Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5»
муниципального образования г. Братска
Мастер-класс
по теме:
«Применение активных методов обучения
в педагогической практике»
Разработала: Лизункова Ксения Александровна,
учитель английского языка
первой квалификационной категории
Братск 2020
Цель: представление наиболее результативных активных методов обучения (АМО), обеспечивающих эффективное решение учебно-воспитательных задач.
Задачи:
- поделиться своим опытом посредством прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
- отработать активные методы обучения с участниками мастер-класса;
- осуществить рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.
Актуальность: большинство активных методов обучения универсальны и могут использоваться не только в урочной и внеурочной деятельности, но и для проведения педагогических советов, мастер-классов и других образовательных мероприятий.
Форма работы: групповая.
Предварительная подготовка: деление на группы по анаграмме аббревиатуры АМО.
Ожидаемый результат: применение методов активного обучения участниками мастер-класса в собственной педагогической практике.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, карточки с анаграммой аббревиатуры АМО (МАО, ОМА, АОМ), «Лицензия на приобретение знаний», фрагменты определения «АМО», три ватмана, распечатки для работы с ватманом, клей, маркеры, запись музыки для релаксации.
Ход мастер-класса
- Добрый день, уважаемые коллеги! Рада приветствовать вас на нашем мастер-классе. Давайте поприветствуем друг друга комплиментом. Позвольте мне начать (учитель делает комплимент одному из участников мастер-класса, затем участники продолжают по цепочке).
- Продолжим мастер-класс известной китайской притчей: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму».
Не секрет, что мы запоминаем:
10% того, что мы читаем,
20 % того, что мы слышим,
30 % того, что мы видим,
50% того, что мы видим и слышим,
70% того, что мы говорим,
90% того, что мы говорим и делаем.
- Объяснение данной притчи простое: только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%. Для этого необходимы новые педагогические технологии, эффективные методы обучения.
- Поделитесь, пожалуйста, теми элементами технологий или методами обучения, которые вы используете в своей педагогической практике.
(Метод критического мышления, метод проблемного обучения, метод проектов, метод проектной деятельности, активные методы обучения и т.д).
- Сегодня речь пойдет об одной из технологий. Обратите внимание на аббревиатуру, которая указана на карточках, которые вы получили при входе (1 группа - МАО, 2 группа - ОМА, 3 группа - АОМ). Попробуйте догадаться о теме нашего мастер-класса.
(АМО – активные методы обучения).
- Сейчас мы с вами использовали один из активных методов обучения, который можно использовать на этапе вхождения в тему урока. Что это за метод?
(Анаграмма).
- Возможно, некоторые из вас уже знакомы с такими методами и использовали их на уроках. Сегодня мы подробно познакомимся с наиболее результативными методами обучения, которые можно использовать на разных этапах уроках с применением технологии АМО. Некоторые элементы данной технологии можно использовать на разных типах уроков:
• Урок «открытия» нового знания
• Урок рефлексии
• Урок общеметодологической направленности
• Урок развивающего контроля
- Обратите внимание на «Лицензию на приобретение знаний», которая находится на столах. Ответьте на несколько вопросов.
· Чему Вы хотели бы научиться на этом занятии?
· Что мне для этого необходимо?
· Смогу ли я применить полученные знания на практике?
· Определите, какая "инстанция" выдала Вам эту лицензию: Ваш собственный внутренний голос, ожидания Ваших учеников, ожидания администрации школы? Или что-что другое?
- Основной задачей педагога в современных условиях является умение так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. В этом учителю помогают активные методы обучения.
- Что же такое АМО? Вам предлагается собрать определение данного понятия из фрагментов.
(Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом).
- Для каждого этапа урока используются активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа. Остановимся кратко на каждом этапе урока и соответствующих ему активных методах обучения. Большинство методов универсальны и могут использоваться не только в урочной и внеурочной деятельности, но и для проведения педсоветов, мастер-классов и других образовательных мероприятий, поэтому актуальность применения данной технологии и ее элементов очевидна.
- Выделяют следующие фазы урока:
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
инициация
вхождение или погружение в тему
формирование ожиданий обучающихся
Фаза 2. Работа над темой
Этапы:
интерактивная лекция
проработка содержания темы
Фаза 3. Завершение образовательного мероприятия
Этапы:
эмоциональная разрядка (релаксация)
подведение итогов.
- Вспомните, какой метод мы использовали в первой фазе урока?
(«Комплименты»)
- Трудно переоценить значение этапа инициации в первой фазе. С самого начала урока важно создать благоприятный эмоциональный настрой, в этом помогают следующие активные методы: «Поздоровайся локтями», «Поздоровайся глазами», «Комплименты», «Кто ты?», «Летающие поговорки», «Мой цветок», «Галерея портретов», «Измерим друг друга», «Летающие имена» и т.д. (Приложение 1)
- Существует несколько методов для успешного и комфортного вхождения в тему урока. Все они способствуют развитию логического и пространственного мышления, аналитических способностей, служат развитию эмоциональной сферы. Метод «Ассоциаций», «Угадай тему», метод «Голоса», «Иллюстрация», «Анаграмма», «Ребус», «Загадки», «Театрализация», «Парадокс» и другие. (Приложение 1)
- Этап формирования ожиданий и опасений учеников (планирование эффектов урока). Целеполагание и учёт потребностей и ожиданий учащихся делают образовательный процесс понятным и желанным для детей. Цели образования становятся целями самих учащихся, приобретают значительный мотивационный потенциал, обеспечивая высокую познавательную активность и самостоятельность, инициативу в процессе изучения новой темы.
