Применение деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний в начальных классах
Оценка 4.8

Применение деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний в начальных классах

Оценка 4.8
docx
21.02.2020
Применение деятельностного метода обучения  на примере урока открытия новых знаний в начальных классах
Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность. Это позволяет им эффективно продвигаться в развитии мыслительных операций, умений анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, рассуждать по аналогии. Задания, предлагаемые ученикам, развивают ум, волю, чувства, эмоции, формируют способность ставить перед собой цель, самостоятельно находить и преодолевать затруднения, проводить самоконтроль и самооценку.
деят метод.docx

Применение деятельностного метода обучения  на примере урока открытия новых знаний в начальных классах

Из опыта работы

Единственный путь, ведущий к знанию,

 - это деятельность.  

(Б.Шоу)

            За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей  образования.

            В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить

- становление личности младшего школьника,

- раскрытие его индивидуальных возможностей.

            Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.

Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

            Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:

        ставить цели,

        решать задачи,

        отвечать за результаты.

В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Что важно знать и уметь учителю начального образования?

        знать принципы деятельностного подхода;

        уметь реализовать его на практике.

        освоить новую систему оценивания – критериальную;

        освоить принципы организации диалога на уроке.

« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И. Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.

Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?

Для этого и рассмотрим  возможности применения технологии деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний.

Урок открытия новых знаний

Цель: формирование новых понятий.  

1.      Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.

            «Хочу, потому что смогу»

§      1-2 минуты

§      У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);

- самопроверка домашнего задания по образцу.

2.   Актуализация знаний

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  и  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

§      4-5 минут

§      Возникновение проблемной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.  Постановка учебной задачи

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

§      4-5 минут

§      Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

 

4.   « Открытие» детьми нового знания

Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения

   проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование  нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.

§      7-8 минут;

§      Способы: диалог, групповая или парная работа;

§      Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

5. 

 

5. Первичное закрепление

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

§      4-5 минут;

§      Способы: фронтальная работа, работа в парах;

§      Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

     6.   Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

§      4-5 минут;

§      Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

§      Выполняется письменно;

§      Методы: самоконтроль, самооценка.

     7.   Включение нового знания в систему знаний и повторение

Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.

§      7-8 минут;

§      Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

§      Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

     8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

§      2-3 минуты;

§      Вопросы:

            - Какую задачу ставили?

            - Удалось решить поставленную задачу?

            - Каким способом?

            - Какие получили результаты?

            - Что нужно сделать ещё?

            - Где можно применить новое знание?

            - Что на уроке у вас хорошо получалось?

            - Над чем надо поработать?

Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в начальной школе единым образовательным процессом.

Следовательно, можно сделать выводы:

1.              Использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.

2.              В результате использования  деятельностного метода обучения в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.

3.              Программа обучения в начальной школе создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.

           

Идрисова Феруза  Изетовна

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории


 

Применение деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний в начальных классах

Применение деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний в начальных классах

Для этого и рассмотрим возможности применения технологии деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний

Для этого и рассмотрим возможности применения технологии деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний

Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или…

Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или…

Рефлексия деятельности (итог урока)

Рефлексия деятельности (итог урока)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2020