Применение дистанционных форм обучения в преподавании английского языка
Автор: Наумова Ольга Викторовна
Организация: МАОУ «СОШ №16»
Населённый пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск
В соответствии с требованиями к результатам основного общего образования, представленными в ФГОС общего образования второго поколения, учебная деятельность нацелена на формирование целенаправленной и мотивированной активности учащихся, направленной на овладение учебной деятельностью. Необходимо создавать оптимальные педагогические условия для формирования и развития самостоятельного познавательного поиска, постановки учебных целей, овладение учебными действиями, умения самостоятельно осуществлять контрольно-оценочные действия. Максимально продуктивным методом для достижения этих целей может стать использование элементов дистанционного обучения.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.
Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.
С приходом интернета в школы перед российскими учителями и детьми открылось множество возможностей сетевого образования: прохождение программ дистанционного обучения, сетевые проекты, поиск партнеров для совместной реализации идей.
Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.
Такая модель интеграции очных и дистанционных форм обучения весьма является весьма перспективной для иностранного языка, учитывая специфику этой дисциплины. Это стало очевидно особенно с внедрением Интернета в человеческую жизнь. Людям не всегда хватает на занятии времени, чтобы сформировать необходимый запас лексики; отработать применение грамматических правил; разобрать сложные тексты; обсудить интересные примеры; заслушать наиболее интересные результаты по выполнению работы учащихся или просто подискутировать на интересные темы, подготовить и поделиться дополнительной информацией по теме.
Жалко бывает обрывать интересную дискуссию, сообщение или доклад, видеть разочарованные лица ребят, которым не удалось высказать свою точку зрения или выступить с подготовленным материалом на учебном занятии. Кроме того, сейчас много внимания уделяется необходимости обучения письменным видам деятельности: созданию вторичных текстов при работе с информацией (докладов, сообщений, аннотаций); написанию сочинений, эссе. Эти виды работы обязательно присутствуют в календарно-тематическом планировании любого преподавателя иностранного языка. На учебном занятии, к сожалению, не всегда можно уделить этим видам деятельности достаточное количество времени.
При выполнении дополнительных или самостоятельных заданий по учебнику у обучающихся нет подкрепления, т.е. они не знают, верно или нет выполнено задание. В связи с этим, мотивация почти нулевая. А выполняя то же грамматическое упражнение дистанционно в форме теста, учащийся, выбрав ответ, уже видит верные ответы, какие они и сколько их. В данном случае учащимся интересно дальше делать задание и узнать, сколько правильных ответов получится. Что придаёт ему уверенности – «а я всё-таки понял тему». А также есть возможность, увидев неверные ответы, проконсультироваться у преподавателя, в том числе и дистанционно (по электронной почте).
Далеко не всем обучающимся требуется одинаковый объем материала и времени на закрепление разных тем. Одним студентам нужно обратить внимание на одно, другим – на другое. Когда идёт о формировании грамматических и лексических навыков, согласитесь, разным учащимся требуется разный объем упражнений и времени на отработку и закрепление. Это зависит и от свойств памяти, и от индивидуальных способностей, и от уровня обученности. Если мы действительно хотим использовать личностно-ориентированный подход в нашей деятельности, мы должны учитывать эти особенности наших обучающихся и соответственно выстраивать процесс преподавания, применяя различные формы и методы обучения.
Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.
Дистанционное обучение - это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своём собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания, подготовке к внеклассному мероприятию.
Дистанционное обучение является необходимой альтернативой. Ведь иногда по состоянию здоровья учащийся просто не может принять учителя и провести с ним полноценный урок. На дистанционное обучение отводится один учебный час в месяц. Разумеется, при такой ограниченной учебной нагрузки огромную роль играет мотивация учащегося, его готовность к самообразованию. Ведь особенностью педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель, «центр тяжести» постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс. Важнейшая функция учителя – оказать необходимую поддержку обучающемуся в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации
Темы уроков разнообразны. Так, например, в 3 классе изучаются следующие темы:
1. «Я и моя семья».
2. «Мир вокруг нас. Природа. Времена года».
3. «Мир увлечений».
4. «Школа».
5. «Здоровье и еда».
6. «Города и страны».
После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У каждого учащегося создан адрес электронной почты. Учитель отправляет учащимся контрольные задания по электронной почте. Учащиеся, выполнив их, присылают свои варианты учителю. Учащиеся могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.
Как уже было отмечено выше, уроки проводятся с помощью специального программного обеспечения, которое выдано каждому учащемуся и учителю. Учитель готовит урок в «оболочке» данной программы, которая представляет собой конструктор, который можно наполнить необходимым учебным материалом: печатными текстами, аудио и видеоматериалами, презентациями. Таким образом, все уроки проводятся в интерактивной форме. Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп».
Разумеется, каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
Положительные результаты уроков дистанционного обучения.
þ Прямой диалог «учитель - ученик».
þ Индивидуальный подход к каждому ученику.
þ Визуальный и голосовой контакт посредством веб-камеры.
þ Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.
þ Стремление освоить современные технологии.
þ Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
þ Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
þ Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.
Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.
Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.
Основные трудности и проблемы в учебной деятельности можно представить в виде таблицы:
Наименование и содержание компонента учебной деятельности. |
Задачи. |
Приемы, используемые в дистанционном обучении. |
Мотивы учения. Неумение
учащегося выделить цели действия. |
Формирование
познавательных мотивов: |
В процессе работы необходимо отмечать любые успехи ученика с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед учащимся не составила для него большой трудности. |
Учебные действия. В связи с особенностями развития детей-инвалидов у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию |
Обучение учащегося планированию деятельности во времени. |
Тренировка
усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок: |
Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. |
Обучение контролю по результатам деятельности. |
Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля. |
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для детей с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, вызывает интерес к процессу обучения, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.