
задания: произвести необходимые расчеты и построения.
По домашнему заданию две оценки: по геометрии и алгебре.
№ 5.3. Желательно решить в классе (можно – домашнее задание или второй урок).
Вакансия – экономист: __________________________________________
Вычислить необходимый объем валового выпуска каждой отрасли, если конечное потребление I
увеличится в mраз, а II – сохранится.
№
вар.
14
№ отрасли
производства
1
2
Потребление
2
1
150
270
200
60
Конечный
продукт
Валовой
выпуск
250
160
600
500
Увеличение
конечного
продукта
m = 3
Сохр.
Ответ
Примечание
1508,3
1173,1
VII. Итог урока.
1. Оценки, «согласовать» с учащимися
2. Определить, какой эпиграф подходит к данному уроку, к домашнему заданию.
объяснить, почему (кратко)
1. «На свете существует очень много наук, и все науки тесно связаны друг с другом. Нельзя
заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии, геологией, не зная биологии…. Но
есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это – математика. Ее понятия,
представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие
науки….» (С.Л.Соболев)
2. «Никакое человеческое исследование не может назваться настоящим знанием, если оно не прошло
через математические доказательства». (Леонардо да Винчи)
3. «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». (Н.Е.Жуковский)
4. «… Радость видеть и понимать …» (А.Эйнштейн)
5. «Ошибочно думать, что строгость в доказательстве – враг простоты. Напротив, множеством
примеров подтверждается, что строгий метод в то же самое время проще, легче и доступнее.
Всякое усилие в сторону строгости направляет нас к отысканию простейших методов
доказательства». (Д.Гильберт)
Увидел
понял
доказал
воссоздал образ
установил связи элементов
Успех:
триад
а
Приложение:
1. Карточки для словаря
2. Карточкизадания
3. Карточки с цитатами Второй урок:
Вариант заданий:
1. Модель Леонтьева по вариантам
2. Тесты
В словарь:
Теория матриц – «арифметика высшей математики», амер. математик Ричард Беллман
Этапы развития матриц:
* упоминание впервые – сер.XIX в., работы ирланд. астронома и математика У. Гамильтона (18051865)
* основы теории заложены во II пол. XIX в., нем. математики К.Вейерштрасс (18151897) и Фробениус
(18491917)
* продолжает развиваться до сих пор
Линейное программирование:
* акад. Л.В.Канторович (19121986) – Нобелевская премия по экономике в 1975 г.;
* амер. математик Ван Данциг в 1958 г. разработал симплексметод в современной редакции;
* В.В. Леонтьев (1906…) Нобелевская премия за решение экономических задач в 1973 г.;
Амер. экономика использует матрицы 450 450
Задания:
№ 5.2. Даны точки: A (0; 2), B (5; 3), C (1; 4), D (8; 2), E (2; 0), F (6; 1), K (4; 3)
Какие задачи можно поставить и решить при помощи линейной алгебры (матрицы, определители)?
№ 5.3. Вычислить необходимый объем валового выпуска каждой отрасли, если конечное
потребление I увеличится в mраз, а II – сохранится.
№
вар.
№ отрасли
производства
Потребление
1
2
Конечный
продукт
Валовой
выпуск
Ответ
Примечание
Увеличение
конечного
продукта 14
1
2
150
270
200
60
250
160
600
500
m = 3
Сохран.
Итог урока. Выбери цитату, которая больше подходит, как эпиграф:
* к данному уроку ________
* к домашнему заданию ________
1. «На свете существует очень много наук, и все науки тесно связаны друг с другом. Нельзя
заниматься химией, не зная физики, биологией, не зная химии, геологией, не зная биологии…. Но
есть одна наука, без которой невозможна никакая другая. Это – математика. Ее понятия,
представления и символы служат тем языком, на котором говорят, пишут и думают другие
науки….» (С.Л.Соболев)
2. «Никакое человеческое исследование не может назваться настоящим знанием, если оно не прошло
через математические доказательства». (Леонардо да Винчи)
3. «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии». (Н.Е.Жуковский)
4. «… Радость видеть и понимать …» (А.Эйнштейн)
5. «Ошибочно думать, что строгость в доказательстве – враг простоты. Напротив, множеством
примеров подтверждается, что строгий метод в то же самое время проще, легче и доступнее.
Всякое усилие в сторону строгости направляет нас к отысканию простейших методов
доказательства». (Д.Гильберт)
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Приложение линейной алгебры, 9 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.