Этот этап предполагает использование следующих методов: «Лицензия на приобретение знаний», которую мы с вами только что применили, «Фруктовый сад», «Прогноз», «Дерево», «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Что у меня на сердце», «Разноцветные листы» и другие. (Приложение 1)
Приложение 1
Активные методы обучения
Фаза 1. Начало образовательного мероприятия
Этапы:
Инициация
Метод «Поздоровайся глазами»
Цель: приветствие,
создание положительного настроя на работу
Учитель просит учеников поздороваться не словами, а молча - глазами. При этом нужно
глазами показать свое настроение.
Метод
«Поздоровайся локтями»
Цель: приветствие, создание неформальной
обстановки в начале урока и установлению контакта между учащимися.
Необходимо поздороваться как можно с большим числом членов группы, назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Метод «Комплименты»
Цель: создать благоприятную, дружескую атмосферу в классе.
Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых приятных слов (на завершающем этапе хвалят за то, как они работали на уроке, желают дальнейших успехов).
Метод «Кто ты?»
Цель: позволить учащимся рассказать о себе, что одновременно может рассматриваться как речевая зарядка.
Необходимо заранее собрать много разных мелких предметов (или картинок с изображением предметов) и положить их в коробку. Каждый учащийся должен выбрать три предмета и сказать, что его связывает с этими предметами. Например: один ученик взял игрушечную собачку, мяч и солнечные очки.
Метод «Летающие поговорки»
Цель:
развивать лексические, словопроизносительные навыки, навыки работы в парах,
создать атмосферу сотрудничества на начальном этапе урока.
Учащимся раздаются карточки с поговорками таким
образом, чтобы одним досталось начало поговорки, а другим — окончание. Ребята
должны объединиться в команды и сопоставить части поговорок.
Вхождение или погружение в тему
Метод «Ассоциаций»
Цель: задействовать образное мышление, память.
Первый учащийся получает карточку от учителя и называет ассоциации, которые у него возникают с этим словом. Карточка передается по цепочке до тех пор, пока не вернется к учителю. У каждого ученика есть возможность в быстром темпе высказать свои мысли.
Метод «Угадай тему»
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Учащимся предлагаются фрагменты нескольких пазлов. Необходимо найти недостающие фрагменты у одноклассников, сформировать группы и собрать пазлы. Затем учащимся предлагается угадать тему урока на основании картинок, которые у них получились. Например, у одной группы получилось солнышко, у другой – туча, у третьей – дождь. Тема урока — «Погода».
Метод «Голоса»
Цель: активизировать воображение и мыслительную деятельность.
Учитель предлагает учащимся догадаться, чьи голоса звучат на записи, и определить тему урока.
Метод «Иллюстрация»
Цель: представить тему и цели урока
Учитель заранее скачивает фильм. После просмотра фильма и обсуждения участники формулируют тему урока и его цели.
Метод «Анаграмма»
Цель: активизировать воображение и мыслительную деятельность.
Учитель предлагает учащимся переставить буквы или звуки определённого слова (или словосочетания), так, чтобы в результате получилось другое слово или словосочетание , которое и является темой урока.
Примеры анаграмм: «пила» и «липа», «пост» и «стоп».
Метод «Ребус»
Цель: активизировать воображение и мыслительную деятельность учащихся.
Учащимся необходимо разгадать загадку, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков.
Метод «Загадки»
Цель: активизировать мыслительную деятельность учащихся и подвести к теме урока.
Учащимся необходимо разгадать Изображение или выражение, которое соответствует теме и содержанию урока.
Формирование ожиданий обучающихся
Метод «Прогноз погоды»
Цель: определить ожидания и опасения учащихся от предстоящего урока.
Учитель предлагает обучающимся в группах определить, что они сегодня планируют узнать для достижения цели (ожидания) и чего опасаются (какие прогнозирую ошибки). Ожиданий и опасений может быть несколько. Свои ожидания участникам каждой группы предлагается записать на солнышках, а опасения – на тучках. Те, кто записал, подходят к доске и прикрепляют свои ожидания и опасения при помощи магнитов. После того, как все группы прикрепят свои солнышки и тучки, обсуждается «прогноз» на урок.
Метод «Фруктовый сад»
Цель: результаты
применения метода позволят учителю лучше понять класс и каждого ученика,
полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении
уроков (внеклассных мероприятий) для обеспечения личностно-ориентированного
подхода к обучающимся.
Учащимся раздаются вырезанные из бумаги яблоки (ожидания) и лимоны (опасения)
и предлагается попробовать определить, что они ожидают (хотели бы получить)
от сегодняшнего урока, чего опасаются, записать и прикрепить на определенное
дерево: яблоня и лимонное дерево. После выполнения подводятся итоги выяснения
ожиданий и опасений.
Метод «Что у меня на сердце»
Цель: определить ожидания и опасения учащихся от предстоящего урока.
Ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Метод «Лицензия на приобретение знаний»
Цель: сформулировать для себя, чему учащиеся хотели бы научиться и что побуждает их к этому. Они также имеют возможность осознать как желательные, так и нежелательные последствия своего обучения.
- Подумайте, пожалуйста, чему вам хочется научиться, а затем о том, к чему вы уже готовы, а к чему - нет. А теперь составьте себе "Лицензию на приобретение знаний".
Вопросы для анализа:
- Соответствует ли мое желание учиться моему возрасту?
- Соответствует ли оно моим жизненным целям?
- Соответствует ли оно моей текущей жизненной ситуации?
Укажите также, что ограничивает возможности вашего обучения. Запишите, чему вы пока не разрешаете себе учиться. Дайте обоснование, снова ответив себе на три приведенных выше вопроса.
И в заключении, определите и отметьте, какая "инстанция" выдала вам эту лицензию. Быть может, ваш собственный внутренний голос привел вас к такому решению? Или это ожидания вашей семьи? Или что-либо другое?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.