ПРИМЕНЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Черных Т.А.
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений происходит непрерывно вместе с внедрением новых средств обучения (средств мультимедиа, сетевых образовательных ресурсов). В настоящее время компьютер, проектор, интерактивная доска используются не только для преподавания информатики и информационных технологий, но и для представления учебного материала гуманитарных и технических наук. Традиционные формы обучения дополняются и заменятся электронными, которые не только повышают интерес обучаемых, но и делают процесс обучения более результативным. В связи с этим, одной из главных задач общества является обеспечение разумного использования электронных ресурсов.
Важной составляющей процесса обучения является самостоятельная работа студентов, на долю которой в Федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) приходится более половины академических часов. Кроме того, большая часть времени, отводимого на аудиторные занятия, также включает самостоятельную работу. Отсюда следует вывод, что времени на самостоятельную работу в учебном процессе достаточно, необходимо лишь грамотно и эффективно его использовать.
Под самостоятельной работой студента (СРС) понимают планируемую учебную и научную работу, выполняемую по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством [1].
Основная цель СРС - научиться самостоятельно обрабатывать учебный материал, заложить основы самоорганизации для того, чтобы в дальнейшем повышать свой профессиональный уровень. Среди основных видов самостоятельной работы студентов обычно выделяют: проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий; подготовка к лабораторным занятиям, коллоквиумам, рубежному контролю, зачетам и экзаменам, презентациям и докладам; написание рефератов и эссе; выполнение лабораторных и контрольных работ; выполнение индивидуальных творческих заданий; участие в научной работе.
Для того, чтобы СРС была результативной и эффективной, необходимо четко определить критерии оценки результатов и предоставить необходимый учебно-методический материал. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий [2].
В связи с этим, считаем необходимым использование электронных средств обучения (далее ЭСО) в процессе самоподготовки студентов.
Среди преимуществ использования ЭСО для СРС стоит отметить:
- Доступность (электронные учебники, учебные пособия, компьютерные тренажеры и практикумы можно хранить на любом носителе информации, будь то диск или флеш-накопитель, их можно пересылать по электронной почте; в то время как их бумажные аналоги не всегда есть в наличии в библиотеке или магазине, на их поиски тратится много времени, к тому же необходимо место для хранения).
- Интерактивность – выбор индивидуального маршрута и темпа обучения (навигация является несомненным преимуществом ЭСО по отношению к традиционным бумажным средствам получения информации, она позволяет быстро перемещаться между разделами, осуществлять поиск и повтор необходимой информации, причем темп обучения студент выбирает самостоятельно в зависимости от индивидуальных особенностей).
- Оперативный контроль результатов обучения (важной составляющей процесса обучения является контроль результатов, ЭСО позволяют в короткие сроки получить оценку полученных знаний и указать на необходимость повторения пройденного материала; чаще всего для этой цели используются тесты, при прохождении которых выдается сообщение о количестве правильных ответов).
- Наглядность (безбумажные средства обучения имеют расширенные возможности для реализации дидактического принципа наглядности на качественно новом уровне, поскольку позволяют включать в свой состав информацию различного вида: текст, графика, аудио, видео).
В качестве примера рассмотрим лабораторный практикум по дисциплине «Информатика», содержание которого представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Содержание лабораторного практикума по дисциплине «Информатика».
Процесс СРС с использованием лабораторного практикума можно представить следующим образом.
Рисунок 2 – Этапы СРС с использованием лабораторного практикума по дисциплине «Информатика».
Получив задание от преподавателя, студент приступает к изучению теоретического материала, далее переходит к выполнению лабораторной работы. В лабораторном практикуме по дисциплине «Информатика» представлено не только задание, но и рекомендации к его выполнению. Также предложен видеоролик, содержащий пример аналогичной работы с пояснением основных наиболее трудных моментов. После этого студенту необходимо подготовить отчет по проделанной работе, опираясь на рекомендации по его оформлению и содержанию. Для самостоятельной оценки усвоения изученного материала, предлагается пройти тестирование и, в случае неудовлетворительного результата, повторить теоретический материал. Далее обучаемый переходит к изучению следующей темы и выполнению очередной лабораторной работы и т.д.
Таким образом, СРС с применением электронных средств обучения формирует у студентов навыки самообразования, умение анализировать и структурировать полученную информацию, позволяет получать оценку результатов учебной деятельности, способствует закреплению знаний, полученных на занятиях в аудитории, формирует творческий подход к решению поставленных задач, а так же практические навыки, необходимые для дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Сенашенко, В. Самостоятельная работа студентов: Актуальные проблемы / В. Сенашенко, Н. Жалнина // Высшее образование в России. – 2006. - №7. – С. 103-109.
2. Об образовании в
Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
[Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/16/
(дата обращения: 06.11.2016).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.