Применение деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний в начальных классах
Из опыта работы
Единственный путь, ведущий к знанию,
- это деятельность.
(Б.Шоу)
За последние десятилетия, на мой взгляд, чётко обозначилась тенденция к изменению сущности, целей и приоритетных ценностей образования.
В связи с этим приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить
- становление личности младшего школьника,
- раскрытие его индивидуальных возможностей.
Развитие личностных качеств и способностей младшего школьника опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.
В процессе работы я пришла к выводу, что ребёнок, не овладевший приёмами учебной деятельности в начальных классах школы, в среднем звене неизбежно переходит в разряд неуспевающих. Обучение через деятельностный метод предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности.
Деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.
Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности:
ставить цели,
решать задачи,
отвечать за результаты.
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
Что важно знать и уметь учителю начального образования?
знать принципы деятельностного подхода;
уметь реализовать его на практике.
освоить новую систему оценивания – критериальную;
освоить принципы организации диалога на уроке.
« Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете», – писал И. Гёте. Поэтому цель школы не в том, чтобы ученик знал больше, а в том, чтобы он умел узнавать, добывать нужные ему знания, умел применять их в жизнь, в работе, в любых ситуациях.
Как же построить работу на уроке, чтобы дети не получали готовых знаний, а сами «открывали» их?
Для этого и рассмотрим возможности применения технологии деятельностного метода обучения на примере урока открытия новых знаний.
Урок открытия новых знаний
Цель: формирование новых понятий.
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне.
«Хочу, потому что смогу»
§ 1-2 минуты
§ У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг другу с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
- девиз, эпиграф («С маленькой удачи начинается большой успех»);
- самопроверка домашнего задания по образцу.
2. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
§ 4-5 минут
§ Возникновение проблемной ситуации.
3. Постановка учебной задачи
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
§ 4-5 минут
§ Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
4. « Открытие» детьми нового знания
Цель: по возможности включение детей в ситуацию выбора метода решения
проблемы, решение детьми проблемы с помощью выбранного метода, фиксирование нового алгоритма (понятия) в языке и знаково.
§ 7-8 минут;
§ Способы: диалог, групповая или парная работа;
§ Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
5.
5. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
§ 4-5 минут;
§ Способы: фронтальная работа, работа в парах;
§ Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
§ 4-5 минут;
§ Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);
§ Выполняется письменно;
§ Методы: самоконтроль, самооценка.
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение
Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение и закрепление изученного ранее.
§ 7-8 минут;
§ Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;
§ Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
§ 2-3 минуты;
§ Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать ещё?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо поработать?
Я считаю, что правильное использование деятельностного метода обучения на уроках в начальной школе позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное – сделает учёбу в начальной школе единым образовательным процессом.
Следовательно, можно сделать выводы:
1. Использование деятельностного подхода создаёт необходимые условия для развития умений учеников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем.
2. В результате использования деятельностного метода обучения в учебном процессе повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению. Всё это способствует развитию творческих способностей школьников, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активизирует мышление.
3. Программа обучения в начальной школе создаёт условия для формирования учебно-познавательной деятельности учащихся и их личностного развития; для социальной и социально-психологической ориентации в окружающей действительности.
Идрисова Феруза Изетовна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.